Государством уделяется особое внимание вопросам совершенствования системы непрерывного образования, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда, повышения доступности и качества образовательных услуг.
За прошедшие годы реализован комплекс мер по развитию профессионального образования, укреплена правовая база в целях обеспечения модернизации и обновления содержания учебного процесса, принят ряд системных мер по оказанию адресной поддержки талантливой молодежи в достижении значимых результатов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах.
Вместе с тем проведенный анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования показал, что нынешнее состояние системы не отвечает современным требованиям и нуждается в коренном реформировании:
первое, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей вблизи мест проживания населения становится причиной периодических массовых пропусков занятий учащимися, особенно в связи с недостаточной развитостью дорожно-транспортной инфраструктуры в регионах и погодными условиями;
второе, существующая практика формирования материально-технической базы профессиональных колледжей привела к созданию учебных мастерских, не отвечающих направлению обучения, недостаточно укомплектованных необходимыми комплектующими и запасными частями. Средний уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составляет лишь 56 процентов, а в 31 профессиональном колледже вообще отсутствуют учебные мастерские;
третье, в результате недостаточного финансирования многие необходимые учебники и учебные пособия для системы профессионального образования не были изданы, 50 процентов учебников не переведены на русский и каракалпакский языки, а имеющиеся учебники ни разу не обновлялись;
четвертое, система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальные потребности отраслей экономики в регионах, а также устанавливаемые квоты приема в профессиональные колледжи, не учитывающие конъюнктуру рынка труда и наличие возможностей для организации производственной практики, в результате приводят к проблемам с трудоустройством выпускников;
пятое, современное состояние организации учебного процесса в профессиональных колледжах, применяемые учебно-нормативные документы, а также сроки обучения не отвечают уровню сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводят к снижению качества получаемых знаний и, соответственно, слабой востребованности выпускников по ряду направлений образования, в результате чего требуется организация дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы;
шестое, недостаточное развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни» оставляет невостребованными рынком труда значительное количество взрослого населения, а также молодежи и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве;
седьмое, формальное отношение к организации учебного процесса в профессиональных колледжах и интеллектуальному, духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводят к увеличению случаев совершаемых учащимися правонарушений и преступных деяний, снижению посещаемости занятий и интереса к учебе.
Переход с 2017/2018 учебного года на систему 11-летнего обязательного общего среднего образования получил широкую поддержку со стороны общественности, родителей и выпускников 9-х классов.
В целях коренного совершенствования системы общего среднего, среднего специального, профессионального образования на основе опыта развитых зарубежных стран, создания условий для подготовки квалифицированных кадров, повышения занятости выпускников профессиональных колледжей, а также реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
1. Установить, что:
начиная с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее и среднее специальное образование осуществляются в общеобразовательных школах, в том числе специализированных школах и школах-интернатах искусств и культуры, специализированных школах-интернатах олимпийского резерва, а также академических лицеях на основе непрерывного и 11-летнего цикла;
начиная с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных школ на добровольной основе с целью получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет;
учащиеся профессиональных колледжей, принятые на учебу до 2017/2018 учебного года включительно, завершают обучение в профессиональных колледжах в установленном порядке по действующим учебным программам.
2. Считать важнейшими задачами системы подготовки кадров в сфере профессионального образования:
подготовку квалифицированных кадров по востребованным специальностям, в том числе смежным, с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций, обладающих практическими навыками работы с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и со знанием не менее двух иностранных языков;
координацию деятельности профессиональных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприятий-работодателей;
организацию педагогического процесса на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также на развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей;
всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение высококвалифицированных зарубежных специалистов в области профессионального образования для совместной реализации современных инновационных учебных проектов;
приведение требований национальных стандартов профессионального образования в соответствие с требованиями Международной стандартной классификации образования, международных квалификационных рамок, организацию работы по поэтапному обеспечению соответствия и признания национальных квалификационных требований их международным аналогам;
систематизацию и последующее внедрение наработанного практического опыта по организации дифференцированного образовательного процесса, органично сочетающего получение общего образования наряду с профессией, а также эффективной интеграции негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования;
обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны;
реализацию мер по формированию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающую высокоэффективное учебно-лабораторное оборудование, компьютерную технику и инновационные технологические парки, и ее дальнейшему укреплению и эффективному использованию.
3. Создать:
Республиканскую комиссию по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования (далее – Республиканская комиссия) в составе согласно приложению № 1;
территориальные рабочие группы по системному мониторингу деятельности профессиональных колледжей (далее – территориальные рабочие группы) в типовом составе согласно приложению № 2.
