Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 4 апреля состоялось совещание, посвященное анализу работы и дальнейшим важнейшим задачам в сфере оказания государственных услуг населению и субъектам предпринимательства.
Прежде граждане, желающие наладить предпринимательство, открыть фирму или предприятие, нередко сталкивались с волокитой в процессе сбора необходимых документов. Порой приходилось целый день стоять в очереди, чтобы получить обычную справку в нотариальной конторе, архиве, кадастровом ведомстве, организации электро-, газо- и водоснабжения или в махалле.
Отсутствие информационно-коммуникационных ресурсов и баз данных в ряде государственных органов все еще создает трудности в предоставлении государственных услуг. Низкий уровень внедрения информационно-коммуникационных технологий, сохраняющееся предпочтение ведения бумажного документооборота приводят к необоснованным финансовым расходам, увеличению времени ожидания гражданами и образованию очередей и, как следствие, – в отдельных случаях к фактам коррупции и бюрократизма.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан “О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению” от 12 декабря 2017 года было организовано Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции. С 1 января 2018 года все центры “одно окно” преобразованы в центры государственных услуг при Народных приемных.
В настоящее время этими центрами оказываются такие услуги, как прием заявлений для определения детей в дошкольные образовательные учреждения, постановка граждан на учет в накопительной пенсионной системе, подключение к инженерно-коммуникационным сетям, согласование проектной документации, выдача разрешений на осуществление строительно-монтажных работ, на индивидуальное жилищное строительство (реконструкцию), на специальное водопользование или специальное водопотребление. Генеральной прокуратуре и Министерству юстиции поручено еще более расширить перечень государственных услуг, оказываемых этими центрами.
Оказание каждого вида государственной услуги предусмотрено упростить по принципу «Двигаются документы, а не граждане», прежде всего, за счет самостоятельного получения уполномоченными государственными органами и иными организациями необходимых документов и информации из других структур.
Конечно, эта основанная на современных технологиях система, призванная облегчить заботы населения, создает большие удобства. Однако наличие в ней некоторых недостатков препятствует оперативному и качественному оказанию услуг.
Так, в некоторых уполномоченных органах не завершено до конца внедрение электронной информационной системы, не налажен межведомственный обмен информацией. Некоторые центры не обеспечены оптико-волоконными сетями для доступа в интернет.
На совещании эти проблемы были критически проанализированы, Министерству юстиции и Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций, другим соответствующим ведомствам поручено обеспечить создание электронной информационной системы и электронной базы данных по 50 госуслугам, а также подключение всех центров к интернету по оптико-волоконным линиям связи.
Было указано также на необходимость запустить во всех центрах систему электронной очереди и создать приложения, позволяющие пользоваться государственными услугами по мобильным телефонам.
Поставлена задача разработать типовые проекты зданий центров государственных услуг, построить их на основе государственно-частного партнерства в соответствии с современными требованиями и предоставить льготы участвующим в таких проектах инвесторам.
Как известно, 35 видов лицензий и разрешений в сфере предпринимательства выдаются правительством. Подобная чрезмерная централизация препятствует развитию предпринимательской деятельности. В связи с этим даны поручения по резкому сокращению и упрощению лицензионных и разрешительных процедур в соответствии с Государственной программой «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий».
На совещании было подвергнуто серьезной критике неудовлетворительное состояние оказания государственных услуг в сферах кадастра и строительства. Комитету “Ергеодезкадастр” поручено совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций внедрить электронный порядок ведения кадастровой документации недвижимости, а также наладить выдачу кадастровых свидетельств не в бумажной форме, а в виде выписки из электронного реестра. Указано на необходимость завершить до мая текущего года внедрение информационного комплекса «Лицензия», позволяющего выдавать все разрешения и лицензии в электронном виде.
На совещании отмечалось, что в нашей стране до 2021 года необходимо заменить на новые свыше 5 миллионов водительских удостоверений. Однако в каждой области насчитывается 3-4, всего по республике 49 структур, осуществляющих замену удостоверений. Отныне замена водительских удостоверений также будет осуществляться через центры государственных услуг, для этого к ним будет прикреплен представитель службы безопасности дорожного движения.
С учетом высказанных в ходе выездных приемов предложений поручено внедрить в экспериментальном порядке прием в центрах государственных услуг на местах документов от абитуриентов, желающих поступить в бакалавриат Ташкентского государственного юридического университета.
На совещании заслушаны отчеты руководителей, ответственных за сферу, определены важные задачи по совершенствованию системы оказания государственных услуг.