Указ
Президента Республики Узбекистан
Возрастающая опасность коронавирусной пандемии в мире требует сегодня совершенствования подходов к противодействию инфекционным заболеваниям, в частности коронавирусной инфекции, а также институциональных основ и организационной структуры санитарно-эпидемиологической службы исходя из нынешних сложных условий и приобретенного опыта.
Особенно необходимо наладить структурную связь и взаимосвязанную деятельность санитарно-эпидемиологической службы и первичных медико-санитарных учреждений (сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, станций скорой помощи, учреждений экстренной медицинской помощи) по предупреждению, профилактике, раннему выявлению, точной диагностике и лечению заболеваний.
Вместе с тем профилактика заболеваний, укрепление иммунитета человека и прежде всего системная организация правильного питания, повышение физической активности, широкая пропаганда здорового образа жизни превращаются в приоритетную задачу.
В целях создания целостной системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья населения до уровня махалли и домов населения, определения развития санитарно-эпидемиологической службы на ближайшую и среднесрочную перспективу и укрепления ее материально-технической базы (современными лабораториями, оборудованием, специальной техникой, тест-системами, средствами защиты и другими), привлечения и подготовки квалифицированных кадров в данной сфере:
1. Специальной республиканской комиссии по подготовке Программы мер по предупреждению завоза и распространения нового типа коронавируса в Республике Узбекистан (Арипов А.Н.) в нынешних условиях усиления в стране коронавирусной пандемии реализовать следующие неотложные меры по охране санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения:
а) совместно с Министерством здравоохранения, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в пятидневный срок исходя из сформированного положительного опыта регионов:
создать в каждой семейной поликлинике и центральных многопрофильных поликлиниках мобильные группы для предупреждения инфекционных заболеваний в махаллях и домах населения, в том числе коронавирусной инфекции, оказания необходимой медицинской помощи бессимптомным больным, у которых болезнь протекает легко, и лицам, контактировавшим с ними;
обеспечить включение в состав мобильных групп в первую очередь квалифицированных врачей или инфекционистов, а также патронажных медицинских сестер;
с привлечением Министерства финансов принять меры по обеспечению мобильных групп лекарствами, связью, транспортными средствами, другим необходимым оборудованием и инвентарем (средствами индивидуальной защиты, пульсоксиметрами, пирометрами и другими);
разработать и утвердить упрощенную инструкцию для мобильных групп;
обеспечить внедрение методов экспресс-тестирования и иммуноферментного анализа с привлечением к практике лабораторных исследований частного сектора в целях налаживания мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции на системной основе, предупреждения скопления людей при проведении лабораторных исследований, создания удобств для населения;
б) обеспечить опубликование на постоянной основе в средствах массовой информации, в том числе в социальных сетях, информации о медицинских учреждениях, созданных для оказания специализированной помощи, наличии в них свободных койко-мест, состоянии приема больных, числе заразившихся и больных, находящихся на лечении в медицинских учреждениях и других разрешенных местах, состоянии их здоровья, наличии лекарств, лабораторий, необходимого медицинского оборудования и техники, а также их состоянии;
в) принять меры для незамедлительного взятия анализа на коронавирусную инфекцию при поступлении обращений от населения и выявлении симптомов заболевания с извещением их в трехдневный срок о результате анализа через личные номера телефонов;
г) в пятнадцатидневный срок в целях упрощения системы взаимного обмена информацией между медицинскими учреждениями обеспечить резкое сокращение видов и периодичности отчетов, других процессов, связанных с бумажной волокитой, путем перехода на электронную систему;
д) внедрить следующий порядок оказания помощи на дому больным, заразившимся коронавирусной инфекцией сельскими врачебными пунктами, семейными поликлиниками и центральными многопрофильными поликлиниками:
в разрезе каждой семейной поликлиники за врачами общей практики и патронажными медицинскими сестрами закрепляются определенные дома, общий надзор осуществляется главными врачами семейных поликлиник;
в каждом районном (городском) медицинском объединении формируются группы для отбора и эвакуации, ведения мониторинга и осуществления контроля за процессом лечения больных, состоящие из опытных врачей;
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в каждом районном (городском) медицинском объединении устанавливается система связи, предоставляющая возможность проведения оперативных консультаций между врачами первичного звена и районных (городских) медицинских объединений и правильной оценки состояния больных;
