Указ Президента Республики Узбекистан
Повышение правосознания и правовой культуры в обществе является одним из важных условий обеспечения верховенства закона и укрепления законности.
За последние годы в стране проведена значимая работа по коренному реформированию национальной системы права, формированию в обществе правовой культуры и подготовке квалифицированных юридических кадров.
Вместе с тем сохраняется ряд проблем и недостатков, препятствующих формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, повышению правосознания и правовой культуры населения, уровня правовой грамотности граждан в обществе.
В частности, не осуществляется системная и взаимосвязанная работа по повышению правовой культуры, прежде всего в сфере правового образования и воспитания. Долгие годы данный вопрос воспринимался как задача только правоохранительных и других отдельных государственных органов, при этом не обеспечивалось должное участие семьи, махалли и других институтов гражданского общества.
Отсутствует комплексный подход к формированию правового иммунитета против факторов, негативно влияющих на правовое воспитание молодежи, воспитанию у каждой личности чувств уважения к законам и правилам поведения, преданности национальным ценностям, непримиримого отношения к правонарушениям.
Задачи в сфере повышения правовых знаний населения носят общий характер, отсутствуют конкретные действенные механизмы их реализации, что свидетельствует о неэффективности работы по повышению правовой культуры в обществе.
Слабая работа по утверждению в сознании населения идеи сохранения баланса личных и общественных интересов при повышении правосознания и правовой культуры также оказывает серьезное негативное влияние на обеспечение верховенства закона.
Недостаточность правовых знаний населения и неиспользование в полной мере возможности обжалования незаконных решений государственных органов в суде приводит к возникновению случаев ущемления должностными лицами прав и законных интересов граждан.
Кроме того, в нынешних условиях глобализации, научно-технического прогресса не используются на должном уровне инновационные методы повышения правосознания и правовой культуры населения, передовые и действенные средства пропаганды, положительный опыт зарубежных стран в этой сфере.
В целях дальнейшего совершенствования эффективности работы по повышению правосознания и правовой культуры населения, внедрения современных методов повышения правовых знаний граждан в гармоничном сочетании с общественно-политическими преобразованиями, а также формирования прочного правового иммунитета для защиты населения, особенно молодежи, от вредоносной информации:
1. Определить основными задачами повышения правосознания и правовой культуры в обществе:
формирование системы последовательного доведения до населения сути и значения осуществляемых в стране социально-экономических реформ, принимаемых актов законодательства и государственных программ, укрепление в сознании граждан жизненной идеи «Утверждение в обществе духа уважения к законам – залог построения демократического правового государства!»;
повышение правосознания и правовой культуры в обществе с особым вниманием, прежде всего, к осуществлению системной и взаимосвязанной образовательно-воспитательной работы, глубокое утверждение правосознания и правовой культуры во всех слоях населения, начиная с системы дошкольного образования, широкую пропаганду идеи сохранения баланса личных и общественных интересов;
глубокое утверждение в сознании молодого поколения понятий прав и обязанностей, честности и добросовестности, этических норм, обучение важным положениям Конституции с раннего возраста;
организацию среди населения правовых просветительских мероприятий по формированию правовой культуры в гармоничном сочетании с изучением истории, религии, национальных ценностей нашего народа, а также усиление в каждом гражданине сопричастности к судьбе страны, патриотизма через формирование чувства гордости за государственные символы;
повышение правосознания и правовой культуры государственных служащих, формирование у них нетерпимого отношения к коррупции и другим правонарушениям;
укрепление взаимодействия органов государственной власти и управления, в том числе правоохранительных органов, а также институтов гражданского общества в осуществлении адресной правовой пропаганды;
налаживание на системной основе широкого и эффективного использования принципов социального партнерства в организации мероприятий по повышению правосознания и правовой культуры в обществе;
усиление роли средств массовой информации в обеспечении правовой информацией, широкое применение инновационных методов правовой пропаганды, в том числе расширение использования современных информационных технологий;
совершенствование юридического образования, а также развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров;
глубокое исследование научных основ повышения правосознания и правовой культуры в обществе.
