12 марта 2021 года в городе Ташкенте состоялось тринадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Пленарное заседание прошло в формате видеоконференцсвязи. В нем приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, а также представители средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената и его страницах в социальных сетях, а также на телеканале «UzReport».

Членами Сената обсуждены 19 вопросов, в том числе 6 законов.

Сначала заслушан отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) в 2020 году.

По данному вопросу отчет представила Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман) Феруза Эшматова.

Отмечалось, что Уполномоченным и его региональными представителями проделана работа по 7 основным направлениям. В частности, осуществлена определенная работа по совершенствованию национального законодательства о правах человека, мониторингу его соблюдения, рассмотрению обращений граждан, повышению правосознания и осведомленности населения и представителей государственных органов, международному сотрудничеству в сфере защиты прав и свобод человека, а также по предупреждению применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания путем регулярного посещения пенитенциарных учреждений.

Наряду с этим, несмотря на то, что в ходе работы с обращениями граждан Уполномоченный достиг положительных изменений по сравнению с деятельностью в прошлом году, в соответствии с требованиями закона 176 обращений в отчетном периоде признаны анонимными. Однако, не налажена практика рассмотрения по инициативе Уполномоченного вопросов, поднятых в данных обращениях.

В результате проведенных мониторингов с целью предупреждения применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в связи с неэффективной организацией соответствующими министерствами и ведомствами правовой пропаганды в местах содержания под стражей выявлен ряд недостатков и проблем, ждущих своего решения. В том числе случаи, когда работники пенитенциарного учреждения не полностью осведомлены о Законе «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)», а также частичного обеспечения заключенных, привлеченных к производству, специальной одеждой, обувью, другими средствами личной защиты и гигиены.

На заседании подчеркнута неэффективность работы региональных представителей Уполномоченного по пропаганде своей деятельности.

Сенаторами даны рекомендации по разработке проектов законов Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмане)» и «О Детском омбудсмане», эффективному осуществлению практики «мониторинговых визитов» с участием представителей общественности в следственные изоляторы и пенитенциарные учреждения, разработке единого критерия по формированию информации о нарушении прав граждан на основе анализа работы с обращениями, а также учету анонимных обращений, активному использованию в соответствии с законом полномочия по внесению вопросов для рассмотрения Конституционным судом Республики Узбекистан.

Были высказаны рекомендации Уполномоченному по правам ребенка по внесению для разработки и утверждения до конца года в палаты Олий Мажлиса Национальной стратегии Республики Узбекистан по обеспечению прав ребенка с целью дальнейшего совершенствования системы защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, обеспечения гарантий прав ребенка и создания действенного механизма выполнения международных обязательств в данной сфере, внедрению уполномоченным органом системы ведения постоянного мониторинга за обеспечением полного рассмотрения, а также  удовлетворения государственными органами и должностными лицами обращений детей, усилению деятельности по направлению в соответствующие органы ходатайств о привлечении к ответственности лиц, в действиях которых выявлены нарушения прав и свобод ребенка, проведению регулярного мониторинга  по обеспечению выпускников домов «Мехрибонлик» жильем и постоянным местом работы.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого сенаторы заслушали информацию министра внутренних дел Республики Узбекистан о состоянии предупреждения и профилактики правонарушений по итогам 2020 года.

Отмечалось, что в результате системной работы Министерства внутренних дел раскрыто 95,2 % преступлений, задержаны 2446 лиц, находящихся в розыске следственных органов, а также найдены 436 лиц, пропавших без вести. По инициативе органов внутренних дел выявлены 20 994 преступления.

Вместе с тем проведенное изучение показывает, что в деятельности органов внутренних дел имеются определенные недостатки, проблемы, ждущие своего решения, имеющиеся возможности не используются в полной мере.

В частности, в минувшем 2020 году в республике зарегистрировано
62 081 преступление, что в среднем составляет 182,4 преступления на
100 тысяч человек.

Отмечалось, что из-за нездоровой обстановки в семьях, несвоевременного решения конфликтов, игнорирования их активистами махаллей и широкой общественностью совершаются особо тяжкие преступления.

В частности, каждое третье зарегистрированное в 2020 году преступление, связанное с убийством (143 или 35,2%), еще 192 (20,5%) – с причинением тяжких телесных повреждений, совершены в рамках семейно-бытовых отношений.

Вместе с тем в результате несвоевременного устранения семейных конфликтов совершено 14 379 правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, из которых 50,5 % (7 264) приходится на Ташкентскую, Бухарскую, Самаркандскую и Ферганскую области. Самое печальное, каждый шестой суицид совершен именно из-за семейных разногласий, которые не разрешены вовремя.

Из-за нерешенности проблем женщин, живущих в тяжелых жизненных условиях, в 2020 году  5 774 совершили 5 520 преступлений.

Так, хотя 14 774 женщинам, подвергшимся притеснениям в семейной жизни, выданы «охранные ордеры», лишь в 317 случаях виновные лица привлечены к административной и уголовной ответственности.

В связи с тем, что в работе с молодежью по-прежнему сохраняется много проблем и не уделяется достаточного внимания их устранению, в 2020 году каждое четвертое преступление, зарегистрированное в республике (14 378 или 23,2%), совершено молодыми людьми, из них 4052 – незанятой молодежью.

Кроме того, совершение преступлений более 9 тысячами безработных свидетельствует о неэффективном решении вопросов занятости населения на местах.

Хотя общее количество дорожно-транспортных происшествий в республике по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось, в результате недостаточной организации безопасности дорожного движения погибли 1 962 человека.

