Указ Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего совершенствования налогообложения имущества и земельных участков, внедрения современных методов их оценки и учета, повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, добываемых полезных ископаемых из недр, а также дальнейшего повышения самостоятельности органов государственной власти на местах:
1. Согласиться с предложением Кабинета Министров о введении с 1 января 2021 года порядка, в соответствии с которым:
Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и Кенгаши народных депутатов областей устанавливают ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основе ставок, определяемых Налоговым кодексом, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2,0;
Кенгаши народных депутатов районов и городов имеют право вводить понижающие и повышающие коэффициенты в размере от 0,7 до 3,0 к ставкам земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения, установленным Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и Кенгашами народных депутатов областей, а по городу Ташкенту – к ставкам, определяемым Налоговым кодексом, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
2. Министерству финансов (Ишметов Т.А.) при подготовке проекта закона о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусмотреть ставки земельного налога в разрезе регионов республики. При этом в целях недопущения резкого роста налогового бремени в 2021 году установить, что:
сумма земельного налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем в 1,3 раза;
сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем в 1,3 раза.
3. Одобрить разработанные Министерством финансов основные направления налоговой политики в части совершенствования ресурсных налогов и налога на имущество в 2021 году, предусматривающие:
унификацию порядка налогообложения земель сельскохозяйственного назначения путем распространения на дехканские хозяйства и плодоовощеводческие сельскохозяйственные предприятия порядка исчисления земельного налога исходя из нормативной стоимости сельскохозяйственных угодий и коэффициентов в зависимости от месторасположения и выращиваемых видов сельскохозяйственных культур, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения;
исключение из объекта обложения земельным налогом с юридических лиц земельных участков, отведенных для хранения
всех видов отходов и их утилизации;
определение налогооблагаемой базы по налогу за пользование водными ресурсами для юридических лиц, использующих воду в производственном процессе для охлаждения агрегатов (турбин), исходя из разницы объемов воды, забранной из естественных водных объектов и обратно сбрасываемой в естественные водные объекты, при наличии соответствующих счетчиков учета воды;
сохранение ставок налога за пользование водными ресурсами
на уровне 2020 года для предприятий коммунального обслуживания, а в части объема воды, используемого для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства, – установление единой налоговой ставки в размере 40 сумов за 1 куб.м;
введение порядка раздельного учета объема водных ресурсов, используемого на различные цели, в целях исчисления налога
за пользование водными ресурсами;
установление порядка представления недропользователями в органы государственной налоговой службы отчета о движении запасов полезных ископаемых в электронном виде через персональный кабинет налогоплательщика, одновременно с представлением годовой налоговой отчетности по налогу за пользование недрами.
Государственному комитету по геологии и минеральным ресурсам (Исламов Б.Ф.) на основе мониторинга выдаваемых на территории республики лицензий на добычу полезных ископаемых вносить в Министерство финансов предложения по установлению по ним ставок налога за пользование недрами.
4. Предоставить Государственному налоговому комитету право привлекать в пределах штатной численности областных налоговых управлений до 3 штатных единиц маркшейдеров с приобретением необходимого оборудования для осуществления контроля за достоверностью геолого-маркшейдерских данных, применяемых к фактической добыче (извлечению) полезных ископаемых, и о сверхнормативных потерях полезного ископаемого.
Наделить органы государственной налоговой службы полномочием инициировать в уполномоченном органе и судах вопрос об отзыве или приостановлении лицензии в случае систематического нарушения недропользователем налогового законодательства и (или) непредставления отчета движения запасов полезных ископаемых.
5. Снизить с 1 января 2021 года размер выплаты субъектами предпринимательства ГУП «Хавфсиз дарё» с 2 до 0,1 процента базовой расчетной величины на день заключения договора за 1 куб.м песчано-гравийного материала, полученного в результате расчистки русел рек, за исключением территорий города Ташкента и Ташкентской области.
Министерству финансов (Ишметов Т.А.) совместно с заинтересованными ведомствами пересмотреть ставки налога за пользование недрами по нерудным полезным ископаемым в целях создания дополнительных условий для освоения месторождений нерудных полезных ископаемых и обеспечения их эффективной добычи.
