Указ Президента Республики Узбекистан

В целях расширения предоставления качественных медицинских услуг путем последовательного продолжения реформ в сфере здравоохранения, включая совершенствование управления, определение дальнейших перспектив развития сферы, улучшение материально-технической базы медицинских учреждений и организацию эффективного использования объектов государственного имущества:

1. Преобразовать Центр поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения в Институт здоровья и стратегического развития (далее – Институт).

2. Определить основными задачами Института:

разработку и реализацию программ формирования здорового образа жизнипрофилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями;

разработку и реализацию комплексных мер по пропаганде здорового образа жизни, борьбе с вредными привычками, формированию устойчивой медицинской культуры населения;

выработку научно обоснованных предложений по приоритетным направлениям деятельности, среднесрочным идолгосрочным сценариям и стратегиям развития системы здравоохранения на основе прогрессивного и приемлемого зарубежного опыта;

формирование и ведение медицинской статистики, разработку предложений по внедрению международных стандартов и методик в формировании статистических показателей, совершенствование работ в сфере сбора, обработки, обобщения, анализа, распространения и хранения статистических данных в области медицины.

Установить, что с 1 января 2024 года по условиям оплаты труда, материального стимулирования и социальной защиты сотрудники Института и его территориальных подразделений приравниваются к сотрудникам Министерства здравоохранения и его территориальных органов управления соответственно.

3. Министерству здравоохранения совместно с Институтом в двухмесячный срок разработать Программу формирования здорового образа жизни, систематической пропаганды и популяризации правильного питания на 2024–2026 годы, предусмотрев в том числе:

подготовку в год до 25 промороликов, программ и телепередач, направленных на формирование здорового образа жизни;

ежедневную отправку пользователям сотовых телефонов коротких сообщений (SMS) по профилактике заболеваний и основам здорового образа жизни;

проведение ежегодного конкурса «Лучший пропагандист года в области здорового образа жизни» среди журналистов и иных представителей прессы;

обеспечение показа роликов и предоставления радиоконсультаций о здоровом образе жизни, распространение буклетов на рынках, в самолетах, поездах, автобусах, метро, в супермаркетах и иных местах, массово посещаемых гражданами.

4. Министерству здравоохранения с привлечением международных организаций и зарубежных консалтинговых компаний на основе передового зарубежного опыта до конца 2023 года обеспечить разработку Национальной стратегии «Здоровье населения – 2030», обратив особое внимание на:

дальнейшее приближение первичной медико-санитарной службы к населению с его максимальным охватом;

поддержку здорового образа жизни, здорового питания и физической активности граждан, их всемерную пропаганду среди населения;

охрану материнства и детства, удовлетворение потребностей населения в данном направлении;

расширение объема специализированной медицинской помощи;

полную цифровизацию системы здравоохранения, искоренение бумажной волокиты, необоснованной бюрократии и очередей, создание удобств для населения при его обращении в медицинские учреждения;

внедрение современных и эффективных методов управления и повышение качества медицинских услуг;

повышение кадрового потенциала, развитие медицинского образования и науки;

развитие частного сектора и привлечение инвестиций, а также реализацию масштабных проектов государственно-частного партнерства;

укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;

эффективное регулирование фармацевтической отрасли.

5. Перевести в структуру Министерства здравоохранения:

Агентство по развитию фармацевтической отрасли;

с 1 января 2024 года – Фонд государственного медицинского страхования.

6. Определить, что:

указанные в пункте 5 настоящего Указа учреждения переходят в структуру Министерства здравоохранения с сохранением их статусов самостоятельных юридических лиц, а также действующих источников и порядка финансирования их деятельности;

Агентство по развитию фармацевтической отрасли несет полную ответственность за устойчивое развитие фармацевтической промышленности;

Наблюдательный совет Фонда государственного медицинского страхования самостоятельно определяет поставщиков (государственных и негосударственных), привлекаемых для оказания медицинских услуг в рамках гарантированного объема медицинской помощи, объем закупаемых медицинских услуг и формирует свой бюджет;

с 1 января 2027 года Фонд государственного медицинского страхования выходит из состава Министерства здравоохранения и осуществляет деятельность вкачестве самостоятельного фонда;

базовые цены на медицинские услуги в соответствии с утвержденными стандартами диагностики и лечения льготной категории лиц за счет средств Государственного бюджета определяются Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством экономики и финансов и Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей;

министр здравоохранения и исполнительный директор Фонда государственного медицинского страхования несут персональную ответственность за полное внедрение до конца 2026 года медицинского страхования по всей республике.

7. Создать с 1 января 2024года при Министерстве здравоохранения Государственный целевой фонд развития медицины (далее – Фонд развития медицины) без статуса юридического лицапутем объединения:

Фонда по содействию оздоровлению лиц, страдающих онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями;

Фонда развития скорой медицинской помощи;

Фонда поддержки и привлечения в медицинские учреждения одаренных и квалифицированных медицинских специалистов;

Фонда поддержки больных детей с диагнозом «спинальная мышечная атрофия».

