Прогресс или, наоборот, кризис любой страны зависит от уровня развития системы образования в этой стране.
В Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2019 года, определены приоритетные направления системного реформирования высшего образования, а также задачи по поднятию на качественно новый уровень процесса подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров с современными знаниями.
Мы поинтересовались мнением руководителя отдела Центра исследований развития высшего образования при Министерстве высшего образования, науки и инноваций Лочина Зарипова о реализации этих целей и задач.
– В документе важное значение придается модернизации высшего образования и развитию социальной сферы и отраслей экономики на основе передовых образовательных технологий, – говорит Л.Зарипов. – В частности, предусмотрено увеличение количества часов, отведенных на самообразование, внедрение методик и технологий, направленных на формирование у студентов навыков самостоятельного образования, критического и творческого мышления, системного анализа, предпринимательских навыков, методик и технологий, направленных на усиление компетенций в учебном процессе.
Кроме того, предусматривается направление образовательного процесса на формирование практических навыков, широкое внедрение передовых педагогических технологий, образовательных программ и учебно-методических материалов на основе международных образовательных стандартов.
Подчеркивается, что добиться развития необходимых компетенций, творческого, исследовательского и логического мышления у специалистов можно посредством постоянного совершенствования самостоятельного обучения и навыков работы.
– Что подразумевается под самостоятельным обучением?
– Это целенаправленная деятельность студентов в системе высшего образования, при которой их учебная деятельность направляется преподавателем на самостоятельное обучение. Рекомендуются темы и учебная литература, методические пособия для самостоятельного изучения, даются задания, контролируется их выполнение.
Ученые-исследователи определяют понятие самостоятельного образования по-разному. Так, по мнению российского педагога В. Сластенина, «Самостоятельное обучение – это деятельность учащегося по приобретению таких знаний, при которых его последовательное мышление, умственные и практические операции, а также последовательность его действий зависят от него». Как говорил А.Бушля: «Самостоятельное обучение – это совокупность самостоятельных работ, основанных на особом системном подходе к образованию».
Самостоятельное обучение – это систематическая деятельность, направленная на овладение обучающимся определенной частью знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом и предметной программой по конкретному предмету на основе советов и рекомендаций учителя-предметника на занятиях и вне занятий.
– Что требуется от студента при самостоятельном обучении?
– В этом процессе студенту важно обладать навыками самостоятельного усвоения новых знаний, знать удобные методы и средства поиска необходимой информации, уметь эффективно пользоваться источниками.
При этом необходимо обладать навыками работы с традиционной учебной и научной литературой, нормативными документами, электронной учебной литературой и банком данных и целенаправленно пользоваться сетью Интернет.В этом процессе студент должен найти рациональное решение поставленных задач, проанализировать базу данных, подготовить результаты работы к экспертизе и обработать их на основании заключения эксперта.
Конечно, при выполнении заданий важен системный и творческий подход. Разработанное решение, проект или идею необходимо будет обосновать и защитить в команде специалистов. В соответствии со временем, отведенным в учебной программе на получение обучающимся самостоятельного образования, организационные формы самостоятельного обучения, варианты заданий должны быть разработаны на соответствующих кафедрах по каждому предмету и утверждены на заседаниях кафедр.
Абдулазиз Рустамов, УзА