6. Министерству финансов (Ишметов Т.А.) совместно с Государственным налоговым комитетом, Министерством экономического развития и сокращения бедности, другими заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом передового зарубежного опыта внести в срок до 1 июля 2021 года в Кабинет Министров предложения по налогообложению лесных, рыболовных и охотничьих хозяйств, а также лесопарков.
7. Согласиться с предложением Министерства финансов и Государственного налогового комитета о поэтапном внедрении механизма исчисления налога на имущество и земельного налога на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной стоимости объектов недвижимости (здания, сооружения и земельные участки).
Определить, что внедрение механизма исчисления налога на имущество и земельного налога на основе кадастровой стоимости, приближенной к рыночной стоимости объектов недвижимости, проводится в два этапа:
на первом этапе (2021–2023 годы) – на объекты недвижимого имущества жилого фонда (квартиры, индивидуальные жилые дома, дачные домики), а также земельные участки, занятые этими объектами;
на втором этапе (2022–2024 годы) – на отдельные объекты недвижимого имущества нежилого назначения, а также земельные участки, занятые этими объектами.
8. Кабинету Министров (Кучкаров Д.А.), Министерству финансов (Ишметов Т.А.), Государственному налоговому комитету (Кудбиев Ш.Д.), с привлечением при необходимости зарубежных экспертов и оплатой их услуг за счет средств Государственного бюджета, обеспечить:
а) привлечение льготного кредита Всемирного банка на модернизацию системы регистрации системы недвижимого имущества и кадастра;
б) разработку совместно с экспертами международных финансовых институтов и внесение в Кабинет Министров до 1 апреля 2021 года «Дорожной карты» по дальнейшему совершенствованию налогообложения объектов недвижимого имущества, предусмотрев введение налога на недвижимость взамен налога на имущество и земельного налога;
в) унификацию порядков налогообложения объектов недвижимого имущества (здания, сооружения и земельные участки) исходя из их кадастровой стоимости и назначения объекта, а не по признаку принадлежности его юридическому или физическому лицу и введение адвалорной ставки по земельному налогу;
г) внесение в установленном порядке проектов:
до 1 августа 2021 года – правительственного решения по совершенствованию порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества жилого фонда, обратив особое внимание на максимальное приближение кадастровой стоимости к рыночной стоимости объектов, и введению порядка определения кадастровой (рыночной) стоимости земельных участков, занятых объектами индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;
до 1 ноября 2021 года – правительственного решения о введении механизма определения кадастровой стоимости, максимально приближенной к рыночной стоимости объектов недвижимого имущества нежилого назначения и земельных участков, занятых этими объектами;
до 1 декабря 2021 года – Земельного кодекса в новой редакции, предусмотрев классификаторы видов разрешенного использования земельных участков и основания для прекращения прав на них;
д) проведение в 2021–2022 годах эксперимента по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, основанной на рыночной стоимости, в зависимости от использования земельных участков и назначения объектов капитального строительства в следующих «пилотных» регионах республики:
объекты недвижимого имущества жилого и нежилого (коммерческого) назначения – Мирзо-Улугбекский район города Ташкента;
объекты промышленного назначения – город Навои Навоийской области;
рекреационные зоны и объекты особо охраняемых территорий – Бостанлыкский район Ташкентской области;
объекты сельскохозяйственного назначения – Ромитанский район Бухарской области.
Министерству финансов на основе обоснованных расчетов Государственного налогового комитета выделять в течение 2021–2024 годов на проведение оценки объектов недвижимого имущества, принадлежащих юридическим и физическим лицам, средства из Государственного бюджета.
9. Агентству по кадастру при Государственном налоговом комитете (Турахужаев Х.С.) в срок до 1 января 2022 года разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основании их рыночной стоимости, совершенствования информационной системы для создания полной и достоверной базы данных об объектах недвижимого имущества, принадлежащих каждому собственнику (пользователю), и проведения качественной оценки объектов недвижимого имущества исходя из их рыночной стоимости.
10. В абзаце пятом пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 29 августа 2020 года № ПП–4816 «О мерах по поддержке и повышению эффективности рыбной отрасли» после слов «водными ресурсами» дополнить словами «в 2020 году».
11. Министерству финансов (Ишметов Т.А.) совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
3 декабря 2020 года.