8. Определить с 1 января 2024 года источниками формирования средств Фонда развития медицины:

средства в размере 350 миллиардов сумов, ежегодно выделяемые из Государственного бюджета;

средства, выделяемые из Государственного бюджета на расходы по оказанию медико-социальной помощи и бесплатной доставке лекарственных средств больным детям с диагнозом «спинальная мышечная атрофия»;

средства в размере 50 миллиардов сумов, ежегодно выделяемые из Государственного бюджета для поддержки и привлечения в медицинские учреждения одаренных и квалифицированных медицинских специалистов;

50 процентов от вырученных на публичных торгах (аукционах) средств, перечисляемых в республиканский бюджет, от продажи пустующих помещений, объектов недвижимости и земельных участков учреждений и организаций системы Министерства здравоохранения;

100 процентов поступлений, перечисляемых в местные бюджеты, от сдачи в аренду имущества учреждений и организаций системы Министерства здравоохранения за вычетом операционных расходов Центра по эффективному использованию объектов государственной собственности;

гранты и средства технической поддержки международных финансовых институтов, правительственных и неправительственных организаций;

доходы от размещения Комитетом казначейской службы временно свободных средств Фонда развития медицины на депозиты в коммерческих банках;

спонсорские пожертвования физических и юридических лиц;

другие источники, не запрещенные актами законодательства.

9. Определить, что средства Фонда развития медицины расходуются на:

укрепление материально-технической базы органов управления здравоохранением и государственных медицинских учреждений системы Министерства здравоохранения, закупку программных продуктов и техническое обслуживание информационно-коммуникационных сетей;

закупку медицинского оборудования, компьютеров, планшетов, мультимедийных и сетевых устройств, программного обеспечения, широкое внедрение и развитие информационно-коммуникационных технологий;

финансирование расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой сотрудников органов управления здравоохранением и государственных медицинских учреждений системы Министерства здравоохранения за рубежом, а также привлечение иностранных специалистов к организации обучения, повышения квалификации и обмена опытом в республике;

финансирование мероприятий, направленных на укреплениекадрового потенциала органов управления здравоохранением, а также учреждений и организаций системы Министерства здравоохранения;

привлечение специалистов, в том числе зарубежных, для проведения высокотехнологичных сложных операций по онкогематологическим и трудноизлечимым заболеваниям;

привлечение отечественных и зарубежных экспертов и консалтинговых организаций, организацию и финансирование деятельности экспертной группы в целях реализации масштабных задач в сфере здравоохранения;

капитальный и текущий ремонт, а также строительство и реконструкцию соответствующих медицинских учреждений для оказания медицинской помощи пациентам с онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями, приобретение оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лабораторных реактивов и других расходных материалов для них;

возмещение расходов, связанных с хирургическими операциями в зарубежных странах, при проведении не выполняемых в республике хирургических операций детям-сиротам и детямлишенным родительской опеки, с тяжелыми заболеваниями на основании перечня, утвержденного Министерством здравоохранения;

возмещение затрат на приобретение высокотехнологичных диагностических и лечебно-профилактических услуг государственных и негосударственных медицинских организаций на территории республики для пациентов с онкогематологическими и трудноизлечимыми заболеваниями;

возмещение расходов, связанных с организацией обучения, переподготовки и стажировки сотрудников системы Министерства здравоохранения, включая визиты в зарубежные страны, участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых за пределами территории Узбекистана, отправку в командировку;

финансирование расходов, затраченных на выплату специальных стипендий одаренным студентам высших и средних медицинских образовательных учреждений;

возмещение расходов на организацию и поддержание деятельности  Фонда развития медицины и его дирекции, а также Института и его территориальных подразделений;

финансирование других мероприятий, направленных на выполнение задач, возложенных на Министерство здравоохранения, а также расходов, связанных с реализацией реформ в сфере здравоохранения.

10. Создать с 1 января 2024 года в структуре центрального аппарата Министерства здравоохранения дирекцию Фонда развития медицины без статуса юридического лица в пределах общей численности управленческого персонала министерства.

11. Определить, что:

Фонд развития медицины является правопреемником объединяемых фондов по всем обязательствам и источникам доходов, предусмотренных в настоящем Указе;

средства Фонда развития медицины расходуются строго по направлениям, указанным в настоящем Указе, на основании решения его Наблюдательного совета;

неиспользованные (неосвоенные) средства Фонда развития медицины в текущем финансовом году переходят на следующий финансовый год.

12. Министерству здравоохранения и Министерству юстиции в месячный срок утвердить положение о Фонде развития медицины, а также состав его Наблюдательного совета.

При этом предусмотреть прозрачный порядок расходования средств Фонда развития медицины, вопросы обеспечения отчетности о его доходах и расходах, а также открытости и гласности деятельности.

13. Внести изменения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению.

14. Министерству здравоохранения совместно с Министерством юстиции в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

15. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и министра здравоохранения Республики Узбекистан Иноятова A.Ш.

 

 

         Президент 

Республики Узбекистан                                                                                                                  Ш. МИРЗИЁЕВ          

 

Город Ташкент,

6 сентября 2023 года.