На протяжении последних десятилетий международные радикально-экстремистские и террористические организации делают постоянные попытки «обрабатывать» граждан стран Центральной Азии деструктивными радикальными идеями, стараясь переформатировать сознание, прежде всего молодежи, превратив ее в сырье для топки вооруженных конфликтов в Афганистане и на Ближнем Востоке.
Центры этих террористических группировок продолжают активную вербовку молодежи на джихад. Одной из серьезнейших проблем для безопасности Узбекистана остается непрекращающаяся активность таких вербовочных центров и создание тайных террористических ячеек на территории страны.
Опыт и практика показывают, что повышение эффективности в работе по предотвращению насильственного экстремизма, радикализации, ведущим к терроризму, зависит не только от деятельности правоохранительных органов и спецслужб, но и от того, какое участие принимают средства массовой информации в этой борьбе. В частности, от того, как они информируют население в этих вопросах, формируют общественное сознание и активность граждан для противодействия данным угрозам.
Из мировой практики известно, что террористы активно используют СМИ, соцсети и возможности Интернета для манипулирования общественным сознанием и достижения своих целей. Поэтому средства массовой информации в свою очередь должны квалифицированно и своевременно освещать данную проблему, содействовать повышению правовой культуры и медиаграмотности граждан, эмоционально рассказывая о жизненных трагедиях людей, связанных с экстремизмом и терроризмом.
В 2020 году ОБСЕ и Центром переподготовки журналистов Узбекистана был проведен совместный проект на тему «Роль СМИ Узбекистана в противодействии угрозам терроризма». В рамках проекта были проведены соответствующие тренинги, дискуссионные экспертные «круглые столы» для того, чтобы нарастить количественный и качественный потенциал материалов журналистов, освещающих данную тематику. При этом были учтены все сложности создания таких материалов и необходимость специальной подготовки его авторов.
Предварительные дискуссии, проведенные в самом начале курса повышения квалификации работников СМИ, показали, что у некоторых начинающих журналистов было недостаточно знаний в этой области, сформировалось недопонимание в подходах к освещению данной тематики, а также в использовании соответствующей терминологии.
В рамках проекта проведено четыре тематических экспертных «круглых стола» для журналистов и блогеров на такие темы, как: «Гендерный дискурс в вопросах насильственного экстремизма, радикализма, ведущих к терроризму», «Вопросы профилактики влияния экстремистской идеологии на трудовых мигрантов», «Противодействие влиянию экстремистских идей на молодежь и детей подросткового возраста» и «Роль СМИ и ННО в противодействии религиозным экстремистским течениям в информационной среде».
Проект нацелен на совершенствование медиаграмотности и профессионализма журналистов Узбекистана по освещению в СМИ вопросов профилактику и противодействие насильственному экстремизму, радикализму, ведущих к терроризму; повышение уровня информированности населения, особенно молодежи, по этой проблематике; укрепление взаимодействия и социального партнерства в обществе, налаживание диалога между представителями СМИ, институтами гражданского общества и правоохранительными структурами страны с молодежью, вовлекая их в совместную работу.
Предлагаем вашему вниманию выступления экспертов, прозвучавшие в ходе этих «круглых столов».
– На сегодняшний день террористические группировки все чаще используют традиционные и современные СМИ для распространения своей идеологии и привлечения новых последователей, – говорит советник по проектам Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане Ричард Уиллер. – Молодoе поколение особенно подвержено риску вовлечения в насильственно-экстремистскую деятельность ввиду интенсивного использования социальных сетей и Интернета в сочетании с различными субъективными и объективными факторами.
ОБСЕ вносит всеобъемлющий вклад в международные усилия по борьбе с терроризмом под руководством ООН, противодействуя проявлениям терроризма, а также различным социальным, экономическим, политическим и прочим факторам, способным создать условия, в которых террористические организации могли бы заниматься рекрутированием и получением поддержки.
ОБСЕ способствует использованию скоординированного подхода в борьбе с терроризмом, основанного на сотрудничестве на всех уровнях, включая координацию действий между национальными органами, а также сотрудничество между государствами, соответствующими международными и региональными организациями и, в случае необходимости, налаживание государственно-частных партнерских отношений между государственными органами и частным сектором (то есть деловыми кругами и промышленными предприятиями), гражданским обществом и средствами массовой информации.
