Согласно Закона Республики Узбекистан “Об инвестициях и инвестиционной деятельности”,   принятого  25 декабря 2019 года,  государство гарантирует права субъектов инвестиционной деятельности. Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемую в соответствии с законодательством.

Государство гарантирует недопущение дискриминации в отношении инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций.

Осуществление прав инвестором не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других инвесторов. При этом государство как соучредитель (акционер, участник),  субъекта предпринимательства имеет равные наряду с другими учредителями (акционерами, участниками) права и обязательства.

Инвестиционным спором  является спор, вытекающий из договорных обязательств между инвесторами, в том числе крупными инвесторами, и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора. Инвестиционные споры разрешаются путем переговоров либо в соответствии с ранее согласованной сторонами процедурой разрешения споров. При невозможности разрешения инвестиционных споров путем переговоров, разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Узбекистан Верховным судом Республики Узбекистан, а также межрайонными экономическими судами, определяемых соглашением сторон.

Под договорными обязательствами, связанными с инвестиционной деятельностью инвестора, понимаются обязательства между инвесторами и государственными органами, которые оформлены в виде инвестиционных контрактов либо иных договоров на осуществление инвестиции, в том числе концессионные договоры и соглашения (договоры) государственно-частного партнерства, договора купли-продажи объектов государственной собственности с условием принятия покупателем инвестиционных и (или) социальных обязательств в порядке приватизации и др.

Законом Республики Узбекистан  от 12 января 2021 года в Экономический Процессуальный Кодекс  была ведена статья 30-1,    в которой указано, что к инвестиционным спорам относятся:  споры, связанные с заключением, изменением и расторжением инвестиционных договоров, споры о признании недействительными инвестиционных договоров, споры, связанные с исполнением инвестиционного договора, споры, связанные с исполнением инвестором налоговых, таможенных, социальных, экологических и иных обязательств, вытекающих из инвестиционного договора,  споры, связанные с истребованием имущества, предоставленного инвестору по инвестиционному договору, либо взысканием неустойки и (или) убытков по такому договору.

Статья 32 ЭПК была дополнена нормой, предусматривающей, что по желанию крупного инвестора по инвестиционным спорам дела данной категории рассматриваются непосредственно Верховным судом Республики Узбекистан, остальные инвестиционные споры по желанию инвестора рассматриваются судами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в качестве суда первой инстанции.

Также, статья 34 ЭПК дополнена новыми частями, предусматривающими, что иски, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, не являющегося крупным инвестором, могут быть предъявлены в межрайонный, районный (городской) экономический суд или суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента по месту нахождения ответчика.

В целом, сегодня дальнейшее развитие инвестиционных отношений остается одним из приоритетных направлений государственной политики Узбекистана. При этом, исходя из мирового опыта, был сделан акцент на совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, выработку и проведение долгосрочной инвестиционной стратегии.

 

   З.ХАСАНОВА,

 Председатель Нукусского

Межрайонного экономического суда.

Каракалпакское информационное агентство