Об этом говорилось на презентации по системе высшего образования при Президенте Шавкате Мирзиёеве.

Образование – это процесс, который постоянно развивается и трансформируется. С целью ускорения реформ в этом направлении постановлением главы государства от 2 февраля этого года был создан проектный офис «Центр проектов в сфере образования». За прошедшее время офисом совместно с министерствами разработаны меры и инициативы по организации учебного процесса на новых принципах, повышения потенциала кадров и качества образовательных услуг до международных стандартов.

На презентации при Президенте, состоявшемся 6 мая, обсуждены предложения по оптимизации направлений обучения в высшем образовании, совершенствованию систем приема и квалификации.

Сегодня в вузах страны имеются 306 направлений бакалавриата и 625 направлений магистратуры. Однако некоторые из них не соответствуют международным стандартам и требованиям современного рынка труда. Это создаёт определённые сложности в формировании полноценной квалификации у выпускников и их трудоустройстве.

В связи с этим выдвинуты предложения по пересмотру направлений бакалавриата и магистратуры, а также открытию новых направлений в более востребованных областях на основе международной классификации образования и передового зарубежного опыта.

Рассмотрен также вопрос оптимизации деканатов и других административных структур путем цифровизации учебного процесса в вузах. Дано указание в срок до 1 сентября полностью пересмотреть учебные процессы и внедрить новую систему.

Следующий важный вопрос – дальнейшее обеспечение справедливости приема в вузы и предоставление доступа к государственным грантам самым способным абитуриентам. Нынешняя система приема и распределение квот нельзя назвать полностью конкурентной. Некоторые абитуриенты, набравшие высокий балл, могут    и не поступить, так как в вузе, в который они подали документы, заполнена квота.

Согласно новому порядку, абитуриент, набравший высокий балл по конкретному направлению, будет рекомендован на государственный грант независимо от выбранного вуза. То есть, молодежь, набирающая высокие баллы, обязательно получит возможность учиться.

Еще одно нововведение: теперь государственный грант не будет предоставляться одному студенту на 4 года,  а будет перераспределяться ежегодно между студентами, достигшими высоких результатов.

Глава государства подчеркнул необходимость справедливой организации этой системы и информирования молодежи и родителей о ней.

Также много актуальных вопросов по квалификационным требованиям. Некоторые критерии в нашей стране не полностью соответствуют международным стандартам и требованиям работодателей. Из существующих около 8 тысяч рабочих профессий для более чем 5 тысяч не разработаны стандарты квалификации, а существующие нечеткие и имеют низкое качество.

Кроме того, в центрах оценки квалификации не внедрена сертификация. Процессы и документация национальной системы квалификаций не цифровизированы.

В связи с этим решено создать Институт развития национальной системы квалификаций и вместе с работодателями разработать необходимые квалификационные требования.

– Это проблема, непосредственно затрагивающая занятость населения. Поэтому необходимо разработать законы в этой области, определить ответственность министерств и ведомств, усилить контроль за их исполнением, – сказал Шавкат Мирзиёев.

На презентации также проанализировано качество технического образования.

В нашей стране ежегодно создаются более трех тысяч промышленных предприятий, на них создается 146 тысяч рабочих мест. Требуется более 25 тысяч инженеров и технологов в год.

Несмотря на то, что кадры готовятся в 33 государственных высших учебных заведениях технического направления, качество образования не соответствует требуемому уровню. Некоторые предметы и специализации, которые преподаются здесь, уже исключены из программ ведущих зарубежных технических университетах. Почти половина учебных планов и программ не соответствует требованиям рынка труда и международным стандартам.

Ответственным лицам указано на необходимость кардинальных изменений в этом направлении образования.