На заседании сенаторами также уделено внимание вопросам формирования нетерпимого отношения к преступности среди населения, предупреждения преступлений, обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

В частности, отныне совместно с ответственными министерствами, ведомствами и общественными организациями будут приниматься меры по выявлению и устранению причин и факторов, способствующих совершению правонарушений среди женщин, несовершеннолетних, особенно незанятой молодежи.

Будет внедрен механизм обсуждения совершенных преступлений в самих государственных органах, а также в разрезе махаллей и сфер.

В целях недопущения случаев, связанных с пытками, совершенными сотрудниками органов внутренних дел в Чиракчинском районе и городе Андижане, недопущения нарушения прав и свобод граждан сотрудниками созданы 485 специальных помещений для допроса. Отныне в этих помещениях будет налажено проведение беседы с привезенным гражданином.

Также, исходя из криминогенной ситуации в махаллях, они будут разделены по категориям на «красные», «желтые» и «зеленые».

Для обеспечения благополучия населения и раннего предупреждения правонарушений в махаллях будет внедрена система, основанная на принципе «Благоустроенная и безопасная махалля».

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Далее сенаторы заслушали информацию министра иностранных дел Республики Узбекистан о деятельности Министерства иностранных дел Республики Узбекистан по выполнению возложенных задач в 2020 году.

Отмечалось, что Министерством иностранных дел осуществлена определенная деятельность по реализации внешней политики нашей страны, защите государственных интересов Узбекистана и прав граждан страны в отношениях с зарубежными государствами, а также в международных и региональных организациях. При этом особое внимание обращается на регулирование деятельности министерств, ведомств, учреждений по развитию международных связей.

За отчетный период организованы официальные визиты на высшем уровне в Турцию и Российскую Федерацию, приемы зарубежных гостей от имени Президента Республики Узбекистан, свыше 80 онлайн-диалогов на высшем уровне.

Кроме того, во исполнение постановлений и указов Президента Республики Узбекистан, «дорожных карт», принятых по итогам визитов на высшем уровне, планов по развитию двустороннего сотрудничества МИД в рамках различных международных мероприятий по дипломатическим каналам подписано 32 двусторонних документа.

Весомым был вклад министерства в процесс развития сотрудничества с такими ведущими международными организациями и интеграционными объединениями, как ООН, ОБСЕ, ШОС, СНГ,  ЕАЭС и другие. В частности, в рамках развития сотрудничества с СНГ под председательством Узбекистана проведено свыше 60 мероприятий.

С целью дивелирования последствий глобальной пандемии коронавируса при содействии МИД удалось привлечь грантовые средства и средства материально-технического содействия в объеме 350 млн долларов США.

Наряду с этим в процессе проведенных изучений членами Сената, а также в ходе обсуждений в местных Кенгашах народных депутатов отмечен ряд проблем и недостатков в деятельности Министерства иностранных дел.

В частности, подчеркнута необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование и дальнейшее развитие дипломатической службы в Узбекистане.

Отмечено отсутствие системной работы с местными органами власти
по контролю за качеством и последующей своевременной реализацией инициируемых дипломатическими представительствами инвестиционных проектов.

Также отсутствует стратегическое видение, не развито приграничное сотрудничество как важный элемент расширения торгово-экономических связей в приграничных регионах республики.

Кроме того, отмечалось, что до сих пор не действует единая электронная система (база данных) учета и исполнения международных соглашений Республики Узбекистан.

Местным Кенгашам народных депутатов, Министерству иностранных дел, Министерству инвестиций и внешней торговли, Торгово-промышленной палате и другим соответствующим ведомствам даны также конкретные поручения и рекомендации.

По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем заслушана информация министра юстиции Республики Узбекистан о состоянии правовой пропаганды и просвещения в 2020 году.

Отмечалось, что в течение 2020 года органами юстиции подготовлено свыше 200 агитационных «пакетов» по важным законодательным актам в виде комплексных материалов: аннотаций, слайдов, флаеров, инфографики, видеороликов, которые направлены соответствующим государственным органам и организациям.

Под лозунгом «В каждый дом с бесплатной юридической консультацией» налажена система оказания юридических консультаций. В рамках проекта проведены беседы в 78 292 домах 5857 махаллей, жителям даны бесплатные юридические консультации, в том числе о «женской тетради», «железной тетради» и других проектах социальной защиты.

В рамках конкурса сочинений «Коррупция вредит развитию» охвачено более 17 тысяч учащихся школ, средних специальных и высших образовательных учреждений. Кроме того, для журналистов и блогеров проведен конкурс «Пандемия 2020: вызовы, выводы, последствия».

Также впервые был организован конкурс «Применение инновационных технологий в правовой пропаганде». А во время пандемии более чем на 8 тысяч вопросов граждан даны правовые разъяснения.

Вместе с тем работа по повышению правовой культуры в обществе, проведенная агентством «Узавиация» при Министерстве транспорта, Государственным центром персонализации при Кабинете Министров и Агентством по привлечению иностранных инвестиций при Министерстве инвестиций и внешней торговли признана неудовлетворительной.

Кроме того, информация о пропагандистских мероприятиях, проводимых министерствами дошкольного образования, энергетики, не была представлена Министерству юстиции для мониторинга, а данные Министерства финансов, Министерства инновационного развития, Государственного агентства по управлению активами представлены с опозданием – после завершения мониторинга.

Подчеркнуто, что Министерство народного образования, Государственный центр тестирования, Министерство жилищно-коммунального обслуживания своевременно и в должной мере не реагируют на интересующие наших граждан вопросы.

