Постановление Президента Республики Узбекистан
В целях дальнейшего ускорения работ по формированию у населения здорового образа жизни, внедрения передового опыта раннего выявления и лечения заболеваний, а также в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 25 июля 2020 года № УП–6035 «О мерах по смягчению коронавирусной пандемии, кардинальному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения»:
1. Определить основными направлениями медицинской профилактики:
первоначальную профилактику – создание благоприятной окружающей среды (улучшение экологической обстановки, условий труда, быта и отдыха людей), предотвращение производства продукции, оказывающей негативное воздействие на здоровье населения, фортификацию продовольственной продукции, в том числе муки, йодирование соли;
первичную профилактику – принятие мер по проведению вакцинации, целевого скрининга и медицинского освидетельствования, рациональному режиму труда и отдыха, регулярному занятию спортом, превращению физических упражнений в повседневный образ жизни, соблюдению правил личной гигиены, здоровому и правильному питанию, устранению избыточного веса и ожирения, борьбе с вредными привычками, улучшению здоровья человека, образования и воспитания, повышению медицинской культуры населения;
вторичную профилактику – разработку и внедрение на практике комплекса мероприятий по устранению конкретных факторов риска, которые могут привести к возникновению, прогрессированию или рецидиву заболеваний, вызванных снижением иммунного статуса при определенных условиях, перенапряжением, адаптивными недостатками, а также координацию деятельности учреждений медико-санитарной помощи.
2. Установить, что:
с 1 января 2021 года на системной основе проводятся скрининговые обследования для определения риска сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, инфаркта, инсульта, сахарного диабета и других факторов риска) у граждан в возрасте от 40 лет и старше;
районные (городские) отделения Центра поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения (далее – Центр) размещаются в зданиях многопрофильных центральных поликлиник, и их персоналом (далее – специалисты системы общественного здоровья) наряду с осуществляемой агитационно-пропагандистской работой гражданам оказываются медико-профилактические услуги (консультации, обследования и другие);
создаются общества волонтеров (в том числе в составе врачей-пенсионеров, учителей, представителей интеллигенции и других), содействующих формированию здорового образа жизни в махаллях, дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных школах, а также в высших и средних специальных образовательных учреждениях.
3. Определить основными задачами специалистов системы общественного здоровья:
участие в формировании среди населения личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, выявление факторов риска неинфекционных заболеваний и индивидуальное консультирование посредством анкетирования и проведения осмотров населения;
организацию и проведение пропагандистских мероприятий
о принципах здорового питания, основах физической активности, значении личной гигиены, отказа от вредных привычек;
формирование перечня предприятий, учреждений и организаций, действующих в регионе, для организации и реализации мероприятий по предупреждению неинфекционных заболеваний;
разработку оздоровительных мер по инфекционным заболеваниям в местах их регистрации, организацию мероприятий с местным медицинским персоналом и участие в осуществлении контроля за их выполнением.
4. Министерству здравоохранения с привлечением Центра проводить на системной основе агитационно-пропагандистскую работу по формированию здорового образа жизни среди населения в махаллях и домах, в том числе в отдаленных районах, превращению физических упражнений в повседневный образ жизни, соблюдению правил личной гигиены, здоровому и правильному питанию, устранению избыточного веса и ожирения, борьбе с вредными привычками и кардинальному изменению отношения граждан к собственному здоровью.
Министерству финансов, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента для качественного и полного выполнения мероприятий, указанных в настоящем пункте:
выделить Центру в 2021 году 2 миллиарда сумов за счет средств республиканского бюджета и местных бюджетов;
в параметрах республиканского бюджета и местных бюджетов
на 2022 год и последующие годы предусмотреть выделение средств в размере не менее средств, выделяемых в 2021 году.
Центру (Одилова Б.Т.) в месячный срок разработать и внести
в Кабинет Министров на утверждение «Дорожную карту» по эффективному использованию средств, выделяемых на основе данного пункта, и реализации конкретных мер.