– Сегодня все религиозные экстремисты мира пытаются объединиться, – отмечает заведующий кафедрой политологии Университета журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана, доктор политических наук, профессор Мукимжон Киргизбаев. – Более того, террористические группы уже не действуют на территории одной страны, а проявляют себя на территории сразу нескольких государств. Активность каждой из них приобретает уже международный характер. Факты свидетельствуют о том, что такие террористические группы теперь включают в свои ряды опасных преступников и различных криминальных лиц независимо от их гражданства, религии, национальности, возраста или пола. Примером могут служить террористические акты, совершенные в Ираке, Сирии, России, Франции, Испании, на Филиппинах, в Индонезии.
Терроризм – это радикальная, неистовая форма политического поведения, широко использующая обман и насилие. Члены террористических групп хорошо вооружены, действуют подпольно, используя разнообразные средства для достижения своих политических целей путем запугивания и давления на политическую, социально-экономическую и духовно-идеологическую систему государства, общество и личность. Исследования ученых из разных стран мира позволяют нам сформулировать ряд общих аспектов для комплексного исторического изучения исламского экстремизма в частности.
Так, распространение религиозного экстремизма обычно связано с внутренними, местными причинами, которые создают локальную кризисную среду. В то же время отмечается, что расширение его вооруженной активности в большинстве случаев происходит под влиянием внешних условий и факторов (с помощью международных центров). Терроризм и экстремизм имеют глубокие корни в тех регионах, где распространено выращивание и употребление наркотиков, потому как основным экономическим источником для развертывания этой деятельности является наркобизнес. Об этом свидетельствует тот факт, что почти три четверти выращиваемых в мире наркотических средств приходится на долю Афганистана.
Террористические организации осуществляют такие примитивные призывы, как разрушение основ действующей системы и реализация воображаемых идей и проектов. Поэтому, вместо того чтобы углубленно изучать историю и философию ислама, совершенствовать свое религиозное мировоззрение, такие экстремистские группы пытаются пропагандировать среди молодежи выдержки, вырванные из контекстов религиозных источников, в которых говорится о борьбе с «неверными», искусственно связывая их друг с другом. Идеологические интерпретации, выдвинутые экстремистскими группами за последнее десятилетие для привлечения молодежи, особенно несовершеннолетних, в основном следующие: враждебное восприятие светского общества и традиционных исламских ценностей, пропаганда борьбы с ними экстремистскими и террористическими методами; «разрушительность» и «несправедливость» светских государств, которые, по их убеждению, не имеют ничего общего с государственной системой, упомянутой в религиозных верованиях, и, следовательно, установление вместо них халифата; в качестве альтернативы существующим политическим системам формирование основанной на шариате системы правления, обеспечивающей осуществление ею не только административных, но и идеологических и юридических полномочий.
В то же время одним из средств, с помощью которого террористы оказывают влияние на молодежь, остается Интернет. Основная причина этого – легкий доступ к сознанию молодых людей, особенно несовершеннолетних, обеспечение скрытности связи, сложность контроля этой сети государственными органами, высокая скорость передачи информации, глобальное значение сети и низкая стоимость мультимедийных возможностей. Экстремистские группировки широко используют такие методы, как психологическая атака, в том числе вводящая в заблуждение информация, запугивание, влияние на сознание молодежи с помощью обманов и уловок, фальсификация различных концепций и фактов. Экстремисты и террористы широко используют Интернет для увеличения числа своих последователей и вербовки новых членов.
Так, на сегодняшний день в Интернете количество сайтов экстремистского и террористического характера достигло 8 тысяч. Около 200 из них выражают свои экстремистские взгляды на русском языке, также есть несколько десятков сайтов на узбекском языке.
Другой эксперт в этой области, директор ННО «Центр исследования региональных угроз» Виктор Михайлов утверждает, что трудовые мигранты также являются наиболее уязвимой категорией к воздействию экстремистских идей, приводящих к радикализации и терроризму. В частности, многочисленные статистические данные свидетельствуют о том, что абсолютное большинство рекрутов из числа граждан Узбекистана, готовых к насильственному экстремизму и терроризму, были завербованы, находясь в трудовой миграции в Турции, России, Южной Корее, Казахстане, на Украине, в США, Швеции.
Его коллега, эксперт из этого же ННО «Центр изучения региональных угроз» Музаффар Таджибаев говорит о том, что религиозную радикализацию в виртуальном пространстве нужно рассматривать сегодня как одну из самых опасных.