Анализ проводимой работы по повышению правовой культуры также свидетельствует о наличии ряда проблем. В целях устранения имеющихся проблем и дальнейшего повышения правовой культуры определены приоритетные направления.

В частности, будет внедрен порядок оценки уровня правовой грамотности государственных служащих, согласно которому сотрудники государственных организаций будут проходить обучение для повышения правовых знаний, а также каждые три года их уровень правовой грамотности будет оцениваться посредством автоматизированной системы.

В структуре Национального центра правовой информации «Адолат» будет создан инновационный медиацентр. Данный центр готовит и распространяет современные информационно-аналитические медиаматериалы, которые на простом, доступном языке передают содержание законодательных актов.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого заслушан отчет хокима Сурхандарьинской области о развитии территорий.

Подробно обсуждены также итоги комплексного изучения рабочей группой Сената Олий Мажлиса работы, осуществляемой по развитию области.

В отчете отмечается, что проделана определенная работа по развитию области и использованию в этом процессе потенциала местных Кенгашей народных депутатов. В частности, объем валового территориального продукта (ВТП), произведенного в области в 2020 году, составил 24 трлн сумов, темпы роста по сравнению с прошлым годом составили 104,4 %. В частности, произведена промышленная продукция на сумму более 5,5 трлн сумов, оказано услуг на сумму более 7,9 трлн сумов, оборот розничной торговли составил 12 трлн 352,6 млрд сумов.

В области в условиях пандемии оказана социальная помощь более
63,3 тысячи нуждающихся семей. Благодаря продлению сроков выплаты кредитных договоров более 5 тысячам субъектов предпринимательства восстановлена деятельность свыше 21,5 тысячи предприятий.

В рамках инвестиционной программы сданы в эксплуатацию 752 проекта на сумму 2,5 трлн сумов, создано более 6,4 тысячи новых рабочих мест. По 252 инвестиционным проектам освоены прямые иностранные инвестиции и иностранные кредиты на сумму 221,2 млн долларов США. По области осуществлен экспорт продукции в 26 стран в размере 245,2 млн долларов США.

Кроме того, в рамках программы «Каждая семья – предприниматель» коммерческими банками выделены кредитные средства почти 17,7 тысячи физических и юридических лиц, в частности 1 260 семьям, включенным в «железную тетрадь».

При выращивании сельскохозяйственных культур проведена работа по внедрению водосберегающих технологий на 3 820 гектарах (капельное орошение – на 3 797 гектарах, дождевание – на 23 гектарах).

В целях повышения уровня охвата детей дошкольным образованием в области на основе государственно-частного партнерства выделены льготные кредиты на создание 43 дошкольных образовательных учреждений.

В области до сегодняшнего дня около 29 тысяч женщин разделены на 9 категорий и включены в электронную базу «женская тетрадь», разработаны «дорожные карты» по решению их проблем.

В области предусмотрено выделение 37 тысчам молодых людей 16 320 гектаров земельных участков. До настоящего времени более 870 тысячам молодых людей выделено в общей сложности 507 гектаров.

Еще один аспект. Сегодня в области насчитывается более 560 памятников культурного наследия. Благодаря работе по развитию сферы туризма количество иностранных туристов, посетивших область в 2019 году, по сравнению с 2018 годом увеличилось в 4 раза.

В перспективе предусмотрено превратить территорию в «малую Швейцарию» путем создания небольших туристических зон в Байсунском и Сарыасийском районах, вокруг комплекса «Аль-Хаким ат-Термизи» в Термезском районе – в «Средневековый городок», строительство на территории парка «Бахт» в Термезе «Японского сада» и мемориального музея  Като Кюдзо.

Вместе с тем на заседании отмечены некоторые проблемы и недостатки по развитию области, ждущие своего решения.

В частности, по предварительным рейтинговым показателям оценки уровня социально-экономического развития регионов по итогам 2020 года Кызырыкский и Узунский районы перешли из «желтой зоны» в «красную зону».

В связи с тем, что из местного бюджета не были выделены необходимые средства на ремонт 27 многоквартирных домов в махалле «Обихаёт» в Музрабатском районе, эти дома находятся в крайне плачевном состоянии.

В целях улучшения качества медицинского обслуживания лиц с инвалидностью, проживающих в домах «Мурувват» в Денауском и Сарыасийском районах, необходимо обеспечить эти учреждения аппаратами физиотерапии. Не обеспечено выполнение соответствующих мероприятий по реконструкции 1444-1622 км автодороги международного значения М-41 «Бишкек-Душанбе-Термез».

Кроме того, в течение 2020 года в области совершено в общей сложности более 3,1 тысячи преступлений, что почти на 40% больше, чем в 2019 году. В частности, на 72 и 77% увеличилось число особо тяжких и тяжких преступлений.

На заседании отмечалось, что итоги изучения критически обсуждены на сессии областного Кенгаша народных депутатов, состоявшейся 20 февраля 2021 года, на которой была заслушана информация ответственных руководителей, приняты меры в отношении соответствующих заместителей хокима области и руководителей 6 организаций области, допустивших упущения.

Также отмечалось, что утверждена «дорожная карта» по решению проблем областного уровня, состоящая из 45 пунктов, в которой предусматриваются осуществление депутатского контроля за выполнением каждого из намеченных мероприятий, а также отчет руководителей ответственных ведомств и организаций на сессии областного Кенгаша на ежеквартальной основе.

