Указ Президента Республики Узбекистан

В целях кардинального совершенствования институциональных и правовых основ надежной защиты прав, свобод и законных интересов детей, раннего предупреждения безнадзорности и совершения правонарушений среди детей, обеспечения исполнения результатов обсуждений, проведенных с широкой общественностью по вопросам государственной поддержки детей с инвалидностью и детей, оставшихся без попечения родителей, а также задач, определенных в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека:

1. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса по:

учреждению института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам ребенка (далее – Детский омбудсман);

упразднению должности заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) – Уполномоченного по правам ребенка.

2. Установить, что:

Детский омбудсман осуществляет свои полномочия самостоятельно и независимо от государственных органов и их должностных лиц, подотчетен в своей деятельности палатам Олий Мажлиса;

Детский омбудсман избирается Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса сроком на пять лет;

кандидатура на должность Детского омбудсмана вносится на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Президентом Республики Узбекистан.

3. Преобразовать Республиканскую межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних, межведомственные комиссии по делам несовершеннолетних Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, районов (городов) соответственно в Национальную комиссию по вопросам детей (далее – Национальная комиссия), комиссии по вопросам детей Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента и районов (городов) (далее – территориальные комиссии) соответственно.

Определить основными задачами Национальной комиссии:

обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка, его здорового образа жизни;

оказание содействия в физическом, интеллектуальном, духовном и нравственном воспитании детей;

принятие мер по предупреждению лишения детей попечения родителей;

организацию разработки и реализации государственных и иных программ в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди детей, а также контроля за их исполнением;

проведение оценки, мониторинг и повышение эффективности принимаемых мер по защите прав, свобод и законных интересов детей;

выявление и анализ причин и условий системных недостатков, а также их устранение путем совершенствования правоприменительной практики и законодательства;

сбор, хранение, обработку, анализ информации по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей, а также ее использование в целях повышения эффективности деятельности соответствующих органов и учреждений;

осуществление координации деятельности государственных органов и организаций, а также территориальных комиссий по защите прав, свобод и законных интересов детей.

Определить, что Национальная и территориальные комиссии при организации деятельности по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право привлекать соответствующие государственные органы, включая правоохранительные.

4. Утвердить:

Состав Национальной комиссии по вопросам детей согласно приложению № 1;

Типовой состав комиссий по вопросам детей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента согласно приложению № 2;

Типовой состав комиссий по вопросам детей районов (городов) согласно приложению № 3.

Кабинету Министров в месячный срок утвердить положение о Национальной комиссии и типовое положение о территориальных комиссиях.

5. Установить порядок, в соответствии с которым Национальная комиссия ежегодно представляет информацию о своей деятельности Сенату Олий Мажлиса, территориальные комиссии ежеквартально – Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей, города Ташкента, районов (городов) соответственно.

6. Образовать с 1 сентября 2021 года:

Сектор по вопросам защиты детей в составе Секретариата по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров численностью 3 штатные единицы, финансируемые за счет средств Государственного бюджета (далее – Сектор Кабинета Министров);

секретариаты по вопросам защиты детей в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента за счет оптимизации действующей должности секретаря в региональных межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних, а также одной штатной единицы должности специалиста в секторе социальной защиты и поддержки детей Министерства народного образования Республики Каракалпакстан, управлений народного образования областей и города Ташкента;

секторы по защите детей в хокимиятах районов (городов) за счет оптимизации действующей должности секретаря в межведомственных комиссиях по делам несовершеннолетних районов (городов), а также должности методиста по социальной защите детей в районных (городских) отделах народного образования.

Установить, что штатные единицы Сектора Кабинета Министров формируются за счет сокращения трех штатных единиц органов прокуратуры.

7. Возложить на Секретариат по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров следующие дополнительные задачи:

обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, определение мер по реализации государственной политики в данном направлении;

совершенствование правовых основ гарантий прав ребенка;

обеспечение соблюдения актов законодательства о гарантиях прав ребенка;

обеспечение открытости и гласности деятельности государственных органов и их должностных лиц по обеспечению и защите прав, свобод и законных интересов ребенка;

решение вопросов поддержки детей, нуждающихся в социальной защите;

обеспечение взаимодействия органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций в области опеки и попечительства;

обеспечение приоритета семейной формы воспитания детей;

создание и совершенствование механизмов поощрения лиц, заботящихся о детях, оставшихся без попечения родителей;

ведение мониторинга условий жизни и воспитания детей, принятых на воспитание в семью (патронат);

организацию разработки и реализации, а также осуществление контроля за исполнением государственных и иных программ по работе с лицами, нуждающимися в установлении опеки или попечительства;

установление мониторинга за выделением и доведением до адресатов средств, предусмотренных на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

организацию социально-правовой защиты и оказание содействия в обеспечении занятости молодых людей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, окончивших воспитательные учреждения;

оказание содействия в медико-социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями;

принятие мер по выявлению и устройству детей, оставшихся без присмотра, без надзора и не имеющих определенного места жительства.