– Радикалы в своих новостных материалах пытаются упростить исламские термины, – отмечает М. Таджибаев. – Среди них популярны такие термины, как «джихад» (усердие на пути Творца), «неверные» (неверующие), «отступники» (обращенные из ислама в неверие), «моджахеды» (борцы). В информационном пространстве создаются стереотипы, не имеющие никакого отношения к традиционному исламу: «джихад – война с Западом и неверными»; «моджахеды – борцы с несправедливостью и злом»; «моджахеды, как и мученики, попадают прямо в рай»; «государственные силовые структуры – инструмент терроризма» и так далее.
В результате в Интернете создается искаженный контент для людей, легко поддающихся внешним воздействиям, включая уязвимые группы, нуждающиеся в социальной защите (подростки, молодежь, трудовые мигранты). При этом радикалы активно используют в своих материалах слова и выражения, иллюстрации и другие материалы визуализации, оправдывающие действия экстремистов, боевиков и террористов.
• исследования показали, что уязвимость, связанная с чужой непривычной обстановкой, также ставит большинство людей в затруднительное положение, что вербовщики международных террористических организаций активно используют в своих целях;
• вербовщики активно пользуются недостатком правовой грамотности граждан Узбекистана, пробелами в миграционном законодательстве (например, в Российской Федерации) и, по сути, попросту вытесняют молодежь на путь вербовки. Такая уязвимость особенно проявляется у граждан, которые столкнулись с проблемами и несправедливостью, связанными с законом, а также которые находятся в нелегальной миграции.
• возможно, самая большая слабость, которую используют вербовщики – это интерес молодежи к религии и их доступ к информации из различных деструктивных источников в Интернете (включая, о пути «салафитов»). Самым опасным из них является призыв к политическому исламу.
Вербовщики международных террористических организаций зарабатывают деньги, нанимая людей. Они не «работают» с молодыми людьми, не имеющими базовых знаний об исламе (совершать пятиразовый намаз и ходить в мечеть). Поэтому первым местом, где вербовщики контактируют с потенциальными наемниками, является мечеть. По имеющимся данным, более чем в 70 процентах случаев первые встречи вербовщиков с жертвами вербовки происходили именно в мечетях. Именно здесь вербовщики ищут молодых людей, которые чувствуют себя неуверенно, некомфортно и уязвимо.
После того, как потенциальные наемники проходят первоначальную мотивационную обработку, вербовщики для подкрепления результата используют снятые ими сюжетные видеоролики. Эти ролики условно можно разделить на три категории:
• доказательства унижения мусульман неверующими;
• героизм истинных моджахедов джихада;
• справедливость борьбы с неверующими.
Второй (заключительный) этап мотивации вербовки в международные террористические организации условно можно разделить на следующие аргументы:
• помощь братьям, попавшим в беду в Сирии или Афганистане. Помощь может быть самой разнообразной: вы можете работать медсестрой, поваром, строителем – нет необходимости брать в руки оружие;
• защита братьев в Сирии или Афганистане от неверных. Защита пожилых людей, детей, женщин – священный долг каждого мусульманина, а для этого необходимо совершить хиджрат. В таких случаях используется видеоконтент о необходимости помогать братьям на Ближнем Востоке или в Афганистане;
• вербовщик пытается преподать образ моджахедов как героизм. Изучение боевых искусств, хорошие навыки стрельбы – все это активно используется в роликах. Во многих видеороликах показываются дети, владеющие навыками стрельбы, боевых искусств, призывающие совершить хиджрат;
• наконец, обещания денег являются важным фактором мотивации людей к участию в МТО. По имеющимся данным, они используют несколько схем оплаты, называемых «комиссионными» (гонорарами) наемников.
В целом, мы думаем, что все проблемы людей (точнее молодежи) связаны с недостатком информации. В этой связи хотелось бы отметить следующие проекты, которые помогут защитить молодежь и противостоять угрозам терроризма:
• интернет-медиа-портал stopterror.uz;
• интернет-радио «Ватан садоси»;
• медиапроект «.uch.nuqta.».
Добавлю лишь то, что нам всем необходимо уделять больше внимания нашей молодежи и студентам, обучающимся за рубежом, а также проводить практическую работу по повышению их медиаграмотности и обучению навыкам критического мышления.