Кроме того, сенаторы подробно обсудили вопросы решения существующих проблем. Заслушана информация руководителей ответственных министерств и ведомств о выявленных в ходе изучения проблемных вопросах республиканского уровня.

На заседании принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса по устранению проблем республиканского уровня, ждущих своего решения в области, и установлению сенаторского контроля за их исполнением.

После этого в центре обсуждения были  результаты изучения в Андижанской, Бухарской, Самаркандской и Ферганской областях целевого и эффективного расходования средств, сформированных за счет дополнительных источников областных бюджетов, а также районных и городских бюджетов по итогам 2020 года.

Отмечалось, что рабочей группой Сената Олий Мажлиса изучено целевое и эффективное расходование средств, сформированных по итогам 2020 года в Андижанской, Бухарской, Самаркандской и Ферганской областях за счет дополнительных источников областных бюджетов, а также районных и городских бюджетов. Изучение и анализ показали, что в данных областях проведена определенная работа по исполнению доходов и расходов местных бюджетов.

В частности, в результате работы, проведенной в целях расширения доходной базы местных бюджетов, определен дополнительный резерв в размере 128,6 млрд сумов, в бюджет взыскано 125,6 млрд сумов.

Всего в местных бюджетах сформированы дополнительные источники в размере 1 трлн 193,4 млрд сумов, за счет которых произведены расходы в размере 1 трлн 151,9 млрд сумов.

Вместе с тем на заседании отмечалось, что в ходе изучения выявлены ошибки и недостатки в обеспечении исполнения местного бюджета.

Без соблюдения требований статьи 126 Бюджетного кодекса, без принятия решений соответствующих местных Кенгашей народных депутатов за счет дополнительных источников бюджетов областей, районов и городов в Бухарской области израсходованы средства в размере более 3,5 млрд сумов, в Ферганской области – 38,5 млрд сумов.

Решения соответствующих местных Кенгашей народных депутатов приняты после того, как в Андижанской области средства в размере 18,5 млрд сумов, в Ферганской области – 225,7 млрд сумов были направлены на различные мероприятия.

В Андижанской области 1,3 млрд сумов, в Бухарской области 3,2 млрд сумов, в Самаркандской области 2,5 млрд сумов, в Ферганской области 5,2 млрд сумов направлены на содержание организаций, финансирование которых не предусмотрено за счет соответствующих бюджетов.

В Булунгурском и Нарпайском районах средства направлены в первую очередь не на укрепление материально-технической базы учреждений социальной сферы, а на приобретение дорогостоящих автотранспортных средств для районных хокимиятов.

Именно в этих районах 8 общеобразовательных школ, 9 дошкольных образовательных учреждений и 5 учреждений здравоохранения нуждаются в ремонте.

Кроме того, в Бухарской области фондам, созданным в целях стимулирования организации новых рабочих мест, выделены средства в размере 3,5 млрд сумов, а в Андижанской, Ферганской и Самаркандской областях средства в этот фонд вообще не направлялись.

Между тем, и в 2020 году безработица в этих областях сохранялась выше среднереспубликанского уровня.

Кроме того, в Андижанской области реализована продукция на 1,4 млрд сумов, в Бухарской области – 399,0 млн сумов, Самаркандской области – 2,1 млрд сумов, Ферганской области – 7,1 млрд сумов по договорам, заключенным напрямую без соблюдения требований Закона «О государственных закупках» и подзаконных актов, без проведения тендеров, конкурсов и аукционов, без размещения объявлений на соответствующем информационном портале.

Не проведена на должном уровне работа по информированию и обеспечению активного участия населения на портале «Открытый бюджет» с целью направления не менее 10 % дополнительных ресурсов в бюджеты районов и городов на мероприятия, сформированные на основе общественного мнения.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Далее рассмотрен вопрос об отмене некоторых решений местных Кенгашей народных депутатов.

Отмечалось, что в соответствии с недавними нововведениями в действующее законодательство Сенат наделен полномочиями отменять решения местных Кенгашей, противоречащие Конституции и законам, указам, постановлениям и распоряжениям Президента.

В свою очередь от Бизнес-омбудсмана, Национального центра по правам человека и Антимонопольного комитета поступили обращения об отмене некоторых решений Сурхандарьинского областного, Гузарского, Миришкорского, Каршинского районных и Каршинского городского Кенгашей народных депутатов.

Ответственные комитеты Сената всесторонне изучили данные обращения. Результаты изучения показали, что вышеуказанные решения местных Кенгашей действительно противоречат требованиям закона.

В частности, гражданка Г.Хайдарова, проживающая в махалле «Карлукбогат» города Карши, приватизировала жилье в 2011 году. Об этом принято решение хокима города. Однако, спустя 6 лет, в 2017 году Каршинский городской Кенгаш народных депутатов отменил это решение хокима города. Но в соответствии с действующим законодательством местные Кенгаши народных депутатов не уполномочены пересматривать и отменять результаты приватизации.

При всестороннем изучении данной ситуации выяснилось, что не соблюдены все нормы и установленные процедуры, касающиеся частной собственности, что доставило гражданке многолетние хлопоты.

Такая же ситуация наблюдается в решениях Гузарского, Миришкорского, Каршинского районных Кенгашей народных депутатов о расторжении договоров аренды земли, заключенных с фермерскими хозяйствами. Местные Кенгаши не имеют полномочий вмешиваться в договорные правоотношения между фермерскими хозяйствами и хокимиятами районов.