4. Республиканской комиссии (К. Акмалов), территориальным рабочим группам обеспечить:
а) в трехмесячный срок всестороннее критическое изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения реальной потребности рынка труда в кадрах по специальностям, входящим в существующие программы обучения, соответствия их целевым параметрам программ социально-экономического развития регионов, выявления потенциальных отраслевых работодателей для последующего закрепления выпускников;
б) до 1 июля 2018 года разработку соответствующего проекта правительственного решения и его внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан, предусмотрев в нем:
передачу профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда;
организацию многопрофильных колледжей для целевой подготовки кадров по востребованным специальностям на рынке труда для сферы предпринимательства, в том числе субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства;
частичную реорганизацию профессиональных колледжей с оптимизацией их общего количества в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) со стороны отраслевых министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий – заказчиков кадров;
целевое использование материально-технической базы, зданий и строений профессиональных колледжей, подлежащих оптимизации, имея в виду размещение в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также дошкольных образовательных учреждений.
Установить, что Республиканская комиссия и территориальные рабочие группы прекращают свою деятельность после завершения мероприятий, предусмотренных в настоящем пункте.
5. Министерству экономики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами по итогам каждого года вносить предложения в Кабинет Министров Республики Узбекистан по открытию новых направлений образования и специальностей в профессиональных колледжах с учетом осуществляемых изменений в программах социально-экономического развития регионов.
6. Установить, что:
профессиональные колледжи осуществляют деятельность преимущественно в составе министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий – заказчиков кадров по отраслевой принадлежности;
стоимость передаваемых зданий, сооружений, оборудования, мебели и инвентаря профессиональных колледжей не является объектом налогообложения при исчислении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль;
содержание профессиональных колледжей за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан осуществляется до полного завершения обучения учащихся, принятых на учебу в профессиональные колледжи до 2017/2018 учебного года (включительно);
средства министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, направляемые целевым назначением на содержание подведомственных профессиональных колледжей, обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров, освобождаются от обложения всеми видами налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.
7. Министерству юстиции совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования и Центром среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан внести:
в недельный срок в установленном порядке проект постановления Президента Республики Узбекистан о совершенствовании деятельности Центра среднего специального, профессионального образования Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан;
в двухмесячный срок в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
8. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и Государственного советника Президента Республики Узбекистан Касимова Р.С.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 25 января 2018 года.
Государством уделяется особое внимание дальнейшему совершенствованию системы непрерывного образования, повышению доступности качественных образовательных услуг, подготовке высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда.
За прошедшие годы в процессе реформирования системы образования республики была создана прочная правовая, организационная, материально-техническая база, что способствовало обновлению содержания обучения и воспитания для повышения интеллектуального потенциала молодого поколения и его гармоничного развития.
Вместе с тем всесторонний анализ результатов развития общего среднего, а также среднего специального, профессионального образования за годы реформ, перехода на обязательное 12-летнее образование показал, что нынешняя система среднего специального, профессионального образования не отвечает требованиям сегодняшнего дня и нуждается в дальнейшем коренном реформировании.
В частности, отсутствие системного подхода в размещении профессиональных колледжей на местах, недостаточно развитая дорожно-транспортная инфраструктура в регионах явились причинами периодических массовых пропусков занятий учащимися;
обеспеченность профессиональных колледжей и их учебных мастерских учебно-лабораторным оборудованием отставала от темпов развития науки, производственных технологий и техники, уровень материально-технического оснащения профессиональных колледжей составил в среднем 56 процентов;
неэффективное и несвоевременное финансирование работы по подготовке и изданию учебников и учебных пособий привело к серьезному отставанию в обеспечении системы профессионального образования учебниками и учебными пособиями нового поколения;
существующая система подготовки кадров в профессиональных колледжах, не обеспечивающая реальных потребностей отраслей экономики в регионах, квоты приема в профессиональные колледжи, устанавливаемые без учета конъюнктуры рынка труда и наличия возможностей для организации производственной практики, оказывали негативное влияние на показатели трудоустройства выпускников;
осуществляемый учебный процесс в профессиональных колледжах, недостатки применяемых учебно-нормативных документов, единые сроки обучения независимо от уровня сложности профессий, недостатки в организации производственной практики приводили к снижению уровня получаемых знаний и слабой востребованности выпускников по ряду направлений, необходимости дополнительного их обучения на рабочих местах после завершения учебы;
слабое развитие системы профессиональной подготовки различных категорий населения по принципу «Образование на протяжении жизни» оставляло значительное число взрослого населения невостребованным на рынке труда, включая молодежь и лиц с инвалидностью, нуждающихся в трудоустройстве;
формальное отношение в профессиональных колледжах к организации учебного процесса и духовно-нравственному воспитанию учащихся, неэффективный механизм организации их свободного времени приводили к снижению посещаемости занятий и, как следствие, к увеличению числа совершаемых ими правонарушений.
