Постановление Президента Республики Узбекистан
В стране принимаются меры по дальнейшему реформированию энергетической отрасли, обеспечению рационального потребления электро- и теплоэнергии, природного газа, воды (далее – энергоресурсы), а также укреплению платежной дисциплины.
Вместе с тем отсутствие действенной системы мониторинга эффективности потребления энергоресурсов, а также оказания услуг по внедрению современных энергосберегающих технологий в органах государственного и хозяйственного управления, на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях (далее – государственные органы и организации) не позволяет оптимизировать затраты на энергоресурсы.
Системные недостатки в модернизации объектов теплоснабжения, использование морально и физически устаревшего котельного оборудования приводят к неэффективному потреблению энергоресурсов.
Государственными органами и организациями не организована должным образом работа по выполнению Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 годы.
В целях широкого внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, обеспечения рационального потребления энергоресурсов:
1. Принять предложение Министерства жилищно-коммунального обслуживания, Министерства экономики, Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан о создании акционерного общества «Национальная энергосберегающая компания» (далее – АО «НЭК»).
2. Определить основными задачами АО «НЭК»:
осуществление мониторинга эффективности потребления энергоресурсов в государственных органах и организациях;
подготовку предложений по внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
внедрение современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
оптимизацию расходов государственных органов и организаций, снижение себестоимости товаров (работ, услуг), экономию бюджетных и собственных средств за счет внедрения энергосберегающих технологий и сокращения затрат на энергоресурсы;
реализацию технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема потребляемых энергоресурсов.
3. Установить, что:
уставной фонд АО «НЭК» распределяется между учредителями согласно приложению № 1;
АО «НЭК» является единственным поставщиком товаров (работ, услуг) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
товары (работы, услуги) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий подлежат обязательной сертификации;
возмещение затрат АО «НЭК» по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях осуществляется исходя из размеров экономии, получаемой после их внедрения;
по обязательствам государственных органов и организаций перед АО «НЭК» при подтверждении уровня экономии выдается государственная гарантия Республики Узбекистан;
запрещается приобретение государственными органами и организациями товаров (работ, услуг), имеющих низкий уровень энергоэффективности, при условии наличия аналогичных товаров, имеющих высокую энергоэффективность;
выплаты АО «НЭК» осуществляются по четвертой группе расходов – другие расходы;
источниками финансирования деятельности АО «НЭК» являются средства зарубежных и международных финансовых институтов, кредиты коммерческих банков и другие источники, не запрещенные законодательством.
4. Государственному комитету по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с Министерством жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан обеспечить в установленном порядке выпуск, государственную регистрацию и размещение среди учредителей акций АО «НЭК» с формированием уставного фонда.
5. Разрешить директору АО «НЭК» в порядке исключения принимать на работу высококвалифицированных иностранных специалистов и устанавливать им размеры заработной платы и иных выплат в свободно конвертируемой валюте.
6. Образовать Комиссию по проведению критического анализа проектов в сфере жилищно-коммунального обслуживания и подготовке предложений по их оптимизации в составе согласно приложению № 2.
7. Комиссии (Салиев М.Х.) в трехмесячный срок:
провести критический анализ проектов в сфере жилищно-коммунального обслуживания, в том числе реализуемых с участием зарубежных и международных финансовых институтов;
по итогам проведенного изучения подготовить предложения по оптимизации бюджетных расходов и организационно-штатных структур жилищно-коммунальных служб;
подготовить предложения по оптимизации инвестиционных программ Республики Узбекистан в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
8. Министерству жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан совместно с:
АО «НЭК» и Министерством экономики Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести предложения, определяющие условия и конкретные критерии внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, АО «НЭК», Республиканским проектным институтом «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров Республики Узбекистан в трехмесячный срок провести инвентаризацию котельных станций и по ее итогам внести в Кабинет Министров проект Государственной программы по модернизации котельного оборудования.
9. Республиканскому проектному институту «УзИнжиниринг» при Кабинете Министров совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по инвестициям обеспечить разработку предпроектной документации по проектам, реализуемым в рамках энергосервисных договоров, с привлечением средств зарубежных и международных финансовых институтов.
10. Агентству «Узстандарт» в установленном порядке аккредитовать АО «НЭК» как единственного органа по сертификации товаров (работ, услуг) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и иных организациях.
11. Министерству финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
совместно с Министерством юстиции, Министерством экономики, Государственным комитетом по инвестициям и Национальным агентством проектного управления при Президенте Республики Узбекистан внести в Кабинет Министров предложения по порядку выдачи государственной гарантии Республики Узбекистан по обязательствам государственных органов и организаций перед АО «НЭК» при подтверждении уровня экономии, определенного энергосервисным договором;
разработать и утвердить порядок финансирования бюджетных организаций и получателей бюджетных средств на срок действия энергосервисных договоров, с сохранением ранее предусмотренных размеров бюджетных ассигнований на оплату коммунальных услуг, в том числе с учетом роста тарифов.