2. Определить системную организацию широкомасштабных правовых просветительских мероприятий на основе концептуальной идеи «Высокая правовая культура – гарантия развития страны» для повышения правовой грамотности всех слоев населения, формирования высокого уровня правосознания и умения ими применять правовые знания в повседневной жизни одной из приоритетных задач государственных органов и организаций.
3. Определить, что повышение правосознания и правовой культуры в обществе организуется системно и взаимосвязанно по принципу «личность – семья –махалля–образовательное учреждение– организация – общество».
4. Утвердить:
Концепцию повышения правовой культуры в обществе (далее – Концепция) согласно приложению № 1;
«Дорожную карту» по эффективной реализации Концепции повышения правовой культуры в обществе в 2019 году (далее – «Дорожная карта») согласно приложению № 2.
Определить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную, полную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных в Концепции.
5. Определить Министерство юстиции Республики Узбекистан координирующим государственным органом в сфере повышения правосознания и правовой культуры в обществе.
Возложить на Министерство юстиции Республики Узбекистан следующие дополнительные задачи:
осуществление комплексных мер по коренному повышению качества информирования исполнителей и населения о сути и значении законодательства, разработке принципиально новых подходов к организации этой деятельности;
обеспечение широкого использования государственными органами и организациями правовой информации, координацию их деятельности по налаживанию эффективного сотрудничества с институтами гражданского общества и средствами массовой информации;
изучение проделанной государственными органами и организациями работы по правовой пропаганде и просвещению, а также подготовку предложений по совершенствованию их деятельности в этом направлении;
разработку предложений по внедрению современных механизмов осуществления правовой пропаганды с учетом потребности в информации различных слоев населения, в том числе предпринимателей и молодежи;
изучение и анализ мнения широкой общественности в целях коренного повышения качества информирования исполнителей и населения о сути и значении законодательства, разработку предложений по дальнейшему совершенствованию работы в этой сфере.
6. Одобрить предложения Министерства юстиции Республики Узбекистан о:
создании Национального правового интернет-портала Республики Узбекистан, включающего в себя Национальную базу данных законодательства Республики Узбекистан и систему доступа к дополнительной правовой информации (юридический словарь, электронная платформа юридической литературы, онлайн-форум по обсуждению проектов актов законодательства и другие);
создании правовой информационной системы Advice.uz, включающей в себя портал бесплатных консультаций населению;
дальнейшем расширении охвата учебных занятий по правовым знаниям в общеобразовательных школах и академических лицеях;
подготовке и бесплатном распространении среди населения пособий в форме вопросов и ответов по правовым вопросам, часто встречающимся в повседневной жизни;
учреждении нагрудного знака «Отличник правовой пропаганды», вручаемого за заслуги в повышении правовой грамотности населения работникам государственных органов и организаций, внесшим достойный вклад в дело повышения правосознания и правовой культуры населения.
7. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок принять решение Правительства об утверждении Положения о нагрудном знаке «Отличник правовой пропаганды».
8. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан установить действенный парламентский контроль за деятельностью государственных органов и организаций по осуществлению правовой пропаганды, доведению до населения сути и значения принимаемых актов законодательства, а также повышению правовой грамотности населения.
9. Министерству дошкольного образования совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения по системному внедрению показательных занятий в дошкольных образовательных учреждениях с привлечением квалифицированных специалистов на тему «Права и обязанности ребенка».
10. Министерству народного образования и Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан:
начиная с 2019/2020 учебного года внедрить в образовательных учреждениях механизм непрерывного и системного повышения правовых знаний учащихся и студентов, а также обеспечить коренной пересмотр учебных программ, направленных на повышение правовой грамотности учащихся и студентов;
до 1 марта 2019 года организовать подготовку учебных материалов, направленных на повышение правосознания и правовой культуры молодежи, особенно утверждение в ее сознании идеи о том, что коррупция является негативным явлением, серьезно препятствующим развитию общества и государства;
принять меры по расширению эффективных механизмов взаимодействия образовательных учреждений с правоохранительными органами в сфере повышения правосознания и правовой культуры молодого поколения.