Поднят также вопрос строительства дороги на территории малой промышленной зоны «Бектепа» в Бандиханском районе. Предприниматель выиграл тендер, но с ним не был заключен договор, и объект был передан совершенно другой организации. А Сурхандарьинский областной Кенгаш народных депутатов своим решением, якобы, узаконил такие действия хокимията. Естественно, это вызвало недовольство предпринимателя.

Решения данных местных Кенгашей – это, в основном, документы, принятые в 2020 году и предшествующий период.

По данному вопросу приняты соответствующие постановления Сената Олий Мажлиса.

Затем обсужден Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках».

Целью данного закона является создание открытой и прозрачной, эффективной и целостной системы, направленной на регулирование отношений в сфере государственных закупок.

В ходе обсуждения также обращено внимание на имеющиеся пробелы и проблемы при исполнении действующего законодательства.

В частности, отмечалось, что встречаются такие недостатки, когда большая часть закупок осуществляется без использования информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей открытость и прозрачность, система контроля за порядком закупок не отвечает современным требованиям, наблюдается увеличение количества случаев несоблюдения документов в сфере государственных закупок.

В результате только в 2019 году в 729 случаях допущено заключение договоров в размере 2 908,1 млрд сумов без проведения тендерных торгов по данным заказчиками заказам.

Закон, рассмотренный с целью устранения таких недостатков, имеет большое значение в решении актуальных вопросов целевого использования направляемых на государственные закупки бюджетных средств и других централизованных источников; обеспечении эффективного использования гарантированных кредитных ресурсов правительства; гармонизации в короткий срок показателей «цена-качество» при обеспечении государственного сектора необходимыми товарами, работами и услугами; достижении эффективных результатов по противодействию коррупции.

Реализация закона не только устранит противоречащие друг другу требования законодательства, но и обеспечит прозрачность закупок, создаст удобства для субъектов предпринимательства и населения.

После активного обсуждения данный закон одобрен сенаторами.

Затем рассмотрен Закон Республики Узбекистан «Об экологическом аудите».

В последние годы в нашей стране проводится последовательная политика по обеспечению охраны окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также улучшению санитарно-экологического состояния территорий. В частности, мы видим, что в сфере санитарной очистки проводится определенная работа по совершенствованию ценообразования и оптимизации тарифов.

Однако требуется принятие некоторых мер и нормативно-правовых актов по совершенствованию сферы экологии и охраны окружающей среды.

Данный закон предусматривает проведение экологической аудиторской организацией систематических, документированных и независимых оценок соблюдения требований нормативно-правовых актов в области технического регулирования хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой субъектом экологического аудита, а также нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Целью этого является регулирование отношений в области экологического аудита. Вместе с тем основными принципами экологического аудита являются независимость, беспристрастность, конфиденциальность и достоверность.

Кроме того, стандарты экологического аудита определяют порядок проведения экологического аудита, оказания сопутствующих услуг и организации системы контроля за качеством работы экологических аудиторов.

В свою очередь Национальные стандарты экологического аудита устанавливают единые требования к осуществлению экологической аудиторской деятельности.

Экологические аудиторские организации также могут при проведении экологического аудита применять международные стандарты экологического аудита в соответствии с договором.

Вместе с тем законом предусмотрены права и обязанности экологической аудиторской организации, экологического аудитора, заказчика экологического аудита, субъекта экологического аудита, ответственность экологической аудиторской организации, ограничения при проведении экологического аудита, требования, предъявляемые к экологическому аудитору.

Благодаря реализации закона будет создана возможность предупреждения и устранения нарушений требований нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Будет также обеспечено повышение эффективности природоохранных мероприятий.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве».

Отмечалось, что отношения в области дехканского хозяйства регулируются действующим Законом Республики Узбекистан «О дехканском хозяйстве» от 30 апреля 1998 года.

Однако этот закон не соответствует современным реалиям и практике нормотворчества.

В частности, в соответствии с действующим законодательством предусмотрено предоставление земельных участков для ведения дехканского хозяйства гражданам на правах пожизненного наследуемого владения. На землях дехканских хозяйств населением произвольно возводятся дома и другие постройки, которые используются в качестве жилья. При этом не уделяется должного внимания выполнению таких обязательств, как сохранение земель, повышение их плодородия и соблюдение агротехнических требований.

Данный закон служит целям регулирования отношений по организации ведения дехканского хозяйства.

В законе устанавливается, что:

вместо практики прямого предоставления дехканским хозяйствам земельных участков с правом пожизненного наследуемого владения вводится система предоставления земельных участков в аренду;

земельные участки предоставляются в аренду для садоводства и виноградарства сроком на пятьдесят лет, для овощеводства, бахчеводства или для выращивания других сельскохозяйственных культур – сроком на тридцать лет;

запрещается строительство на земельном участке, предоставляемом для ведения дехканского хозяйства, зданий и сооружений, в том числе подземных, за исключением строительства теплиц и других сооружений из легких конструкций, а также ирригационных сооружений;

увеличивается максимальная площадь (с 0,06 га до 1 га) с установлением минимальной площади земли, подлежащей предоставлению в дальнейшем в аренду дехканскому хозяйству;

часть земель сельскохозяйственного назначения, освобожденная от основной культуры для ведения дехканского хозяйства фермерскими хозяйствами или другими сельскохозяйственными предприятиями, от 0,06 га до 10 га предоставляется под посев промежуточных сельскохозяйственных культур;

доходы, полученные от реализации дехканским хозяйством своей сельскохозяйственной продукции, не облагаются налогом;

изъятие земель дехканского хозяйства при наличии спора производится в судебном порядке.

