Важным условием формирования открытого гражданского общества является повышение роли и значения общественных институтов.

За последние пять лет в стране проделана комплексная и последовательная работа по развитию и укреплению независимых гражданских институтов, обеспечению гарантий их свободной деятельности, налаживанию тесного сотрудничества государственных органов с гражданами, обеспечению осуществления ими открытой, прозрачной и гласной деятельности.

В частности, организована деятельность виртуальной приемной и народных приемных Президента Республики Узбекистан, приемных Премьер-министра, принят Закон Республики Узбекистан «Об общественном контроле», регулирующий отношения в области организации и осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов и учреждений.

Созданы правовые механизмы осуществления социального партнерства государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества, сформированы правовые основы обеспечения открытости деятельности государственных органов на основе законов «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности государственных органов» и других. Коренным образом реформирована система рассмотрения обращений физических и юридических лиц, созданы законодательные основы механизмов противодействия коррупции, а также поэтапно внедряется и реализуется система «Электронное правительство».

Вместе с тем у власти нет возможности продуктивно и добросовестно исполнять возложенные на нее обязательства при отсутствии контроля и обратной связи со стороны социума, являющегося по сути ее «работодателем».

Как и всякий сотрудник, власть должна в полной мере понимать свою задачу, отслеживать не только результат, но и сам процесс своей работы. Если власть не контролируется, то она подвергается коррупционному воздействию, ее деятельность становится менее рациональной, она начинает злоупотреблять принудительными средствами. Контроль власти обществом – это эффективный инструмент, позволяющий обеспечить должный контроль власти со стороны социума, как на стадии ее формирования, так и на стадии осуществления планов и анализа достигнутых результатов.

В Узбекистане в настоящее время все заметнее тенденция роста влияния гражданского общества на положение дел в стране. С учетом этого актуальной и очень важной представляется инициатива Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева о закреплении на конституционном уровне стремления нашей страны к формированию социального государства, политика которого направлена на перераспределение материальных благ в соответствии с принципами социального равенства и социальной справедливости ради создания для каждого гражданина достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий.

Духу этого стремления полностью отвечает постановление Президента Республики Узбекистан от 4 июля 2018 года «О мерах по организации деятельности общественных советов при государственных органах», которым было одобрено предложение о создании общественного совета при каждом государственном органе, в том числе правоохранительных органах, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента. Этим же решением главы государства предусмотрено, что общественный совет является постоянно действующим консультативно-совещательным органом, осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

Основными задачами общественных советов определены: осуществление общественного контроля над деятельностью государственного органа, при котором они созданы; выполнение роли «моста», связывающего государственный орган с гражданами; осуществление системного мониторинга и всестороннего анализа общественного мнения о деятельности государственного органа; участие в разработке и реализации государственных и других программ в сфере противодействия коррупции в деятельности государственного органа; осуществление мониторинга проводимых мероприятий по обеспечению открытости деятельности государственного органа и др.

В целях содействия реализации этой важной инициативе руководителя страны ПРООН профинансирован проект «Создание и наращивание потенциала общественно-консультативных советов (ОКС) при органах государственной власти», который реализуется Институтом проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан совместно с Институтом демократии и прав человека.

В рамках этого проекта в течение ноября-декабря 2021 года созданы общественно-консультативные советы при хокимиатах и местных Кенгашах народных депутатов Хавастского района Сырдарьинской области, Касансайского района Наманганской области и Шурчинского района Сурхандарьинской области. Оказано содействие в организации конкурса кандидатов в члены общественно-консультативных советов, формировании их структуры, а также разработке планов работы.

Первые шаги работы этих общественно-консультативных советов уже дали положительные результаты.

Так, 4 декабря 2021 года постоянная комиссия по вопросам создания условий для занятий молодежью физической культурой и спортом общественно-консультативного совета при Кенгаше народных депутатов Касансайского района изучила ситуацию в махалле «Кукумбой».

Было выявлено плачевное состояние спортивных площадок и зданий для занятий спортом в профессиональном колледже №2, расположенном на территории этой махалли. В результате чего несовершеннолетняя молодежь вынуждена для занятий спортом добираться до ближайшей детско-спортивной школы №1, расположенной в 20 км от махалли.

Жители этой махалли обратились к членам общественно-консультативного совета с просьбой оказать содействие в преобразовании этого колледжа в детско-спортивную школу, для которой у местных жителей есть достаточное оборудование и необходимые специалисты-тренеры.

Предложение жителей махалли «Кукумбой» было рассмотрено на очередном заседании общественно-консультативного совета, по результатам принято решение обратиться с инициативой жителей махалли в Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, правомочное решить данный вопрос.

Такой же общественно-консультативный совет, но уже при хокимиате Касансайского района поддержал инициативу жителей махаллий «Гулбог» об асфальтировании улицы, а 3 декабря – в Международный день инвалидов организовал застолье для лиц с ограниченными возможностями. В ходе этого мероприятия почти 170 инвалидам были предоставлены бесплатно инвалидные коляски, слуховые аппараты, инвалидные палочки, современные подлокотные костыли, передвижное устройство, протезные изделия, а также путевки в республиканские санатории.

Аналогичные мероприятия проведены и в других пилотных районах.

В 2022 году планируется оказать содействие в организации работы и повышении потенциала этих общественно-консультативных советов, в том числе путем организации обучающих мероприятий – семинаров и тренингов, круглых столов, ознакомительного визита в европейские страны, имеющие богатый и положительный опыт государственно-частного партнерства и общественного контроля за деятельностью государственных органов. К процессу обучения членов общественно-консультативных советов будут привлечены авторитетные зарубежные эксперты и специалисты.

Надеемся, что результаты реализации данного проекта позволят повысить гражданскую активность и участие общественности в решении важных вопросов социально-экономического развития в регионах, а также в укреплении диалога между хокимиятами, местными Кенгашами народных депутатов и гражданами, институтами гражданского общества.

Сайёра Ходжаева, директор Института демократии и прав человека, кандидат юридических наук

Алимжан Акилов, начальник отдела Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор.

УзА