15 августа в Ташкенте начало свою работу пятьдесят пятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, прошедшее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На пленарном заседании рассмотрен Закон «Об утверждении Предпринимательского кодекса Республики Узбекистан».

Утверждаемый законом Предпринимательский кодекс предусматривает унификацию более 100 законодательных актов. При этом основной целью является регулирование отношений в сфере предпринимательства.

Кроме того, в кодексе основной задачей определены создание гарантий и условий для свободного участия и заинтересованности граждан в предпринимательской деятельности, защита частной собственности, а также прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

Унифицированы и закреплены основные принципы предпринимательской деятельности: законность, свобода предпринимательства, равенство субъектов предпринимательства, добросовестная конкуренция, свобода от коррупции и другие.

Субъекты предпринимательства делятся на малые, средние и крупные (на практике в качестве категории существовал только субъект малого предпринимательства).

Определяются виды деятельности, которыми не могут заниматься индивидуальные предприниматели. Им предоставляется право осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.

Устанавливаются границы государственного регулирования предпринимательства, а также формы регулирования. В соответствии с международными стандартами вводится система женского и молодежного предпринимательства и их поддержки.

Кодексом определяются такие понятия, как социальное предпринимательство, социальное предприятие, социально уязвимые слои населения, механизмы их поддержки.

Вместе с тем устанавливаются правовой статус, цели и задачи бизнес-инкубаторов и запрещается предоставление государственным предприятиям льгот и преференций, ограничивающих конкуренцию.

Отмечалось, что принятие Предпринимательского кодекса служит объединению разрозненных законодательных актов в единый документ, стабильности законодательства в сфере предпринимательства, сокращению вмешательства государства в сферу предпринимательства, а также установлению единого подхода в сфере предпринимательского права.

После активного обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее на заседании Сената обсуждался Конституционный Закон «О Кабинете Министров Республики Узбекистан».

Данный закон направлен на приведение деятельности правительства в соответствие с Конституцией в новой редакции и обеспечение его эффективного функционирования в современных условиях.

Законом закреплен ряд изменений и дополнений в функциях и полномочиях Кабинета Министров. В частности, четко определяются полномочия исполнительной власти в экономической, бюджетной, финансовой, налоговой, социальной сферах, а также сферах экологии и охраны окружающей среды.

Уточняются порядок назначения и освобождения от должности Премьер-министра, его заместителей и министров, их обязанности, функции и персональная ответственность.

Кроме того, в законе отражен ряд важных изменений, направленных на повышение ответственности и открытости деятельности правительства. Так, предусматривается представление Премьер-министром, его заместителями и министрами в Законодательную палату Олий Мажлиса ежегодного отчета по социально-экономическим вопросам жизни страны.

В целях обеспечения нового подхода для упрощения порядка работы в деятельности правительства законом устанавливается, что все вопросы в рамках Кабинета Министров решаются на заседаниях правительства.

Усиливается персональная ответственность министров по различным направлениям – за качество организации работы в возглавляемом каждым из них министерстве, эффективность проведения единой государственной политики в закрепленных за ними сферах и отраслях, результаты и последствия ее развития.

В ходе активного обсуждения сенаторы отметили, что данный закон основан на принципе последовательности и координации действий между различными уровнями органов государственной власти и управления.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон, отметив его важность для совершенствования системы государственного управления, дальнейшего повышения ее эффективности и ответственности правительства перед населением.

После этого на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О защите детей от всех форм насилия».

Растет число случаев насилия, совершаемого в отношении детей. Существующие правовые механизмы недостаточно эффективны, чтобы предупредить его и защитить права и законные интересы жертв.

За последние 3 года более 2 тысяч граждан были лишены родительских прав по решению суда, из них 86 процентов привлечены к ответственности за уклонение от исполнения родительских обязанностей.

Закон обеспечивает правовое регулирование отношений в сфере защиты детей от всех форм насилия.

В частности, устанавливается, что лицо, пострадавшее от насилия, может обратиться в соответствующие уполномоченные органы или суд, получить бесплатную юридическую, экономическую, социальную, психологическую, медицинскую и иную помощь в специальных центрах, а также по телефону доверия.

Законом впервые вводится новый институт. Устанавливается порядок выдачи охранного ордера детям, пострадавшим от насилия. Данный охранный ордер выдается органами внутренних дел сроком до тридцати дней и вручается жертве или ее законному представителю при участии уполномоченного государственного органа.