Государство также гарантирует соблюдение прав и законных интересов дехканских хозяйств.

Не допускается оптимизация площади земельных участков, находящихся в собственности дехканских хозяйств.

Государственные органы способствуют развитию дехканских хозяйств и укреплению их деятельности.

Дехканское хозяйство самостоятельно определяет свою специализацию, в том числе виды и объемы сельскохозяйственных культур, методы их выращивания и проведения агротехнических мероприятий.

Дехканское хозяйство имеет равные с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями права на приобретение семян, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, а также на использование других материальных ресурсов и услуг, необходимых для выращивания сельскохозяйственных культур и производства сельскохозяйственной продукции. С этой целью глава дехканского хозяйства может заключать в установленном порядке прямые договоры с соответствующими организациями или участвовать в биржевых торгах.

В результате реализации данного закона будут достигнуты предоставление земельных участков дехканским хозяйствам на правах аренды, предупреждение незаконного строительства на этих землях, незаконного или под разными предлогами изъятия земельных участков, выделенных под дехканские хозяйства, дальнейшее усиление гарантий права на землю.

Закон одобрен сенаторами.

Далее обсужден Конституционный Закон «О Конституционном суде Республики Узбекистан».

Отмечалось, что с учетом задач по реформированию судебно-правовой сферы, расширению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, а также последовательного совершенствования системы государственной власти, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, опыта зарубежных стран создается правовая основа дальнейшего совершенствования деятельности Конституционного суда и соответствующего законодательства.

В частности, в настоящее время процессуальные правила производства в Конституционном суде определяются Регламентом, утверждаемым самим Конституционным судом.

Законодательство о конституционных судах зарубежных стран предусматривает, что такие положения устанавливаются законом, а не Конституционным судом, так как процессуальные правила делопроизводства напрямую связаны с реализацией прав человека.

Закон в новой редакции разработан с учетом единых прозрачных и эффективных подходов к конституционным правам и свободам нашего народа.

В свою очередь расширяется круг субъектов, обращающихся в Конституционный суд, и право обращения в Конституционный суд предоставляется гражданам и юридическим лицам, Национальному центру Республики Узбекистан по правам человека, Уполномоченному при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и заместителю Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсмана) – Уполномоченному по правам ребенка.

Еще один важный аспект. Законом расширяются права граждан. С учетом того, что в соответствии со статьей 44 Конституции Республики Узбекистан каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, законом, применяемым только в конкретном деле, гражданам и юридическим лицам предоставляется право обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение их конституционных прав.

Принятие закона будет способствовать совершенствованию деятельности Конституционного суда, защите конституционных прав граждан и юридических лиц в нашей стране, укреплению конституционной законности, обеспечению верховенства Конституции и закона. Это имеет большое значение в общественно-политической жизни нашей страны и отражает такие демократические принципы, как гласность, прозрачность, правдивость, беспристрастность.

Закон одобрен сенаторами.

Затем в центре обсуждения был Закон Республики Узбекистан «О подсобном хозяйстве».

Отмечалось, что в последние годы принимается ряд нормативно-правовых актов по ведению подсобных хозяйств и использованию приусадебных земельных участков. Однако, их исполнение иногда не дает ожидаемого результата.

В частности, на дополнительных дачных участках, переданных без права на жилищное строительство, выявлено около 4500 земельных участков  без правовых документов, свыше 500 используются незаконно и 151 га дополнительных дачных участков заброшены и не используются. Кроме того, в суд по административным и гражданским делам подано 650 исковых заявлений. В 55 случаях из них факты нарушения закона предотвращены на месте.

Данный закон служит целям регулирования отношений в области организации ведения подсобных хозяйств на личных приусадебных земельных участках.

В свою очередь в отличие от действующих правил теперь деятельность в подсобном хозяйстве основана на личном труде владельца подсобного хозяйства и членов его семьи.

В законе определяются права и обязанности лиц, использующих личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства. В частности, лица, использующие личные приусадебные земельные участки для ведения подсобного хозяйства, имеют право на:

свободное и независимое управление подсобными хозяйствами, включая свободную реализацию выращенной и самостоятельно переработанной сельскохозяйственной продукции, независимое ценообразование и распоряжение полученными доходами;

беспрепятственную и свободную, самостоятельно или через их представителей реализацию выращенной или переработанной ими сельскохозяйственной продукции на рынках, в торговых точках;

сотрудничество с плодоовощными кластерами, а также добровольное членство в плодоовощных кооперативах;

пользование льготами, предусмотренными законодательством, включая льготные кредиты, субсидии и другие преференции;

добровольное членство в Совете фермерских, дехканских хозяйств
и владельцев приусадебных земель Узбекистана;

пользование услугами земельных и иных обслуживающих организаций по выращиванию и реализации сельскохозяйственной продукции;

строительство теплиц из легких конструкций на личных приусадебных земельных участках без необходимости получения разрешения государственных органов, в том числе архитектурно-строительных, экологических, санитарно-гигиенических и органов, обеспечивающих пожарную безопасность;

пользование водными ресурсами и др.

Кроме того, в законе отражаются вопросы, касающиеся полномочий Кабинета Министров Республики Узбекистан, органов государственной власти на местах по организации ведения подсобных хозяйств на личных приусадебных земельных участках, участия Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, органов самоуправления граждан.

Законом предусматривается, что деятельность в подсобном хозяйстве основывается на личном трудовом участии владельца подсобного хозяйства и членов его семьи.

Определяется также ведение органами самоуправления граждан учета подсобных хозяйств.