11. Министерству высшего и среднего специального образования, Министерству народного образования совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить разработку и реализацию специальных программ по предупреждению различных правонарушений, нарушений установленных правил, наркомании и других негативных явлений в образовательных учреждениях.
12. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
до 1 июля 2019 года обеспечить разработку и запуск правовой информационной системы Advice.uz;
до 1 января 2020 года полностью завершить создание Национального правового интернет-портала Республики Узбекистан;
в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект соответствующего нормативно-правового акта, предусматривающего развитие системы оказания бесплатной добровольной (probono) юридической помощи социально уязвимым слоям населения;
регулярно выявлять наиболее актуальные, интересующие население вопросы, осуществлять по ним адресную и предметную правовую пропаганду на основе конкретных программ, изучать, анализировать мнения различных слоев населения по внедрению современных механизмов осуществления правовой пропаганды;
в двухмесячный срок разработать и утвердить минимальные требования к уровню правовой грамотности населения с учетом возраста и исходя из уровня правосознания и правовой грамотности;
в месячный срок внедрить в махаллях реализуемый на системной основе проект «День правовой информации» с целью повышения правовых знаний граждан;
в месячный срок разработать программы организации курсов бесплатной правовой консультации, направленных на повышение правовых знаний работников государственных органов и организаций;
регулярно проводить исследования и опросы для изучения состояния повышения правовой культуры в обществе и эффективности реализации государственной политики в данной сфере;
широко привлекать в необходимых случаях представителей институтов гражданского общества, научных кругов, зарубежных экспертов к эффективной реализации Концепции и «Дорожной карты», а также обсуждению актуальных задач по повышению правосознания и правовой культуры в обществе и определению по итогам необходимых мероприятий;
обеспечить мониторинг за своевременной и качественной подготовкой, согласованием и внесением проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации Концепции и «Дорожной карты»;
постоянно вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан информацию об осуществлении эффективной координации и мониторинга хода реализации Концепции и «Дорожной карты», а также об их исполнении;
в двухмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров проект решения Правительства об утверждении Индикаторов мониторинга и оценки мероприятий по повышению правовой культуры в обществе.
13. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Министерству юстиции в месячный срок принять меры по расширению выпуска телепередач, посвященных системному и аналитическому освещению правовой тематики и воспитанию населения в духе уважения к закону.
14. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан регулярно объявлять в конкурсе прикладных научно-технических проектов и инновационных разработок в рамках государственных научно-технических программ темы научно-практических исследований по организационно-правовым, педагогическо-психологическим аспектам повышения правосознания и правовой культуры в обществе.
15. Установить, что органы государственного управления могут размещать в установленном порядке за счет внебюджетных средств государственные социальные заказы среди негосударственных некоммерческих организаций на реализацию проектов, связанных с повышением правосознания и правовой культуры в обществе.
16. Органам государственного и хозяйственного управления, органам государственной власти на местах предусматривать в своих сметах расходов средства на осуществление правовых просветительских мероприятий, вытекающих из данного Указа.
17. Узбекскому агентству по печати и информации, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана:
обеспечить осуществление конкретных мер по повышению роли средств массовой информации в обеспечении общественного контроля, усилению их взаимодействия с государственными органами, негосударственными некоммерческими организациями и другими институтами гражданского общества в этом направлении;
обеспечить совместно с Министерством юстиции, другими заинтересованными министерствами и ведомствами освещение в средствах массовой информации и сети Интернет широкой разъяснительной работы о сути и значении, а также реализации настоящего Указа.
18. Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
19. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Мавлонова Б.М.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 9 января 2019 года