В целях системного решения имеющихся в данной сфере проблем, обеспечения коренного совершенствования и развития системы профессионального образования на основе опыта передовых зарубежных стран, обеспечения рационального и целевого использования материальной базы существующих профессиональных колледжей, а также создания условий для повышения эффективности подготовки квалифицированных и отвечающих требованиям рынка труда кадров в профессиональных колледжах, находящихся в ведомственном подчинении соответствующих министерств, ведомств, хозяйственных объединений, коммерческих банков и крупных предприятий, учета потребностей и повышения занятости всех слоев населения принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы общего среднего, среднего специального и профессионального образования».
Данным указом предусмотрено, что:
с 2018/2019 учебного года обязательное общее среднее образование осуществляется на базе непрерывного и бесплатного 11-летнего цикла;
с 2019/2020 учебного года прием в профессиональные колледжи будет осуществляться из числа выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений на добровольной основе для получения соответствующей специальности (профессии) со сроком обучения от шести месяцев до двух лет.
Указом также определены важнейшие задачи системы подготовки кадров в сфере профессионального образования:
подготовка по востребованным профессиям с учетом приоритетов и перспектив развития экономики, современных технических и технологических тенденций квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих практическими профессиональными навыками работы, в том числе с использованием современных информационных технологий;
координация деятельности профессиональных колледжей по коренному повышению качества подготовки востребованных отраслями и сферами экономики специалистов с учетом реальных потребностей в кадрах и предложений предприятий-работодателей;
организация педагогического процесса на основе новых форм и методов, направленных на воспитание молодежи гармонично развитыми личностями, в духе патриотизма и преданности идее национальной независимости, а также развитие духовных и нравственных качеств учащихся на основе нашего богатого научного, культурного и духовного наследия, уважения национальных и общечеловеческих ценностей;
всестороннее развитие сотрудничества с ведущими отечественными и зарубежными образовательными учреждениями, привлечение зарубежных специалистов для совместной реализации инновационных учебных проектов;
обеспечение соответствия требований национальных стандартов профессионального образования требованиям Международной стандартной классификации образования и международных квалификационных рамок, организация работы по поэтапному обеспечению соответствия национальных квалификационных рамок квалификационным рамкам развитых стран и их последующему признанию;
систематизация и последующее внедрение наработанного практического опыта по организации дифференцированного по срокам обучения образовательного процесса, эффективная интеграция негосударственного сектора образования в государственную систему непрерывного образования;
обеспечение тесного взаимодействия системы профессионального образования и производства с активным использованием в учебном процессе инновационных идей, технологий и разработок в целях подготовки кадров, способных активно и эффективно участвовать в процессах дальнейшего реформирования, модернизации и достижения устойчивого роста экономики страны;
разработка и реализация мер по формированию и рациональному использованию современной материально-технической базы профессиональных колледжей, включающей высокоэффективное учебно-лабораторное, компьютерное и иное инновационно-технологическое оборудование.
Указом создается Республиканская комиссия по координации дальнейшего совершенствования системы профессионального образования, а также соответствующие территориальные рабочие группы, задачами которых являются:
изучение деятельности профессиональных колледжей в плане определения потребности рынка труда в кадрах по обучаемым специальностям, соответствия их программам социально-экономического развития региона, определения потенциального отраслевого работодателя для последующего закрепления выпускников;
разработка проекта правительственного решения о передаче профессиональных колледжей в отраслевое подчинение соответствующим министерствам, ведомствам, хозяйственным объединениям, коммерческим банкам и крупным предприятиям с учетом имеющихся реальных потребностей в кадрах в соответствии с целевыми параметрами программ социально-экономического развития регионов и прогноза рынка труда, а также создание сети многопрофильных колледжей для обучения востребованным на рынке труда рабочим профессиям для хозяйствующих субъектов, включая предприятия малого и частного бизнеса, об оптимизации профессиональных колледжей в связи с отсутствием востребованности по отдельным специальностям (профессиям) либо по размещению в них общеобразовательных школ и учебно-производственных комплексов, а также детских дошкольных образовательных учреждений.
Принятие настоящего указа позволит обеспечить рациональное и целевое использование материально-технической базы существующих профессиональных колледжей, создание условий для повышения эффективности подготовки квалифицированных и отвечающих требованиям рынка труда кадров, занятости населения и дальнейшего развития системы профессионального образования в целом.