Реализация данного закона способствует установлению порядка осуществления гражданами деятельности в подсобном хозяйстве, их прав и обязательств, созданию механизмов государственной поддержки деятельности подсобных хозяйств.

Члены Сената одобрили данный закон.

После этого сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что по инициативе Президента в последние четыре года в Узбекистане создаются все условия для обеспечения на практике свободы слова, плюрализма мнений, открытого и прозрачного выражения людьми своих взглядов. В целях обеспечения гарантий деятельности средств массовой информации в нашей стране наряду с Конституцией приняты и другие законы.

Как известно, гарантирование свободы слова и мысли на законной основе является неотъемлемой частью правового демократического государства.

Но в последнее время из-за того, что не в полной мере сформирована культура получения информации и ее распространения, наблюдаются случаи причинения ущерба гарантированным законом правам и интересам граждан некоторыми веб-сайтами или их владельцами, в том числе лицами, занимающимися блогерской деятельностью, при реализации ими своих прав.

Кроме того, недостаточная правовая культура таких лиц в сфере распространения информации повышает вероятность призыва с их веб-сайта и (или) со страницы веб-сайта к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности страны, пропаганды идей войны, религиозного экстремизма, разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, распространения контента, подрывающего честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающего вмешательство в их частную жизнь, массовые беспорядки, в нарушение требований закона.

В связи с этим целесообразно, чтобы все владельцы информации чувствовали ответственность за слово и его последствия, а также соответствующим образом были определены гарантии прав других лиц.

Отмечалось, что законом вносятся некоторые изменения и дополнения в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности и Закон Республики Узбекистан «Об информатизации».

Целью закона является включение в законодательство норм, направленных на противодействие и предупреждение распространения информации веб-сайтами или их владельцами, в том числе блогерами, в целях призыва к массовым беспорядкам и насилию, распространения ложной информации, угрожающей безопасности граждан, пропаганды насилия или жестокости, совершения противоправных действий.

Принятие закона послужит устранению и предупреждению публичного призыва к массовым беспорядкам и насилию в отношении граждан,  а также через средства массовой информации призыва граждан к несоблюдению или нарушению законодательства, распространения ложной информации, угрожающей общественному порядку или безопасности

Вместе с тем законом предусматривается предупреждение таких нарушений закона, как распространение информации, в том числе выраженной в неприличной форме, демонстрирующей неуважение к обществу, государству, государственным символам, пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, подстрекательство к совершению самоубийства, а также усиление мер наказания за подобные правонарушения, осуществление постоянного мониторинга владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта, в том числе блогером, за распространяемым контентом, и строгое соблюдение ими требований, установленных законодательством.

Принятие специальных законов, регулирующих деятельность средств массовой информации, создает целостную систему правовых актов, обеспечивает правовую определенность отношений в сфере и служит гарантией свободы средств массовой информации на практике, что четко определит права и обязанности всех сторон, даст возможность обеспечения в дальнейшем их прав в судебном порядке.

Кроме того, процессы демократизации общественной жизни, осуществляемые в нашей стране, способствуют повышению политической и социальной активности субъектов гражданского общества, а также свободному распространению актуальной, достоверной и значимой для общества информации.

Закон одобрен сенаторами.

Далее рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о работе, проводимой по достижению целей создания инфраструктуры, содействия индустриализации и инновациям, предусмотренным в Национальных целях и задачах в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Отмечалось, что в соответствии с Национальными целями и задачами в области устойчивого развития нашей страны на период до 2030 года, определенными в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, разработаны организационно-правовые основы для создания устойчивой инфраструктуры, содействия всеобщей и устойчивой индустриализации и инноваций.

В частности, приняты соответствующие законы, разработаны стратегии действий, налажена деятельность министерств как обслуживающих структур.

Вместе с тем отмечалось, что в этом направлении встречаются некоторые проблемы и недостатки. В частности:

в структуре ВВП страны высока доля предприятий с государственным участием;

отсутствует технологическая цепочка, связанная с производством готовой продукции с высокой добавленной стоимостью;

сохранение низких темпов переработки сырья;

уровень износа инструментов и оборудования составляет 65 %, а импорт машин и оборудования высок;

во внешнеторговом обороте доля импорта высока;

объемы некоторых экспортируемых товаров низкие.

С целью устранения этих недостатков возникла необходимость направления данного парламентского запроса.

По этому вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии оказания государственных услуг.

Отмечалось, что Комитетом Сената Олий Мажлиса по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции изучено состояние оказания государственных услуг.

Согласно анализу на сегодняшний день определено поэтапное внедрение услуг, предоставляемых через центры государственных услуг, на основании постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства» от 1 февраля 2017 года, Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному реформированию национальной системы оказания государственных услуг населению» от 12 декабря 2017 года и постановления Кабинета Министров от 25 апреля 2017 года «Об утверждении графика поэтапного внедрения государственных услуг, оказываемых исключительно через центры государственных услуг, на период 2018-2020 годы».

Однако, в ходе изучения выяснилось, что некоторыми министерствами и ведомствами не обеспечено своевременное выполнение данной задачи, а также внедрение некоторых видов услуг.

