Благодаря ряду указов и постановлений Президента, направленных на коренное улучшение налоговой политики, в том числе деятельности органов государственной налоговой службы, на новый этап выведены Налоговый кодекс в новой редакции, а также справедливая, прозрачная и нацеленная на перспективу, отвечающая международным стандартам и удобная для налогоплательщиков налоговая система.

В  целях максимального снижения налоговой нагрузки на бизнес виды налогов сокращены с 16 до 9.

Об этом шла речь на семинаре, состоявшемся в Сенате Олий Мажлиса на тему «Дальнейшее совершенствование налогового администрирования и снижение налоговой нагрузки на бизнес при улучшении бизнес-среды».

В ходе семинара, в котором приняли участие члены Сената, ответственные работники министерств и ведомств, обсуждались вопросы по расширению создания благоприятной деловой среды для предпринимательской деятельности.

Принята Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан, с 1 января 2019 года отменены обязательные отчисления (3,2 процента).

Ставка налога на прибыль, взимаемого с юридических лиц, для коммерческих банков снижена с 22 до 20 процентов, ставка налога на прибыль, удерживаемого у источника выплаты с дивидендов и дохода в виде их процентов – с 10 до 5 процентов, ставка налога на имущество – с 5 до 2 процентов, ставка единого налога – с 5 до 4 процентов, а ставка единого социального платежа – с 15 до 12 процентов. Кроме того, отменен страховой взнос в размере 8 процентов, уплачиваемый с заработной платы физических лиц, и вместо действующей четырехступенчатой шкалы налогообложения 22,5 процента установлена Единая ставка в размере 12 процентов.

За счет отмены этих сборов во внебюджетные фонды около 7 тысяч предприятий освобождены от ежегодной уплаты налогов в среднем на  6 триллионов сумов.

В целях справедливого распределения налоговой нагрузки на экономику и обеспечения непрерывности цепочки налога на добавленную стоимость определено, что налогоплательщики, чей оборот превышает миллиард сумов, уплачивают НДС, и ставка данного налога снижена с действующих 20 до 12 процентов, введена практика возмещения налога на добавленную стоимость.

В результате снижения налоговой нагрузки количество зарегистрированных налогоплательщиков увеличилось в 23 раза – с 7,6 тысячи в 2018 году до 178 тысяч в 2023 году. Возросло количество официально трудоустроенных работников – на 130 процентов (с 3,9 миллиона в 2018 году достигло 5,1 миллиона по итогам 2022 года).

Количество предприятий, уплачивающих налог на имущество в качестве юридического лица, увеличилось в 8,4 раза – с 9,2 тысячи в 2018 году до 77,3 тысячи в 2023 году. Кроме того, в результате общих удобств и льгот, направленных на поддержку субъектов предпринимательства, в их распоряжении в 2017–2021 годах остались средства в размере 119,5 триллиона сумов, а в 2022 году – 72,9 триллиона сумов.

На семинаре были изложены мнения о создании совместно с соответствующими государственными органами центральной базы данных по «налоговой истории» физических и юридических лиц в целях улучшения деловой среды, дальнейшего совершенствования налогового администрирования и снижения налоговой нагрузки на бизнес, упрощения механизма возврата налога на добавленную стоимость.

Высказаны мнения по прекращению неформальной занятости путем снижения налоговой нагрузки и созданию справедливой, прозрачной и сбалансированной налоговой системы для всех в целях поддержки обеспечения занятости населения.

Норгуль АБДУРАИМОВА, корр. УзА