Президента Республики Узбекистан
В целях ускоренного развития отраслей экономики и социальной сферы, широкого использования научно-инновационного потенциала с полной мобилизацией научно-интеллектуальных и финансовых ресурсов, определения приоритетных направлений непрерывного реформирования науки на перспективу, подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров, обладающих современными знаниями, поднятия работ по модернизации научной инфраструктуры на качественно новый уровень, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»:
2. Установить, что Концепция, ее целевые показатели и индикаторы предусматривают в том числе следующее:
а) в направлении совершенствования системы управления сферой науки:
б) в направлении совершенствования системы финансирования науки и научной деятельности, а также диверсификации источников финансирования:
увеличение к 2025 году в 6 раз, к 2030 году – в 10 раз доли всех средств, направляемых на науку, по отношению к валовому внутреннему продукту;
доведение к 2025 году с сегодняшних 8 процентов до 20 процентов, к 2030 году – до 30 процентов доли средств, выделяемых частным сектором на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объеме финансирования науки;
создание в 2021 году двух венчурных фондов, в 2025 году – десяти совместно с ведущими зарубежными инвестиционными компаниями в целях финансирования инновационных разработок и стартап-проектов;
в) в направлении подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров и их ориентации на научную деятельность:
доведение к 2025 году до 45 лет, к 2030 году – до 39 лет среднего возраста соискателей научных организаций;
увеличение к 2025 году в 2 раза, к 2030 году – в 3 раза доли высококвалифицированных научных сотрудников (кандидатов наук, докторов философии и наук) в общей численности соискателей в возрасте до 39 лет;
г) в направлении создания современной инфраструктуры развития науки:
увеличение к 2025 году в 3,5 раза, к 2030 году – в 9 раз доли расходов организаций на технологические инновации, реализованные собственными усилиями в общем объеме расходов на технологические инновации в сфере научных исследований и разработок;
создание 7 современных лабораторных комплексов и оснащение их оборудованием, соответствующим мировым стандартам GLP и GMP;
д) в направлении формирования современной информационной среды, способствующей развитию науки:
создание национального научного портала;
внедрение рейтингов ученых, организаций и источников научно-технической информации.
3. Установить, что:
на должности руководителей научных организаций назначаются в приоритетном порядке молодые специалисты, обладающие навыками управления системой науки и экономическими знаниями;
с 1 января 2021 года внедряется система обучения и повышения квалификации руководителей научных организаций в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан на постоянной основе;
с 1 января 2021 года в каждой научной организации в рамках предельной общей численности управленческого персонала вводится должность консультанта по науке и научной деятельности, на которую назначаются известные деятели науки и авторитетные ученые, и данный консультант также управляет Научным советом организации;
создаются научные сообщества по каждому направлению науки в целях формирования и обеспечения эффективной деятельности данных направлений, а также повышения ответственности научных школ, деятелей науки и ведущих ученых в данной сфере;
в 2021 году проводится аудит научно-инновационной деятельности всех государственных научных организаций с привлечением международных независимых экспертных компаний за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей;
руководители (первые заместители) всех органов государственного управления и хозяйственных объединений республиканского уровня одновременно являются ответственными за развитие науки и инновационной деятельности, осуществляют координацию работы подведомственных организаций в данном направлении.
4. Внедрить с 1 января 2021 года программу «Академическая мобильность» в целях поддержки и широкого привлечения к науке одаренной молодежи, занимающейся научной деятельностью в регионах, а также создания и повышения научного потенциала авторитетных научных школ.
Установить, что в рамках программы «Академическая мобильность»:
выделяются гранты на стимулирование научных идей одаренной молодежи, занимающейся научной деятельностью, организацию ее краткосрочных стажировок в зарубежных университетах и научных центрах за счет средств Фонда поддержки одаренной молодежи Академии молодежи;
данной категории молодежи предоставляется право бесплатного пользования современным научным оборудованием научных организаций, высших образовательных учреждений, а также научных подразделений при министерствах, ведомствах и организациях.
Министерству инновационного развития совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 декабря 2020 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект Правительственного решения о реализации программы «Академическая мобильность».
5. Утвердить:
«Дорожную карту» по реализации в 2020–2022 годах Концепции развития науки до 2030 года (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2;
План комплексных мер по достижению целевых параметров расширения объема финансирования и диверсификации источников финансирования сферы науки и научно-исследовательских работ в 2021–2023 годах (далее – План мер) согласно приложению № 4.
6. Внедрить с 1 января 2021 года Единую электронную систему координации подготовки кадров с ученой степенью.
Установить, что посредством Единой электронной системы координации подготовки кадров с ученой степенью предусматривается полное:
формирование банка данных о стажерах-исследователях, соискателях, научных руководителях и консультантах, а также фиксации выполнения работ по индивидуальному плану стажеров-исследователей и соискателей;
проведение мониторинга эффективности институтов по подготовке кадров с ученой степенью, формирование соответствующих отчетов и аналитической информации;
формирование заявок по квотам приема для обучения на стажера-исследователя, в базовой докторантуре и докторантуре;
проведение регистрации соискателей на обучение в институтах по подготовке кадров с ученой степенью.