Кабинету Министров совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента, Национальной телерадиокомпанией, негосударственными телерадиоканалами и другими заинтересованными организациями в трехнедельный срок обеспечить организацию на центральных, региональных и негосударственных телеканалах телепередачи «Час здоровья» и других специальных телепередач, посвященных вопросам ведения здорового образа жизни.
5. Образовать Координационную комиссию по вопросам профилактики заболеваний и общественного здоровья при Кабинете Министров (далее – Координационная комиссия) и утвердить ее состав согласно приложению № 1.
Определить основными задачами Координационной комиссии:
координацию деятельности государственных органов и иных организаций в области охраны общественного здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний в целях обеспечения их тесного взаимодействия, эффективности и согласованности работы;
организацию полного, качественного и своевременного выполнения всех мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением;
обеспечение реализации программ и мероприятий по профилактике заболеваний в каждой области, районе (городе) и их безусловное выполнение ответственными лицами;
организацию профилактических мероприятий, направленных
на предупреждение и снижение частоты возникновения заболеваний, воздействие на пути и факторы заражения ими, устранение последствий осложнений, связанных с чрезвычайными ситуациями техногенного характера;
организацию выявления, анализа и устранения причин и условий системных недостатков, препятствующих реализации определенных задач по охране общественного здоровья;
обеспечение разработки мер, направленных на формирование
и развитие здорового образа жизни, включая навыки здорового питания, физической активности, соблюдения правил санитарии и гигиены, с охватом всех социальных групп;
обеспечение организации через средства массовой информации широкой пропагандистской работы среди населения по основам здорового образа жизни, включая соблюдение правил здорового питания и личной гигиены, поддержку физической активности, борьбу с вредными привычками;
принятие мер по развитию социально-профилактических направлений охраны и укрепления здоровья на основе санитарно-гигиенических, противоэпидемических, современных и индивидуальных мероприятий;
обеспечение создания целостной системы, предусматривающей объединение деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы их собственности, с обеспечением охраны, пропаганды и стимулирования здоровья населения;
организацию создания единой интерактивной системы мониторинга состояния здоровья населения и внедрение современных информационных и инновационных технологий в данном направлении;
организацию проведения постоянных популяционных обследований, исследований и опросов по факторам риска, вызывающим заболевания, на основе международных стандартов.
6. Утвердить организацию работы Координационной комиссии по вопросам профилактики заболеваний и общественного здоровья при Кабинете Министров, а также распределение задач министерств и ведомств по сферам на республиканском – областном – районном уровне согласно приложению № 2.
Установить, что:
Министерство здравоохранения является рабочим органом Координационной комиссии;
решения, принятые Координационной комиссией в рамках
ее задач, обязательны для исполнения органами государственного и хозяйственного управления, местными органами исполнительной власти и другими организациями;
соответствующие министерства и ведомства в рамках своих полномочий оказывают всестороннее содействие Координационной комиссии в выполнении возложенных на нее задач и предоставляют ей требуемые необходимые сведения;
Министерство здравоохранения ежеквартально вносит в Кабинет Министров соответствующие предложения о ходе исполнения принятых программ и мер по профилактике заболеваний и общественному здоровью.
7. Министерству здравоохранения в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров информационно-аналитическую справку по обоснованности внедрения необходимых штатных единиц в каждом медицинском учреждении в целях удовлетворения потребности в семейных врачах, узких специалистах и патронажных медсестрах, а также дальнейшего улучшения оказания населению квалифицированной медицинской помощи в отдаленных районах республики.
8. Внести изменения и дополнение в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 3.
9. Министерству здравоохранения в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
10. Возложить персональную ответственность за организацию эффективного исполнения настоящего постановления на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., первого заместителя министра здравоохранения Иноятова А.Ш., начальника Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Юсупалиева Б.К., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.
Ежеквартальное обсуждение исполнения настоящего постановления, координацию и контроль за деятельностью ответственных ведомств возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
12 ноября 2020 года.