Во многих странах блогинг уже превратился в полноценную профессию. Популярные на локальном уровне блогеры могут быть не только востребованнее местных поп-звезд, но и получать ежемесячный доход, равноценный зарплате гендиректора крупной международной корпораций. Чтобы возглавить такую компанию, нужно потратить лучшие годы своей жизни на получение образования, потом еще десятилетиями карабкаться по корпоративной лестнице.

С блогингом все проще — достаточно, чтобы твой контент понравился аудитории, а популярность и успех придут следом за подписчиками. Многих сверхпопулярных блогеров сложно назвать интеллектуалами, ведь большинство из них с трудом освоили даже школьную программу. При этом их ежемесячный доход может составлять сотни тысяч долларов.

Чтобы стать популярным в приложении TikTok, достаточно обладать приятной внешностью, не нужно даже кривляться. К примеру, там могут быть сотни роликов, на которых блогер просто идет по улице, строит гримасы или улыбается под музыку.

У подростков при просмотре подобного контента создается впечатление, что стать популярным очень просто, а тратить время на зубрешку и домашнее задание глупо и бессмысленно.

Согласно исследованию профессора Матиаса Бэртла из немецкого университета Оффенбурга звездами видеохостинга YouTube суждено стать только трем процентам пользователей, которые когда-либо создавали или создадут свои каналы. Встречаются и довольно комичные случаи. Так, в YouTube много старых заброшенных каналов, на которых загружено всего несколько видео, а подписчиков — десятки тысяч. Очевидно, владельцы некоторое время следили за показателями, но потом разочаровались в блогинге и перестали проверять аналитику. Между тем, одно из их видео попало в рекомендации хостинга и набрало миллионы просмотров, чем и объясняется количество подписчиков.

Другой вопрос касается монетизации контента. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан с начала 2020 года иностранные юридические лица, осуществляющие реализацию услуг и товаров в электронной форме на территории нашей страны, были признаны налогоплательщиками в части таких услуг, оказываемых физическим лицам. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан создал НДС-офис, который позволяет иностранным интернет-компаниям, работающим в Узбекистане, встать на учет и начать платить налоги. Если верить данным налогового ведомства, то в виртуальном офисе зарегистрировались компании Google и Apple. Эти корпорации владеют одними из крупнейших площадок в мире для блогинга. Google принадлежит видеохостинг YouTube, а Apple владеет сервисом для подкастов Apple Podcasts. Хотя эти компании зарегистрировались на территории нашей страны и платят налоги, они не торопятся предоставлять все возможности своих сервисов местным блогерам. В частности, для того, чтобы запустить свой подкаст на Apple Podcasts, необходимо подтвердить свой аккаунт. Для этого нужно указать свои платежные реквизиты, среди которых номер пластиковой платежной карты. При попытке ввести номер карты местного банка выходит ошибка.

Чтобы включить монетизацию канала по правилам YouTube, достаточно набрать 1000 подписчиков, 4000 часов просмотров видео за год либо 10 миллионов просмотров общедоступных коротких видео за три месяца. Однако, достигнув необходимого количества подписчиков и просмотров, большинство местных блогеров узнают, что Партнерская программа YouTube не доступна для жителей Узбекистана. В справке видеохостинга указано, что это связано с особенностями местного законодательства. Некоторые партнерские программы действуют уже более десяти лет и активно сотрудничают с узбекскими блогерами. Они получают за них средства и пересылают их в Узбекистан. За свои услуги они забирают комиссию с каждого перевода. Но и здесь, иногда можно натолкнуться на подводные камни. Существует миф, что крупные бренды готовы платить блогерам десятки миллионов сумов за каждое упоминание. Такое бывает, но зачастую блогеры готовы сотрудничать за бесплатные образцы их продукции. К слову, в TikTok сейчас десятки аккаунтов узбекских блогеров миллионщиков. Они занимаются этим не ради денег. Им достаточно популярности и внимания со стороны миллионов незнакомцев.

Роман БОНДАРЧУК