12. Кабинету Министров Республики Узбекистан в недельный срок утвердить структуру АО «НЭК».
13. Министерству жилищно-коммунального обслуживания совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан и другими ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
14. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и директора Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Садикова Ш.М.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент, 23 августа 2017 года.
В стране принимаются меры по дальнейшему реформированию энергетической отрасли, обеспечению рационального потребления электро- и теплоэнергии, природного газа, воды (далее – энергоресурсы), а также укреплению платежной дисциплины.
Вместе с тем проведенный анализ позволил выявить системные проблемы, приводящие к неэффективному потреблению энергоресурсов, что, в конечном итоге, не позволяет оптимизировать затраты на энергоресурсы и добиться сокращения задолженности органов государственного и хозяйственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций (далее – государственные органы и организации) за энергоресурсы. В их числе:
отсутствие действенной системы мониторинга эффективности потребления энергоресурсов и оказания услуг по внедрению современных энергосберегающих технологий в государственные органы и организации, в том числе специализированного учреждения, ответственного за выполнение данных функций. В результате этого не дают ожидаемого результата технические, технологические, экономические и иные меры, направленные на уменьшение объема используемых энергоресурсов, что влечет увеличение затрат государственных органов и организаций на энергоресурсы;
системные недостатки в модернизации объектов теплоснабжения, использование морально и физически устаревшего котельного оборудования, изношенность которого достигает 70 процентов, что является причиной большой энергоемкости и неэффективности теплоснабжения;
государственными органами и организациями не организована должным образом работа по выполнению Программы мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015–2019 годы, в результате чего предусмотренные в ней проекты по внедрению энергоэффективных технологий в государственных органах и организациях остались неисполненными.
С учетом изложенного и в целях широкого внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, обеспечения рационального потребления энергоресурсов принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий».
В соответствии с настоящим постановлением главы государства создано акционерное общество «Национальная энергосберегающая компания» (далее – АО «НЭК»), основными задачами которого определены:
осуществление мониторинга эффективности потребления энергоресурсов в государственных органах и организациях;
подготовка предложений по внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
внедрение современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
оптимизация расходов государственных органов и организаций, снижение себестоимости товаров (работ, услуг), экономия бюджетных и собственных средств за счет внедрения энергосберегающих технологий и сокращения затрат на энергоресурсы;
реализация технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема потребляемых энергоресурсов.
Учредителями АО «НЭК» выступают Министерство жилищно-коммунального обслуживания, Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, АКБ «Асакабанк» и АКБ «Туронбанк».
При этом АО «НЭК» определено единственным поставщиком товаров (работ, услуг) по внедрению на основе энергосервисных договоров энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях, покрытие затрат которого будет осуществляться исходя из размеров экономии, получаемой после внедрения таких технологий.
С целью обеспечения оплаты государственными органами и организациями товаров (работ, услуг) по внедрению энергоэффективных и энергосберегающих технологий постановлением предусматривается механизм выдачи государственной гарантии Республики Узбекистан по обязательствам государственных органов и организаций. Такая гарантия будет выдаваться АО «НЭК» при подтверждении уровня экономии.
Наряду с этим государственным органам и организациям запрещено приобретать товары (работы, услуги), имеющие низкий уровень энергоэффективности, при условии наличия аналогичных товаров, имеющих высокую энергоэффективность.
С целью обеспечения укомплектования вновь созданной организации кадрами, необходимыми для выполнения поставленных задач, директору АО «НЭК» разрешено, в порядке исключения, принимать на работу высококвалифицированных иностранных специалистов и устанавливать им размеры заработной платы и иных выплат в свободно конвертируемой валюте.
Также постановлением образована Комиссия по проведению критического анализа проектов в сфере жилищно-коммунального обслуживания и подготовке предложений по их оптимизации.
На данную Комиссию возложены задачи по:
проведению критического анализа проектов в сфере жилищно-коммунального обслуживания, в том числе реализуемых с участием зарубежных и международных финансовых институтов;
подготовке предложений по оптимизации бюджетных расходов и организационно-штатных структур жилищно-коммунальных служб, а также оптимизации инвестиционных программ в сфере жилищно-коммунального обслуживания.
Кроме того, соответствующим министерствам и ведомствам поручено:
внести предложения, определяющие условия и конкретные критерии внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий в государственных органах и организациях;
внести в Кабинет Министров проект Государственной программы по модернизации котельного оборудования.
Принятие данного постановления главы государства, несомненно, послужит активизации деятельности государственных органов и организаций по внедрению современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий, обеспечению рационального потребления энергоресурсов.