В целях развития сельского хозяйства в стране, финансирования всех направлений аграрной сферы, обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке, создания цепочки высокой добавленной стоимости, механизации аграрной сферы, а также широкого внедрения рыночных принципов в производство, закупку и реализацию продукции:
1. Одобрить предложение Министерства экономического развития и сокращения бедности, Министерства финансов и Министерства сельского хозяйства о поднятии на новый уровень деятельности Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов (далее – Фонд) в целях расширения внедрения дополнительных механизмов и финансовых средств финансирования сельского хозяйства.
2. Установить, что:
а) в целях своевременного обеспечения проведения агротехнических мероприятий, в том числе подъема зяби и внесения минеральных удобрений на посевные площади, с урожая 2022 года финансирование расходов на выращивание хлопка-сырца начинается с 1 ноября года, предшествующего соответствующему финансовому году;
б) выплата компенсации на покрытие части процентной ставки по кредитам, выделенным коммерческими банками для уборки хлопка, производится за счет Фонда.
При этом компенсация выплачивается за первые 9 месяцев кредита в целях покрытия:
части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым в национальной валюте, превышающей основную ставку Центрального банка, но не более 10 процентных пунктов;
части до 30 процентов процентной ставки, установленной коммерческими банками по кредитам, выделяемым в иностранной валюте, но не более 3 процентных пунктов.
Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством финансов и Центральным банком в месячный срок внести на утверждение в Кабинет Министров порядок осуществления мер государственной поддержки, предусмотренных настоящим пунктом.
3. В целях поддержки деятельности по выращиванию овощей установить порядок, в соответствии с которым в 2021 году:
коммерческие банки выделяют кредиты овощеводческим кластерам, фермерским хозяйствам и другим производителям овощей на срок 9 месяцев в размере до 40 процентов стоимости выращиваемых овощей с годовой процентной ставкой по основной ставке Центрального банка (с учетом маржи банка – 2 процента);
для кредитования расходов на выращивание овощей Фонд размещает денежные средства в коммерческих банках на срок 9 месяцев с годовой процентной ставкой на два процентных пункта ниже основной ставки Центрального банка;
при невозвращении кредитов, выделенных коммерческими банками, в сроки, установленные в соглашении, проценты по невозвращенной части кредитов рассчитываются с прибавлением 6 процентных пунктов к основной ставке Центрального банка.
По коммерческим кредитам, выделяемым для выращивания овощей на основных площадях, начиная с урожая 2022 года внедряется система выплаты компенсации на часть процентной ставки, превышающую основную ставку Центрального банка.
4. Выделить с 2021 года Фонду средства из республиканского бюджета Республики Узбекистан для финансирования:
убытков вследствие изменения курса обмена валют по привлекаемым зарубежным кредитам;
компенсаций, выплачиваемых на покрытие части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым сельскохозяйственным предприятиям для уборки хлопка;
отрицательной разницы между процентными ставками средств, привлеченных для устранения финансового дефицита, включая бюджетную ссуду, и ресурсов, размещенных в коммерческих банках для финансирования расходов по производству сельскохозяйственной продукции.
Министерству финансов профинансировать средства, выделяемые на цели, предусмотренные в настоящем пункте, в 2021 году за счет дополнительных источников республиканского бюджета Республики Узбекистан, с 2022 года – предусматривать в параметрах государственного бюджета.
5. Определить основными задачами Фонда:
финансирование расходов на выращивание хлопка-сырца и зерна;
финансовую поддержку выращивания овощей, семена которых засеваются на основных площадях;
закупку по рыночной цене и выставление на биржевые торги пшеницы в объеме, необходимом для обеспечения стабильности цен на зерно и хлебную продукцию на внутреннем рынке;
государственную поддержку поставки фермерским хозяйствам и другим сельскохозяйственным организациям современной высокоэффективной сельскохозяйственной техники;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему финансирования сельского хозяйства и расчета;
изучение и внедрение в республике опыта финансирования аграрной сферы развитых государств.