Министерству инновационного развития профинансировать расходы, связанные с бесперебойной работой, техническим обслуживанием и поддержкой, а также дальнейшим совершенствованием функциональных возможностей данной электронной системы.
7. Установить порядок, в соответствии с которым:
документы о присуждении ученой степени доктора философии (PhD) или доктора наук (DSc), выданные высшими образовательными организациями зарубежных государств, в которых внедрена одноступенчатая система послевузовского образования и занявшими одну из первых 300 позиций в перечне международных рейтингов, ежегодно утверждаемом совместным решением Министерства высшего и среднего специального образования и Государственной инспекции по надзору за качеством образования, признаются в Республике Узбекистан напрямую в качестве доктора наук (DSc) и подлежат нострификации (установлению эквивалентности);
документы о присуждении ученого звания профессор, доцент, старший научный сотрудник и иных приравненных к ним ученых званий, выданные высшими образовательными организациями, занявшими одну из первых 300 позиций в перечне международных рейтингов, признаются в Республике Узбекистан напрямую без проведения дополнительной экспертизы и иных испытаний на основе рекомендаций советов высших образовательных учреждений и научных организаций.
8. Кабинету Министров в двухнедельный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проекты постановлений Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления по развитию научной и инновационной деятельности» и «О мерах, направленных на дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере науки и государственного управления в области инновационного развития», предусматривающие:
внедрение нового порядка формирования государственных программ по научной деятельности;
эффективное использование средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей, Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, а также Фонда поддержки одаренной молодежи Академии молодежи;
пересмотр действующих задач и функций Министерства инновационного развития и дальнейшее повышение эффективности его деятельности.
9. Принять к сведению, что Всемирным банком одобрен проект «Модернизация национальной инновационной системы Узбекистана» (далее – Проект) по выделению льготных кредитных средств в размере 50 миллионов долларов США в целях развития в республике инновационной системы и содействия улучшению индикаторов в области инновационной деятельности на основе коммерциализации научных разработок.
Министерству инновационного развития и Министерству инвестиций и внешней торговли в срок до 1 января 2021 года:
принять меры по образованию Международного экспертного совета (International Expert Board) для оценки и проведения экспертизы инициатив (проектов) в рамках Проекта;
принять меры по созданию группы реализации Проекта в целях оказания содействия в осуществлении инициатив (проектов), а также ведения финансового контроля и системы отчетности в рамках Проекта на основе требований Всемирного банка;
внести предложение о привлечении дополнительных льготных кредитных средств Всемирного банка в размере 50 миллионов долларов США на реализацию проекта «Повышение научного потенциала Узбекистана» в 2021 году.
10. Министерству финансов, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, ответственным министерствам, ведомствам и другим организациям выделить средства в рамках параметров Государственного бюджета и соответствующих местных бюджетов, а также из внебюджетных фондов на соответствующие расходы по достижению Целевых параметров.
11. Включить с 1 января 2021 года в рейтинговые показатели оценки уровня социально-экономического развития Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, утвержденные постановлением Президента Республики Узбекистан от 1 мая 2020 года № ПП–4702, индикаторы количества фундаментальных, прикладных и инновационных проектов, профинансированных за счет средств местных бюджетов соответствующих регионов, числа научных соискателей и ученых, приходящихся на один миллион населения, количества и объема коммерциализированных научных разработок.
12. Министерству инновационного развития в срок до 1 декабря 2020 года принять программу по организации работ по повышению в несколько раз объема коммерциализации важных научных разработок, созданных на основе тщательного и всестороннего анализа результативности научных проектов, завершенных в 2019 году в рамках государственных программ по научной деятельности.
13. Ответственным исполнителям – органам государственного управления и хозяйственным объединениям, имеющим подведомственные научные организации, обеспечить:
ежеквартально до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, – представление в Министерство инновационного развития информации о выполнении Плана мер и «Дорожной карты».
14. Возложить персональную ответственность на:
Республиканский совет по науке и технологиям (Арипов А.Н.) – за обеспечение своевременной, полной и качественной реализации настоящего Указа, эффективную организацию и координацию деятельности министерств, ведомств и организаций, ответственных за выполнение Концепции и «Дорожной карты», а также достижение целевых показателей, заслушивание на заседаниях совета не менее двух раз в год отчетов соответствующих руководителей о проведенной ими работе с принятием мер по устранению выявленных недостатков;
Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента, руководителей ответственных министерств, ведомств и других организаций – за обеспечение своевременного, качественного и полного выполнения мероприятий, предусмотренных в Концепции и «Дорожной карте», реализацию научных проектов, направленных на научное решение имеющихся проблем соответствующих регионов на основе формирования региональных программ по научной деятельности;
президента Академии наук (Юлдашев Б.С.) – за полную адаптацию научно-инновационной деятельности научных организаций системы Академии наук к потребностям отраслей экономики и социальной сферы, увеличение количества и расширение масштаба внедрения высокоэффективных научных разработок и технологий.
15. Республиканскому совету по науке и технологиям в двухнедельный срок обеспечить закрепление соответствующих государственных органов и учреждений за Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана и другими средствами массовой информации в целях организации до конца 2020 года выступлений и тематических телепередач по широкому освещению среди научного сообщества и населения целей и задач настоящего Указа.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
29 октября 2020 года.
УзА