ежедневно главные врачи семейных поликлиник по телефону или путем видеосвязи в режиме онлайн передают координатору по семейным поликлиникам районного (городского) медицинского объединения информацию о числе бессимптомных больных, у которых болезнь протекает легко, лиц, контактировавших с ними, и динамике течения заболевания у больных, получающих лечебные процедуры;
в случае выявления отрицательных изменений в динамике состояния больных, проходящих лечение в домашних условиях, главные врачи семейных поликлиник обращаются в мобильные группы и принимают меры для госпитализации больных в медицинские учреждения, находящиеся в ведении районных (городских) медицинских объединений;
е) в целях удовлетворения потребности в кадрах, упрощения системы переподготовки и повышения квалификации работников данной сферы:
в двухнедельный срок обеспечить полное укомплектование вакантных мест младшего и среднего медицинского персонала в сельских врачебных пунктах, семейных поликлиниках и центральных многопрофильных поликлиниках за счет выпускников медицинских образовательных учреждений, пенсионеров
и других лиц, имеющих медицинскую специальность;
в пятнадцатидневный срок совместно с Центром развития профессиональной квалификации медицинских работников организовать краткосрочные курсы по подготовке лаборантов общих клинических лабораторий медицинских учреждений к деятельности в вирусологических лабораториях, в том числе формированию у них практических навыков;
в двадцатидневный срок организовать в Центре развития профессиональной квалификации медицинских работников и его региональных филиалах, Ташкентской медицинской академии и ее региональных филиалах, а также Андижанском, Бухарском и Самаркандском медицинских институтах месячные курсы переподготовки по специальности «врач-лаборант вирусологической лаборатории» для выпускников, закончивших высшие образовательные учреждения республики по направлению образования «Биология». При этом данные курсы проводятся в режиме онлайн за счет собственных средств высших образовательных учреждений;
обеспечить привлечение на территории, находящиеся в трудном положении, выпускников медицинских высших образовательных учреждений, прошедших обучение на основе государственного гранта на срок до 1 года, до завершения карантинных мероприятий по противодействию коронавирусной пандемии. При этом расходы, связанные с созданием жилищных и других благоприятных условий для специалистов, привлекаемых на территории, находящиеся в трудном положении, за счет средств соответствующих местных бюджетов;
в двадцатидневный срок организовать месячные краткосрочные онлайн-курсы переспециализации на специальность «валеолог» медицинских работников территориальных подразделений Центра поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения;
ж) обеспечить принятие Центром поддержки здорового образа жизни и повышения физической активности населения мер, необходимых для формирования среди широких слоев населения, в каждом доме здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, развития медицинской культуры, активной пропаганды физической культуры, спорта и правильного питания, с привлечением первичных медико-санитарных учреждений (сельских врачебных пунктов, семейных поликлиник, центральных многопрофильных поликлиник) на постоянной основе.
2. Принять во внимание, что постановлением Президента Республики Узбекистан от 6 мая 2019 года № ПП–4310 «О мерах по дальнейшему развитию системы медицинского и фармацевтического образования и науки» налажена система подготовки на курсах целевой первичной специализации (интернатуре) врачей узкой специализации по востребованным специальностям для учреждений первичной медико-санитарной помощи со сроком обучения не менее одного года.
Министерству здравоохранения:
совместно с Министерством финансов в срок до 15 августа 2020 года разработать и внедрить систему оплаты труда врачей общей практики, обучающихся на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);
в срок до 20 августа 2020 года утвердить перечень специальностей врачей для обучения на курсах целевой первичной специализации (интернатуре);
начиная с 2020/2021 учебного года полностью внедрить курсы целевой первичной специализации (интернатуру).
3. Образовать Службу санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан (далее – Санитарно-эпидемиологическая служба), ее региональные управления и районные (городские) отделы.
Определить, что Санитарно-эпидемиологическая служба вместе с организациями, входящими в ее структуру, образуют целостную систему.
4. Ввести выплату ежедневной доплаты в размере 6 процентов от месячного должностного оклада медицинским, санитарно-эпидемиологическим и другим работникам Санитарно-эпидемиологической службы на период их привлечения к мероприятиям по противодействию распространению коронавирусной инфекции.
Кабинету Министров в целях повышения привлекательности Санитарно-эпидемиологической службы и привлечения в данную систему квалифицированных специалистов в срок до 1 декабря 2020 года утвердить обновленную систему оплаты труда медицинских работников и работников Санитарно-эпидемиологической службы на период после завершения коронавирусной пандемии.
Определить, что условия дополнительной оплаты труда, предусмотренные в пункте 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2020 года № ПП–4695 «О мерах по дальнейшему стимулированию работников санитарно-эпидемиологической службы в период коронавирусной пандемии», распространяются на работников Санитарно-эпидемиологической службы.
5. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) начиная с 1 января 2021 года:
работникам Санитарно-эпидемиологической службы, имеющим ученую степень кандидата наук или доктора философии (PhD) либо приравненную к ним другую ученую степень зарубежных государств, дополнительно к действующей месячной оплате труда устанавливается ежемесячная надбавка в размере 30 процентов от должностного оклада, имеющим ученую степень доктора наук (DSc), – 60 процентов от должностного оклада за счет средств Государственного бюджета;
в научно-исследовательских учреждениях Санитарно-эпидемиологической службы:
финансирование расходов на содержание зданий и сооружений, а также оплату труда работников производится за счет средств Государственного бюджета на основе базового финансирования;
оплата труда руководящих работников приравнивается к базовому должностному окладу руководящих работников научно-исследовательских учреждений, принимающих участие в реализации научно-технических программ фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ за счет бюджетных средств;
б) Санитарно-эпидемиологической службе предоставляется право оказания услуг населению на платной основе (лабораторных услуг, сертификации, экспертизы и других) в целях улучшения собственной материально-технической базы и поощрения работников;
в) Санитарно-эпидемиологическая служба по итогам каждого месяца публикует для сведения общественности информацию о средствах, выделенных системе из Государственного бюджета, направлениях их расходования, результатах эффективности с размещением на своем официальном веб-сайте.
6. Создать внебюджетный Специальный фонд Санитарно-эпидемиологической службы (далее – Фонд).
Определить, что остаток всех средств на внебюджетных расчетных счетах Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения, Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров и их территориальных подразделений полностью перечисляются в Фонд.
7. Определить источниками формирования средств Фонда:
50 процентов средств, поступивших от применения штрафов за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства и пени, начисленные за просрочку оплаты штрафов (25 процентов средств, поступивших от штрафов и пени, начисленных за просрочку оплаты штрафов – от проведения контрольных мероприятий совместно с другими государственными органами);
15 процентов суммы поступлений от реализации подведомственными организациями профильных платных услуг физическим и юридическим лицам после восполнения совокупных затрат на их реализацию;
доходы от размещения временно свободных средств Фонда на депозиты в коммерческих банках;
другие источники, не запрещенные законодательством.
8. Определить, что средства Фонда расходуются на:
материальное стимулирование и социальное обеспечение работников Санитарно-эпидемиологической службы, в том числе компенсацию расходов, связанных с арендой жилья, а также организацию переподготовки и повышения квалификации работников;
компенсацию расходов Санитарно-эпидемиологической службы, связанных с осуществлением распорядительных и управленческих функций;
укрепление материально-технической базы организаций, входящих в систему Санитарно-эпидемиологической службы;
привлечение на договорной основе зарубежных и отечественных специалистов в рамках реализации задач, поставленных перед Санитарно-эпидемиологической службой.
9. Утвердить План мероприятий по развитию Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья согласно приложению № 1.
При этом определить, что укрепление материально-технической базы Санитарно-эпидемиологической службы и ее структурных подразделений, ведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, обеспечение высокотехнологическим оборудованием, аппаратурой, инвентарем, специальной техникой, расходными и другими материалами осуществляются в размере 1,7 миллиарда сумов за счет средств Государственного бюджета, в размере 194,5 миллиона долларов США – за счет привлеченных средств международных финансовых институтов (Всемирного банка, Азиатского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций).
Установить, что приобретение основных средств, а также ведение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в соответствии с планом мер осуществляются на основе обоснованных расчетов по согласованию с Кабинетом Министров (Мусаевым Б.А.).
Министерству инвестиций и внешней торговли (Вафаев Ш.) вести регулярный мониторинг целевого и полного освоения средств международных финансовых институтов, привлекаемыхдля приобретения основных средств и ведения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту,в соответствии с планом мер.
10. Министерству здравоохранения совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об объединении групп реализации проектов, осуществляемыми при Министерстве здравоохранения, финансируемыми международными финансовыми институтами, и создании единой Группы реализации реформ в сфере здравоохранения.
11. Утвердить План пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в 2020–2025 годах в соответствии с международными стандартами согласно приложению № 2.
Министерству здравоохранения привлечь специалистов Всемирной организации здравоохранения и других международных экспертов к процессу пересмотра санитарных правил, норм и гигиенических нормативов в соответствии с международными стандартами и нормами.
12. Определить источниками финансирования деятельности Санитарно-эпидемиологической службы и ее территориальных подразделений:
средства Государственного бюджета;
внебюджетные средства Санитарно-эпидемиологической службы;
другие источники, не запрещенные законодательством.
13. Внедрить, начиная с 1 октября 2020 года, практику выдачи субъектам предпринимательства «Знака санитарно-эпидемиологического благополучия» (далее – Знак) на основе изучения соответствия их деятельности санитарным правилам, нормам и гигиеническим нормативам и результатов анализов.
Установить, что:
Знак выдается Санитарно-эпидемиологической службой по трем видам категорий – «зеленый», «желтый» и «красный» на срок до 12 месяцев;
не допускается изучение и проверка органами Санитарно-эпидемиологической службы деятельности субъектов предпринимательства, имеющих Знак категории «зеленый» (за исключением зарегистрированных случаев массовых отравлений и групповых заболеваний). При этом объекты туристской и сопутствующей инфраструктуры, включенные в Реестр безопасных объектов системы «Uzbekistan. Safe travel GUARANTEED», приравниваются к объектам со Знаком категории «зеленый»;
Знак выдается по инициативе субъектов предпринимательства (добровольно) или по инициативе государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (в обязательном порядке);
получение Знака по инициативе субъектов предпринимательства (добровольно) осуществляется посредством Единого портала интерактивных государственных услуг на платной основе. При этом доход, получаемый от предоставления услуг, направляется на развитие материально-технической базы и стимулирование работников Санитарно-эпидемиологической службы.
Санитарно-эпидемиологической службе и Торгово-промышленной палате совместно с заинтересованными ведомствами в срок до 15 октября 2020 года внести в Кабинет Министров порядок выдачи Знака.
14. В связи с образованием Санитарно-эпидемиологической службы упразднить Агентство санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и Государственную инспекцию санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров и их территориальные подразделения.
Определить, что Санитарно-эпидемиологическая служба и ее территориальные подразделения являются правопреемниками по правам, обязательствам и договорам соответственно Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия при Министерстве здравоохранения и Государственной инспекции санитарно-эпидемиологического надзора при Кабинете Министров, а также их территориальных подразделений.
15. В целях подготовки высококвалифицированных кадров в санитарно-эпидемиологической сфере и в сфере общественного здоровья по специальностям бакалавриата и магистратуры начиная с 1 сентября 2020 года открыть в медицинских высших образовательных учреждениях факультет «Медицинская профилактика и общественное здоровье».
Министерству здравоохранения совместно с Министерством высшего и среднего специального образования:
в месячный срок принять меры, необходимые для организации деятельности факультета «Медицинская профилактика и общественное здоровье» в соответствующих медицинских высших образовательных учреждениях;
в срок до 1 января 2021 года обеспечить открытие в медицинских высших образовательных учреждениях международных факультетов и филиалов по направлениям санитарии, гигиены, эпидемиологии и микробиологии совместно с авторитетными зарубежными медицинскими образовательными учреждениями, входящими в международные рейтинги, на основе совместных образовательных программ.
16. Кабинету Министров в срок до 1 ноября 2020 года разработать и внести в Законодательную палату Олий Мажлиса законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в новых редакциях, исходя из происшедших чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также недостатков, допущенных в период пандемии, и приобретенного опыта.
При этом в данных законопроектах предусмотреть подробный алгоритм действий и комплекс мер, подлежащих реализации во взаимодействии с организациями, ответственными за противодействие появлению и распространению инфекционных и паразитарных заболеваний, обеспечение безопасности населения в случаях возникновения опасности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
17. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2019 года № УП–5814 «О мерах по коренному совершенствованию системы санитарно-эпидемиологической службы Республики Узбекистан».
18. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
19. Контроль над исполнением настоящего Указа возложить на советника Президента Республики Узбекистан Абдувахитова А.А. и заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А.
Президент
Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев
город Ташкент,
25 июля 2020 года.