6. Определить, что:
а) основными источниками формирования средств Фонда являются:
поступления от возврата кредитных ресурсов, размещенных в коммерческих банках в целевом порядке и для финансирования поставки сельскохозяйственной техники лизинговым организациям на условиях лизинга, а также заемных средств и начисленные по ним процентные платежи;
положительная разница, образовавшаяся между ценой закупки (включая расходы на закупку, хранение, транспортировку и реализацию) и ценой реализации пшеницы, приобретенной Фондом;
средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Узбекистан на покрытие убытков вследствие изменения курса обмена валют по привлеченным иностранным кредитам;
привлеченные кредиты, включая иностранные кредиты и инвестиции, гранты международных финансовых институтов и средства донорских организаций;
доходы, поступающие от размещения средств Фонда на депозиты в коммерческих банках;
процентные расходы при закупке сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или кредита, а также средства, выделенные из республиканского бюджета Республики Узбекистан на выплату субсидий для приобретения сельскохозяйственной техники и компенсации транспортных расходов за перевозку комбайнов для оказания услуг за рубежом (экспорт услуг);
средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Узбекистан для выплаты компенсаций на покрытие части процентной ставки по коммерческим кредитам, выделяемым для уборки хлопка;
средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Узбекистан для покрытия отрицательной разницы между процентными ставками средств, привлеченных для устранения финансового дефицита, включая бюджетную ссуду, и ресурсов, размещенных в коммерческих банках для финансирования расходов по производству сельскохозяйственной продукции;
средства, привлекаемые из бюджетов бюджетной системы;
иные источники, не запрещенные законодательством;
б) средства Фонда расходуются на следующие цели:
размещение в коммерческих банках ресурсов для финансирования производства хлопка-сырца, пшеницы и овощей, семена которых засеваются на основных площадях;
закупка совместно с коммерческим представителем пшеницы из зарубежных государств для обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке на основании предложения Республиканского совета по координации широкого внедрения рыночных механизмов в производство, закупку и реализацию зерна;
возврат привлеченной бюджетной ссуды, кредитов и начисленных по ним процентов;
покрытие всех расходов по привлеченным иностранным кредитам в иностранной и национальной валюте, а также убытков вследствие изменения курса валют и процентных платежей;
выплата процентных расходов при закупке сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или кредита, а также субсидий на приобретение сельскохозяйственной техники в размере, установленном законодательством;
выплата компенсаций за транспортные расходы по перевозке комбайнов для оказания услуг за рубежом (экспорт услуг) в размере, установленном законодательством;
выплата компенсаций на покрытие части процентной ставки по коммерческим кредитам на уборку хлопка в размере, установленном законодательством;
покрытие убытков вследствие отрицательной разницы, образовавшейся между ценой закупки (включая расходы на закупку, хранение, транспортировку и реализацию) и ценой реализации пшеницы, приобретенной Фондом;
финансирование расходов на содержание Департамента по управлению Фондом государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов;
в) контроль за целевым использованием средств Фонда осуществляется Департаментом государственного финансового контроля Министерства финансов.
7. Установить, что:
по отношению ко всем счетам Фонда, в том числе соответствующим банковским счетам, посредством которых проводятся операции по оборотным средствам Фонда, ограничительные меры не применяются;
при невозвращении средств Фонда в установленные сроки они взыскиваются Фондом на основании инкассового поручения.
8. Утвердить состав Совета Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов согласно приложению № 1.
Определить основными задачами Совета Фонда:
внесение в Республиканский совет по координации широкого внедрения рыночных принципов в производство, закупку и реализацию пшеницы предложений о закупке пшеницы из зарубежных государств для обеспечения стабильности цен на внутреннем рынке;
заслушивание отчетов Фонда, а также других заинтересованных министерств и ведомств о результатах осуществляемых работ по финансированию и развитию направлений аграрной сферы;
представление Президенту Республики Узбекистан и в Кабинет Министров предложений о совершенствовании деятельности Фонда;
рассмотрение и обеспечение внесения в Кабинет Министров баланса доходов и расходов Фонда, подготавливаемого Фондом;
обсуждение заключений о результатах контрольных мероприятий по эффективному использованию средств Фонда, проведенных Департаментом государственного финансового контроля Министерства финансов, и принятие мер по устранению недостатков.
9. Утвердить структуру Департамента по управлению Фондом государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов (далее – Департамент) согласно приложению № 2.
10. Предоставить Департаменту в порядке исключения право на размещение средств Фонда на депозиты в коммерческих банках на основании прямых договоров без проведения электронного аукциона.
11. Центральному банку в недельный срок обеспечить открытие соответствующих специальных счетов Фонда в национальной и иностранной валюте для проведения финансовых операций.
12. Министерству финансов:
при образовании в Фонде временного дефицита средств выделить бюджетную ссуду на срок до двух лет по средней процентной ставке государственных ценных бумаг, размещенных в прошедший период;
совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Антимонопольным комитетом, Министерством сельского хозяйства и Агентством по управлению государственными активами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложения о совершенствовании системы закупки, реализации и хранения зерна в целях обеспечения стабильности цен.
13. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством финансов в месячный срок внести в Кабинет Министров предложение об упрощении и совершенствовании порядка выплаты Фондом компенсаций и субсидий субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность.
При этом предусмотреть выплату Фондом компенсаций и субсидий на основании заказов Министерства сельского хозяйства.
14. Возложить персональную ответственность на:
заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. – за полное и своевременное исполнение настоящего Указа, эффективную организацию и координацию деятельности ответственных министерств и ведомств, заслушивание отчетов их руководителей о принятых мерах, а также оперативное решение выявленных проблем и устранение обнаруженных недостатков;
министра финансов Ишметова Т.А. – за своевременное выделение за счет бюджетов бюджетных систем средств, необходимых для покрытия дефицита, образующегося в процессе финансирования аграрной сферы, а также осуществление контроля целевого расходования средств, дополнительно выделенных из бюджета.
15. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
16. Признать утратившими силу некоторые решения Президента Республики Узбекистан и правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
17. Министерству финансов совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
18. Ежеквартальное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Вносить Президенту Республики Узбекистан информацию о результативности осуществляемых мер по итогам каждого квартала.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
26 февраля 2021 года