В случае если в течение этого периода угроза не была устранена, по заявлению жертвы насилия или ее законного представителя срок действия охранного ордера может быть продлен судом по уголовным делам до одного года.

В законе отражено право требования возмещения материального ущерба и компенсации морального вреда, причиненного жертве.

Также четко определены основные направления государственной политики в области защиты детей от насилия, государственные органы и организации, непосредственно осуществляющие свою деятельность в этом направлении, и их полномочия.

На Национальное агентство социальной защиты возлагаются задачи по выявлению детей, ставших жертвами насилия, а также детей, которые находятся под угрозой его применения, ведению их учета и, в случае необходимости, обеспечению принятия индивидуальных мер по предупреждению насилия в отношении них.

Закон в очередной раз повышает ответственность родителей. Так, предусматривается, что они должны беречь жизнь и здоровье детей, заботиться о них и защищать от информации, оказывающей вредное воздействие. Запрещается физическое наказание детей в процессе их воспитания.

В ходе обсуждения отмечалось, что принятие данного закона служит совершенствованию правовой основы соблюдения и уважения прав, свобод и законных интересов детей, нетерпимости к случаям насилия в отношении них, обеспечению неотвратимости ответственности лиц, совершивших насилие.

Закон одобрен сенаторами.

Кроме того, в ходе пленарного заседания обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы предоставления социальных услуг и помощи».

Отмечалось, что сегодня в нашей стране проводятся масштабные реформы в плане обеспечения надежной защиты прав и свобод человека и его законных интересов на основе благородной идеи «интересы человека превыше всего».

В частности, при Президенте Республики Узбекистан образовано Национальное агентство социальной защиты, реализующее государственную политику в сфере, также при нем созданы центры социальных услуг «Инсон».

В связи с этим возникает необходимость уточнения в законодательных актах полномочий Национального агентства социальной защиты, а также видов социальных услуг и помощи, оказываемых нуждающимся в поддержке слоям населения.

Данным документом в некоторые законы вносятся изменения, касающиеся возложения на Национальное агентство социальной защиты функции по выдаче пособия на погребение, определения его полномочий в области защиты женщин от притеснения и насилия, а также освобождения от уплаты государственной пошлины при обращении в суды по гражданским делам и административные суды.

Кроме того, предусматривается отмена требования заключения лечебного учреждения при зачете в стаж работы времени ухода за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе.

Также предоставляется право на бесплатное пользование городским пассажирским транспортом одиноко проживающим и одиноким престарелым, лицам с инвалидностью, нуждающимся в постороннем уходе.

Законом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины одиноко проживающих и одиноких престарелых, лиц с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе, при замене утерянных или пришедших в негодное состояние идентификационной ID-карты или биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан.

Также устанавливается включение средств, направленных на оказание спонсорства одиноко проживающим и одиноким престарелым, лицам с инвалидностью, нуждающихся в постороннем уходе, в расходы, подлежащие вычету при определении налоговой базы.

Сенаторы особо подчеркнули, что данный закон служит усилению адресной и эффективной социальной защиты слоев населения, нуждающихся в поддержке, а также совершенствованию системы оказания помощи и повышению качества социальных услуг.

Закон одобрен сенаторами.

Также на пленарном заседании рассмотрен Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Лондон, Москва и Вашингтон, 27 января 1967 года)».

В настоящее время космическая деятельность занимает важное место в процессе глобализации и информатизации мирового сообщества.

Все ведущие и многие развивающиеся страны мира проводят научные исследования по изучению и использованию космического пространства, а космический потенциал используется для реализации экономических, оборонных, технических, научных, социальных, культурных и международных интересов.

В настоящее время необходимость вступления Республики Узбекистан в члены международных организаций и принятия или присоединения к документам, основанным на нормах международного права, в целях установления и укрепления отношений сотрудничества с развитыми странами на международной арене, осуществления космической деятельности с учетом национальных интересов в соответствии с нормами международного права, а также ускорение трансфера технологий становятся одним из актуальных вопросов.

Отмечалось, что договор вступил в силу 10 октября 1967 года и по состоянию на 2024 год к нему присоединились 114 стран.

Ратификация договора откроет перед Узбекистаном возможности исследования и использования космоса, свободного доступа ко всем областям космического пространства и небесным телам, а также участия в международных космических проектах, обмена ресурсами и знаниями.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы пятьдесят пятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан