Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 6 февраля состоялось видеоселекторное совещание, посвященное важнейшим задачам увеличения объемов экспорта в отраслях экономики и регионах.
В совещании приняли участие Премьер-министр и его заместители, руководители министерств и ведомств, а также посредством видеоконференцсвязи – руководство Республики Каракалпакстан, города Ташкента и областей, представители крупных компаний и послы.
Экспорт – важный фактор стабильности экономики. Резкое наращивание экспорта является единственным путем увеличения валютных резервов.
В результате принимаемых в нашей стране мер по облегчению и поддержке экспортной деятельности в прошлом году объем экспорта составил 14 миллиардов 258 миллионов долларов и вырос на 13,6 процента.
За последние два года география экспорта расширилась на 50 стран и охватила 140 государств. Налажен экспорт 120 новых видов продукции. В структуре экспорта доля готовой продукции составила 56 процентов, региональный промышленный экспорт вырос почти в 1,7 раза.
Однако экспортный потенциал страны все еще не используется полностью.
На совещании Президент отметил необходимость диверсификации структуры экспорта, доведения доли несырьевой продукции минимум до 60 процентов. С этой целью поручено разработать национальную экспортную стратегию Республики Узбекистан на 2019-2025 годы.
Данная стратегия должна будет охватить вопросы перевода оказываемых экспортерам государственных услуг полностью в электронную форму, их финансовой поддержки, вхождения в рейтинге “Doing Business” в число 50 стран с наиболее высокими показателями внешней торговли. Исходя из зарубежного опыта для координации деятельности экспортеров и оказания им всестороннего содействия будет организована Ассамблея экспортеров Узбекистана.
Обсуждены вопросы устранения допущенных недостатков в наращивании экспорта, активизации этой работы.
Отмечалось, что в прошлом году не был выполнен прогноз по региональному экспорту, особенно неудовлетворительны показатели в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Самаркандской, Джизакской, Наманганской областях и городе Ташкенте.
Подвергнут критике тот факт, что показатели регионального экспорта плодоовощной продукции оказались намного ниже прогнозированных, соответствующий план не был выполнен ни в одном регионе.
Естественно, экспорт зависит и от конъюнктуры на мировом рынке. Зарубежные эксперты прогнозируют, что мировые цены на основные сырьевые продукты будут низкими и в нынешнем году. В связи с этим прогноз по экспорту на 2019 год определен в размере, на 30 процентов больше прошлогоднего.
Глава государства указал на необходимость выполнения экспортного прогноза на основе точных расчетов и предложил внедрить новую систему в этой сфере.
Так, прежде всего будет кардинально усовершенствована деятельность Республиканского штаба по экспорту. Представители штаба будут закреплены за Республикой Каракалпакстан и областями.
Также заместители и советники Премьер-министра будут нести персональную ответственность за выполнение прогноза по экспорту в курируемых ими министерствах, ведомствах и хозяйственных объединениях.
Республиканский штаб по экспорту, заместитель Премьер-министра и Министерство инвестиций и внешней торговли разработают десятидневные графики экспорта по отраслям и регионам, примут меры по обеспечению безусловного исполнения заключенных экспортных договоров и подписанию дополнительных соглашений.
Во-вторых, в каждой области, районе и городе будут организованы постоянно действующие штабы по экспорту. Под их руководством будет сформирована целостная система, охватывающая процессы от оптимального размещения экспортоориентированных культур, обеспечения хозяйств качественными семенами и саженцами, уборки урожая без потерь, его сортировки, упаковки, хранения и переработки вплоть до доставки продукции на внешний рынок. Вместе с тем эти штабы будут содействовать решению вопросов внутренней и внешней логистики, сертификации, увеличению экспорта малого бизнеса и, при необходимости, выделению кредитов для пополнения оборотных средств.
В соответствии с этими задачами в состав областных, районных и городских штабов будут включены представители территориальных управлений и отделов республиканских ведомств по экономике, сельскому хозяйству, транспорту, энергетике, таможне, стандартизации, карантину и Торгово-промышленной палаты, а также коммерческих банков.
Штабы в регионах обязаны постоянно работать с экспортерами и оперативно решать их проблемы, отмечалось на совещании. Результаты проделанной работы будут вноситься в базу данных и контролироваться в режиме онлайн.
В-третьих, министры и руководители хозяйственных объединений будут отвечать за выполнение экспортного прогноза в курируемых отраслях.
К примеру, ассоциация “Узтукимачиликсаноат” будет отвечать за весь цикл от производства хлопка-сырца в кластерах до экспорта всей произведенной по республике текстильной продукции.
Отмечалась необходимость расширения производства товаров с высокой добавленной стоимостью с применением современных технологий в отраслях.
В-четвертых, Министерство инвестиций и внешней торговли, эффективно наладив национальную систему поддержки экспорта, будет содействовать выходу предприятий на внешний рынок, принимать меры по их финансовой поддержке и страхованию рисков. Отмечалось, что эта система должна тесно взаимодействовать с штабами по экспорту, самое важное – предприятия должны почувствовать эффект от ее деятельности.
В-пятых, в обеспечении экспорта будут непосредственно участвовать все министерства и ведомства.
В частности, министерства иностранных дел, инвестиций и внешней торговли совместно с послами будут выявлять спрос и заказчиков в зарубежных странах и регулярно информировать штабы по экспорту.
Закрепленные за регионами послы будут содействовать хокимиятам в поиске покупателей на внешнем рынке и участию отечественных предприятий в зарубежных выставках.
В-шестых, будет уделено большое внимание улучшению транспортных и логистических услуг.
Как известно, через нашу страну пролегает более 20 международных транспортных коридоров и маршрутов, установлено сотрудничество с 30 государствами в области международных автомобильных грузоперевозок. Однако логистика и дорожная инфраструктура, мощность пограничных таможенных пунктов не отвечают полностью все более возрастающим требованиям транзита.
В связи с этим ответственным лицам даны поручения по дальнейшему развитию центров логистики и придорожной инфраструктуры, улучшению технического состояния и пропускной способности пограничных таможенных пунктов, активному внедрению информационных технологий в процесс оформления транспортных средств и грузов.
Поставлена задача оптимизировать тарифную политику по перевозке пассажиров и товаров воздушным транспортом, содействовать частным операторам в организации вагонного парка, добиться у стран-транзитеров скидок для отечественных экспортеров.
В-седьмых, стандартизация и сертификация экспортных товаров не отвечает требованиям, большинство стандартов не соответствует мировым, что создает серьезные сложности при экспорте. В связи с этим агентству “Узстандарт” поручено устранить совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами имеющиеся недостатки в сфере сертификации и стандартизации.
На совещании обсуждены также вопросы эффективной организации экспорта плодоовощной продукции. Указано на необходимость оптимального размещения сельхозкультур в 67 специализирующихся на плодоовощеводстве районах, отправки на экспорт минимум 25 процентов выращенной продукции.
Рекомендовано создать плодоовощеводческие кластеры в этих районах, увеличить число современных перерабатывающих предприятий.
Следует точно понимать: без качественного выращивания экспортоориентированных фруктов и овощей, поставки их за рубеж в течение года невозможно резко увеличить их экспорт, сказал Шавкат Мирзиёев.
Даны указания по открытию “зеленых коридоров” с Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью и странами Прибалтики для создания удобств экспортерам плодоовощной продукции, выходу на рынки Китая, Южной Кореи, Японии, Индии, США и Европы с получением в установленном порядке разрешений карантинных служб.
На совещании рассмотрена еще одна актуальная задача – расширение экспорта услуг, особенно развитие туризма.
Подчеркнуто, что макроэкономическая стабильность во многом зависит и от упорядочения импорта, уделено внимание вопросам увеличения производства импортозамещающей продукции, совершенствования политики тарифного и нетарифного регулирования.
По обсужденным на совещании вопросам заслушаны отчеты ответственных руководителей.
УзА