Мы живем в эпоху космических технологий и искусственного интеллекта: эру парадоксов, когда еще вчера казавшийся недосягаемым цифровой мир все больше становится неотъемлемой частью повседневного бытия. Мы заказываем по телефону доставку еды, продуктов, здесь же и другие всевозможные сервисы – от бронирования и покупки билетов, путевок до выбора модной одежды, а уж возможности онлайн-образования поистине безграничны.
Однако, как говорится, чем дальше в лес…
Вот уже и дети не отстают от взрослых в освоении IT-сферы, гаджетов. Но о чем все же следует помнить всем Марко Поло цифровизации?
Какие угрозы и вызовы может нести новая инфосреда, с какими горькими последствиями собственной беспечности и неведения мы сталкиваемся уже сегодня и можно ли противостоять обрушившемуся техно-нашествию?
Думается, перед тем, как предстоит начать пользоваться высокотехнологичными новшествами, нужно сперва тщательно изучить все связанные с этим процессы, оценить их влияние, возможности и риски. Ведь напичканный сложнейшей ICT-начинкой смартфон – такое же устройство, как и автомобиль, который требует знания правил его использования. Но если в случае с автовождением не обойтись без водительских прав и ПДД, то в Сеть почему-то все кидаются, как в омут с головой, без всякой подготовки, с ходу, не зная броду. И дети здесь не только не исключение, но и, напротив, самая активная и любознательная аудитория.
И вот, с учетом обычной сверхзанятости родителей на работе, а дома неотложными бытовыми делами, текущими планами, гаджеты все чаще и чаще заменяют малышам и игры, и книги, и подвижные игры на свежем воздухе.
Вручить хнычущему крохе планшет с веселым мультфильмом или игрой стало уже привычной панацеей от плача и непоседливости, одним словом, примером родительского незнания и нежелания уделять время и возиться со своим ребенком.
– Ну и кто сейчас точно знает, как надо правильно развивать детей: во что играть, чему учить? – сетуют многие молодые родители, разводя руки в недоумении, зачастую заключая: – И вообще, зачем эти дети нам сейчас нужны?
При этом они и сами почти не отрываются от экранов своих мобильных телефонов, часами зависая в Интернете, блогах, соцсетях.
И мало кто из них задумывается в этот момент, что еще с древних времен на нашей земле грамотное воспитание ребенка рассматривалось как важнейшее направление становления личности. Ведь только посеянное с первых дней рождения в маленьком детском сердце семечко духовности и добра поможет в будущем превратиться малышу в достойного человека!
Величайшие мыслители Востока, чьи воззрения используются в качестве фундаментальных основ современных наук по всему миру, ставили семью в основу формирования не только самого человека, но и общества в целом.
Абу Райхон Беруни, аль-Хорезми, аль-Фараби, Абу Али ибн Сино, Омар Хайям, Саади, Абдурахмон Джами, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур, Юсуф Баласагунский, Махмудходжи Бехбуди, Абдулла Авлони, Махмуд Кашгарский, Ахмад Югнаки в своих трудах уделяли особое внимание вопросам воспитания и образования молодого поколения.
Эти выдающиеся восточные просветители в своих научных трактатах отдельно подчеркивали, как важно взращивать в ребенке высокие морально-нравственные качества: сострадание, милосердие, заботу о своих ближних, окружающем мире, стремление жить не только для себя, но и для общества. Они считали необходимым для малыша творческое развитие, понимание прекрасного, через призму которого советовали взращивать в ребенке трудолюбие и овладение будущим делом в совершенстве.
Показательно, что Абу Райхон Беруни (973 – 1048 гг.) выделял в качестве приоритета интеллектуальное развитие ребенка, что, по его мнению, содействует формированию правильного мировосприятия: способности различать праведные и неправедные поступки, самостоятельность в принятии верных решений.
Абу Наср ибн Мухаммад аль-Фараби (870 – 950 гг.), которого называют «вторым гуру» научной и философской мысли после Аристотеля считал главной целью воспитания подвести человека к счастью через постижение им такой добродетели, как совершение праведных дел.
Мудрость поколений, духовное наследие, национальный генетический код – это и есть ключ к разгадке мироустройства и бытия. Прискорбно, что пренебрегши этим в век искусственного интеллекта, потомки великих мыслителей устремились к иным информационным далям…
С каждым днем все больше и больше детей и подростков прожигают свое время во Всемирной паутине, не обращая внимания на предупреждения экспертов в области психологии о рисках для здоровья из-за чрезмерного использования гаджетов.
Какие же проблемы может таить для детей зависание в Сети?
По данным ученых, это и задержки в речевом развитии и формировании рефлексов, ухудшение памяти, зрения, осанки, концентрации внимания, потеря эмоциональной связи с родителями.
Информационная перегрузка чревата повышенной утомляемостью, нервозностью, нарушением сна, снижением социальных навыков и эмоционального интеллекта.