8. Определить, что Сектор Кабинета Министров, секретариаты по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также секторы по защите детей хокимиятов районов (городов) выполняют задачи рабочего органа соответственно Национальной и территориальных комиссий.

9. Утвердить:

Организационную структуру Сектора по вопросам защиты детей Кабинета Министров согласно приложению № 4;

Типовую структуру секретариатов по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента согласно приложению № 5;

Типовую структуру секторов по защите детей хокимиятов районов (городов) согласно приложению № 6.

10. Установить, что:

а) деятельность секретариатов по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также секторов по защите детей хокимиятов районов (городов) координируется Секретариатом по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров;

руководители секретариатов по вопросам защиты детей Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также начальники секторов по защите детей хокимиятов районов (городов) назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с Секретариатом по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров;

б) на работу в Сектор Кабинета Министров и территориальные подразделения Секретариата Кабинета Министров, как правило, принимаются в первую очередь граждане, имеющие высшее образование в таких сферах, как «психология», «юриспруденция» и «социальная работа».

11. Утвердить План мер по дальнейшему совершенствованию системы обеспечения гарантий прав ребенка согласно приложению № 7.

12. В целях поддержки, защиты законных прав и интересов, повышения духовности и содержательной организации свободного времени детей возложить персональную ответственность на:

Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента – за предупреждение безнадзорности и беспризорности детей, профилактику правонарушений и других антисоциальных действий среди детей, а также своевременное обеспечение жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, входящих в данную категорию, в возрасте 18-23 лет, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилья в регионах;

командующего Национальной гвардией Джураева Р. – за проведение среди детей, особенно детей, оставшихся без попечения родителей, духовно-просветительских и культурных мероприятий в духе патриотизма, принятие мер по развитию детских видов спорта и привлечению к ним детей;

Детского омбудсмана – за обеспечение надежной защиты прав, свобод и законных интересов детей, предупреждение лишения их попечения родителей, осуществление мониторинга соблюдения прав ребенка в деятельности государственных органов и иных организаций, специализированных учебно-воспитательных учреждений и воспитательных колоний;

заместителя министра внутренних дел Абдуллаева Б. – за предупреждение безнадзорности и беспризорности детей, профилактику правонарушений и других антисоциальных действий среди детей, выявление и устранение способствующих им причин и условий;

министра здравоохранения Хаджибаева А. – за проведение диагностики, лечение и медико-социальную реабилитацию детей, регулярно употребляющих спиртные напитки, принимающих наркотические, психотропные или иные вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, а также оказание качественной медицинской помощи детям в приоритетном порядке;

министра народного образования Шерматова Ш. – за ведение учета детей, находящихся в социально опасном положении, систематически пропускающих занятия в образовательных учреждениях по неуважительным причинам, устранение таких случаев, принятие мер по привлечению детей с особыми образовательными потребностями к инклюзивному образованию, внесение Детскому омбудсману информации по данным вопросам на постоянной основе;

министра дошкольного образования Шин А. – за создание достойных условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, их поэтапный полный охват дошкольным образованием, обеспечение получения образования на основе установленных льгот детям, принятым на воспитание в семью, и детям из семей, нуждающихся в социальной поддержке, а также введения новых льгот;

министра культуры Назарбекова О. – за создание и расширение условий, необходимых для реализации творческого потенциала детей, принятие мер по развитию индивидуальных особенностей, повышению потенциала и полноценной реализации талантов детей;

заместителя министра туризма и спорта Каримова А. – за привлечение детей к регулярным занятиям спортом, повышение качества детского спортивного образования, дальнейшее развитие детского спорта посредством расширения сети объектов детского спорта во всех регионах, особенно в сельской местности и отдаленных районах;

министра занятости и трудовых отношений Хусанова Н. – за организацию обучения востребованным на рынке труда профессиям детей, особенно выпускников общих средних и средних специальных образовательных учреждений, не поступивших в высшие образовательные учреждения и изъявивших желание овладеть профессией.

13. Рекомендовать Законодательной палате Олий Мажлиса пересмотреть проект закона «О Детском омбудсмане» исходя из требований настоящего Указа.

14. Рекомендовать Детскому омбудсману совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.

15. Рекомендовать Национальному информационному агентству Узбекистана и Национальной телерадиокомпании Узбекистана широко освещать суть и содержание, а также практическое значение настоящего Указа.

16. Возложить на заместителя Премьер-министра Мусаева Б.А., заместителя советника Президента Республики Узбекистан Кенжаева Д.М., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.

О результативности осуществляемых мер ежеквартально информировать Президента Республики Узбекистан.

 

         Президент

Республики Узбекистан                           Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент, 

9 августа 2021 года.