В частности, Министерством внутренних дел до сегодняшнего дня не внедрена услуга государственной регистрации автомототранспортных средств через центры государственных услуг;

Министерством здравоохранения – услуги по выдаче свидетельства о регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения через центры государственных услуг, услуги по выдаче разрешения на ввоз и производство специально применяемых биологически активных веществ, новых химических веществ, пищевых добавок, биологических средств и материалов, полимерных и пластических масс, парфюмерно-косметических изделий;

Министерством финансов – услуги по получению разрешения на реорганизацию страховщика, согласование мер по оздоровлению финансового состояния страховщика, согласование перечня предупредительных мероприятий, финансируемых из резерва предупредительных мер страховщика, по получению лицензии на осуществление страховой деятельности страховщиками и страховыми брокерами, по получению лицензии на осуществление аудиторской деятельности;

Агентством по развитию рынка капитала – услуги по получению лицензии на осуществление деятельности по организации лотерей, получению лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

Государственным комитетом по промышленной безопасности – услуги по получению заключения по экспертизе;

Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования – государственных услуг по выдаче дубликатов документов об образовании.

Также отмечалось, что, несмотря на отмену порядка истребования отдельных документов на основании соответствующих указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, эти документы по-прежнему требуют учреждения, подведомственные местным хокимиятам, министерствам по поддержке махалли и семьи, внутренних дел, обороны, народного образования.

При оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам не обеспечивается исполнение постановления и указа Президента Республики Узбекистан, что вызывает обоснованные возражения граждан.

Анализ показывает, что в течение 2020 года в системе кадастровых органов выявлено 21 018 нарушений (в 2019 году – 71 352), в системе предприятий газоснабжения – 16 358 (в 2019 году – 7 488), в системе предприятий электроснабжения – 12 632 (в 2019 году – 13 766), в системе предприятий водоснабжения – 7 258 (в 2019 году – 7 789), в системе Министерства здравоохранения – 7 638  (в 2019 году – 12 696), в системе Министерства строительства – 5 877 (в 2019 году – 17 723), в системе налоговых органов – 8 219  (в 2019 году – 9 741), в системе Министерства дошкольного образования – 882 (в 2019 году – 4 655).

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого рассмотрены результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров о мерах, принимаемых по повышению конкурентоспособности специальных экономических зон страны.

Отмечалось, что соответствующими министерствами и ведомствами была проделана значительная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, в том числе по устранению имеющихся «белых пятен» и разночтений в законодательстве, повышению качества управления СЭЗ, развитию инфраструктуры и сокращения бюрократических барьеров для инвесторов.

Кроме того, несмотря на негативные последствия глобальной пандемии COVID-19, в стране активно велась работа по формированию благоприятного инвестиционного климата и упрощению визовых процедур.

Вместе с тем было подчеркнуто, что в ответе правительства, несмотря на консультативно-методическое содействие, оказанное правительству соответствующим Комитетом Сената, отдельные вопросы остались без должного освещения. В частности, вопросы, связанные с мерами, принимаемыми по обеспечению транспарентной кадровой политики, эффективной работой веб-сайтов и единого портала СЭЗ, системой оценки эффективности деятельности отечественных специальных экономических зон.

По итогам обсуждения ответа на парламентский запрос соответствующим министерствам и ведомствам, органам государственной власти на местах даны поручения и рекомендации по внедрению гибкой системы оценки эффективности работы СЭЗ, расширению полномочий их дирекций, совершенствованию информационной стратегии по привлечению зарубежных инвесторов.

По рассмотренному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Далее в центре обсуждения были результаты парламентского запроса, направленного в Кабинет Министров Республики Узбекистан о повышении эффективности проведения медицинского осмотра молодых людей, вступающих в брак.

Отмечалось, что нынешний год по инициативе главы нашего государства назван Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Это свидетельствует о том, что здоровье нашего народа, особенно будущего поколения, является главной целью государственной политики. Таким образом, запрос в правительство о проведении добрачного медицинского осмотра означает, что парламент своевременно реагирует на актуальные вопросы нашего общества.

Кабинетом Министров намечены определенные меры по решению проблем, поднятых в данном запросе. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан, ответственным министерствам и ведомствам даны соответствующие поручения.

В частности, в целях совершенствования Положения о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, утвержденного постановлением правительства от 25 августа 2003 года № 365, организации системы медицинского осмотра лиц, вступающих в брак, посредством электронного обмена информацией ответственным ведомствам даны соответствующие поручения по внедрению единой электронной системы здравоохранения, информированию органов записи актов гражданского состояния при выявлении в период медицинского осмотра заболеваний, препятствующих созданию семьи.

Однако, на заседании обоснованные возражения сенаторов вызвало отсутствие практических мер в ответе правительства по 7 вопросам, поднятым в парламентском запросе.

В частности, внимание не уделено таким вопросам, как укрепление правовых основ запрета браков между близкими родственниками в целях профилактики наследственных заболеваний, критическая и аналитическая оценка деятельности медицинских диспансеров для подростков с целью повышения качества медицинского осмотра молодежи, вступающей в брак, разработка критериев ответственности и четкое определение ответственности работников органов записи актов гражданского состояния за проведение медицинского осмотра лиц, вступающих в брак, и информирования сторон о медицинских результатах.

Кроме того, сенаторы в целях создания удобств для населения выдвинули предложение о проведении медицинских осмотров перед вступлением в брак при районных (городских) многопрофильных центральных поликлиниках с привлечением всех соответствующих специалистов. Они также высказали мнение о введении специальных курсов в центрах подготовки молодежи к семейной жизни, которые создаются в нашей стране.

После активного обсуждения принято постановление Сената Олий Мажлиса, исполнителям даны соответствующие поручения.

На заседании приняты постановления о внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан.

Утверждены также постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса.

На этом тринадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба 

Сената Олий Мажлиса 

Республики Узбекистан