Однако самое печальное, что неконтролируемое пользование гаджетами напрямую ведет к трансформации головного мозга и расстройствам психики.
Первыми об этом заговорили известная нейрофизиолог, профессор Оксфордского университета С. Адель Гринфилд (Великобритания), американские психиатры-дарвинисты Гэри Смол и Гиги Ворган в своем научном труде «Электронный мозг: переживая технологическое изменение современного разума», Марк Бауэрлейн в книге «Самое тупое поколение: как электронная эпоха создет поколение глупых американцев и подвергает опасности наше будущее», Николас Карра в статье «Делает ли Гугл нас тупее?».
На сегодня в 27 странах ЕС и Великобритании ущерб, нанесенный в связи с проблемами с психическим здоровьем граждан оценивают в 4,2 процента ВВП, или более 600 млрд евро.
Однако к 2030 году эти затраты, связанные с расстройствами психики населения, по подсчетам Всемирного экономического форума, достигнут уже 6 трлн долларов в год.
В Узбекистане проведенное совместное исследование ЮНИСЕФ «Психическое здоровье и психосоциальное благополучие подростков в школе» выявило наличие проблем с психикой у 10-15 процентов подростков среди учащихся как младших, так и старших классов. Всего мониторинг охватил учащихся 6, 9, 11 классов более 200 школ из 13 регионов республики и столицы.
Согласно данным опросов, в числе причин, вызвавших расстройства психики и, как следствие, затяжные депрессии от умеренной до тяжелых форм подростки назвали буллинг или травлю – агрессивное и дискриминационное отношение, запугивания и насмешки одноклассников, издевательства.
Также среди вызвавших тревогу факторов подростки назвали несправедливое, по их мнению, отношение к ним со стороны учителей, повышенную академическую нагрузку, климат в образовательном заведении в целом.
Примечательно, что все вышеназванные проблемы испытывали, как правило, те подростки, чьи родители в силу разного рода обстоятельств находились вдали от семьи, в основном, на заработках.
Источником затяжных депрессий у детей является зачастую недостаток поддержки со стороны семьи и возможности быть выслушанными и принятыми во внимание при решении жизненно важных вопросов.
Серьезное психическое состояние школьников многократно усугубило воздействие гаджетов – мобильных телефонов, игровых приставок, ПК, а именно, бесконтрольное пребывание в соцсетях, к которым они прибегали с целью отвлечься и уйти от проблем, найти моральную поддержку, поскольку штатные психологи не всегда обладали необходимыми компетенциями для выявления и предотвращения негативных состояний психики.
Еще один проведенный в Узбекистане при содействии ВОЗ мониторинг, охвативший школы столицы, Кашкадарьинской и Ферганской областей, ставил целью изучение влияния Интернета и соцсетей на физическое и психическое здоровье детей, а также способов родительского контроля. Как выяснилось, многие из них глубоко заблуждались, когда считали, что их чада используют гаджеты в учебных целях.
Опрос самих школьников показал, что они зарегистрированы в таких социальных сетях, как ТikTоk, Instagram, Telegram, WhatsApp, Facebook, Imo, ВКонтакте, Pinterest, Snapchat, YouTube, Twitter, Одноклассники, Viber, Discord, Likee, Чат-рулетке.
По мнению специалистов, родителям нужно бить тревогу, если ребенок под любым предлогом пытается заполучить смартфон, а после его использования становится агрессивным и раздражительным, не в состоянии переключиться на другой вид занятий, и если в повседневной жизни, кроме зависания в телефоне его трудно заставить выйти из дома либо заниматься какими-то другими, домашними, например, делами. Такая ситуация, когда вместо общения с близкими родственниками, ровесниками, занятий спортом ребенок предпочитает уединяться с телефоном, как минимум, должна насторожить.
Что делать и как предотвратить Интернет-зависимость?
Легких путей еще никто не открыл: только внимание и забота самых близких людей помогут правильному развитию физического и психического здоровья вашего ребенка.
Невзирая на глобальные трансформации, важнейшей жизненной ценностью, средоточием национальных традиций и обычаев в Узбекистане является крепкая и дружная семья. Исторически и эволюционно семья в нашей стране всегда являлась источником защиты, безопасности, развития как отдельной личности, так и общества в целом. Уважение к родителям и старшим – это то, что отличает наш менталитет. Почитание и сохранение многовековых традиций и обычаев, национальной культуры – залог продолжения и преемственности поколений.
Противостоять зомбированию и избежать негативного влияния Интернета можно только через совместное семейное общение, участие в традиционных мероприятиях, а также интересные экскурсии, поездки, познавательные рассказы для детей о явлениях природы, животных, птицах, красоте родного края.
Чем раньше начнете вплотную заниматься ребенком, тем меньше у него останется шансов стать зависимым от гаджетов и соцсетей, а у вас – вытягивать его на прогулку на свежем воздухе на собачьем поводке.
Дилором Ташмухамедова,
заместитель председателя Комитета
по вопросам молодежи, культуры и спорта
Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
УзА