– Когда речь идет о насильственном экстремизме и радикализации, ведущим к терроризму, знание гендерной проблематики и учет гендерного фактора способствуют повышению степени информированности общества и адресности тех мер, которые принимаются для предотвращения экстремизма и терроризма и для борьбы с этой угрозой, – говорит докторант Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека Cаида Арифханова. – До недавнего времени мы однозначно недооценивали роль женщин в деятельности террористических организаций. Исламское государство (ИГ), например, уже начиная с 2000 года, активно использовало женщин в целом ряде случаев, выделяя им различные роли и участие в своих деструктивных целях. Они поддерживали своих мужей, выступали в роли курьеров, вербовщиц, шпионов, живых бомб, контрабандисток. Наиболее активные из них создавали женские джамааты, выезжали и вербовали других женщин. Их деятельность изначально была как бы в тени, но в последнее время эта тенденция изменилась.
Многие женщины, связанные с группой, перешли от жизни в халифате к жизни в лагерях для задержанных и тюрьмах. Недавно появившиеся исследования показывают, что в 2019-2020 годах женщины играют большую роль в движении ИГ. Публикации по этой теме освещают работу женщин, которые продвигают вовлечение несовершеннолетних в группу, свою пропаганду в социальных сетях, разжигают напряженность в идеологической сфере, создают благоприятную среду для насилия, собирают и перемещают деньги и содействуют проведению различных мероприятий, связанных с ИГ. В некоторых случаях средства, предположительно предназначенные для поддержки женщин в лагерях, могут попасть в карманы ИГ или помочь его членам перемещать деньги, товары или людей.
Следует отметить, что женщины являются достаточно хорошо эксплуатируемой в деструктивных сообществах группой. В данных сообществах их используют по признаку социальной и материальной зависимости от этих групп. Женщин также вовлекают в сообщества за счет их желания выйти замуж и создать семью, зачастую используя благодаря психологическим особенностям их личности. Нередки и случаи привлечения женщин к сотрудничеству за счет их стремления к лидерству и власти. Таким образом, причины вовлечения женщин в деятельность, связанную с экстремизмом, их активность в террористических банд-формированиях очень разнообразны, требуют пристального внимания и изучения для проведения профилактики и снижения рисков их ухода в эту деструктивную преступную деятельность.
– Молодое поколение уже привыкло жить с использованием «более умных» технологий и средств коммуникации, – отмечает преподаватель Международной исламской академии Узбекистана (PhD) Мохира Абдуллаева. – В свою очередь, трансформация технических средств и технологий в цифровые технологии приходится на руку тем, кто осуществляет свою деятельность в экстремистских и террористических целях. В качестве примера можно привести анализ медиа-контента, который «Аль-Каида» и ИГИЛ внедрили в свою практику для того, чтобы собирать своих сторонников. Анализ показал, что в то время, как «Аль-Каида» использовала киберпространство как средство информации и «секретное место встречи» со своими сторонниками, ИГИЛ сосредоточилось на использовании достижений технологий для проявления себя в виртуальном мире. В частности, в результате широкого использования возможностей современных технологий для распространения видеоконтентов, создания блогов и высказываний через социальные сети они устанавливали диалог с молодыми людьми, набирая тем самым своих последователей. Такой метод повышения степени «известности» не имел места в практике «Аль-Каиды».
Представители таких деструктивных сил под прикрытием ислама искажают такие понятия, как «такфир», «джихад», «хиджрат», «шахид», «халифат» и «байат», которые требуют очень деликатного подхода, и на основе фетв различных лиц интерпретируют их в сети Интернет в своих интересах. Они сами покинули свои дома и отказались от Родины, а теперь призывают молодых людей в странах, где молодежь свободно, в мире и согласии выполняет все предписания ислама, стать, по сути, предателями Родины, пойти с оружием против нее. Но ведь всем прекрасно известно, что война против страны, в которой ты родился, или против мирного населения полностью противоречит учению ислама. Экстремистские и террористические группировки, банд-формирования эффективно используют социальные сети как инструмент для продвижения своих разрушительных идей.
В нынешних условиях молодым людям крайне важно не поддаваться обманам и уловкам таких преступных лиц, которые готовы на любую подлость и жестокость на пути реализации своих целей, которые даже не испытывают страха за то, что используют в своих преступных целях толкования Аллаха и хадисов. Они выдают себя за верующих и пытаются доказать свои безосновательные и лживые утверждения словами «Аллах – свидетель».
Пользуясь любознательностью молодых людей в получении новых знаний, террористические группы с помощью интерактивных методов вербовки регулярно размещают в сети Интернет аудио-, видео- и электронные материалы о том, например, как сделать самодельную бомбу, нанести разрушительный удар и ущерб как можно большему числу людей. При этом они отслеживают и связываются с людьми, которые часто посещают их веб-сайты, пронизанные духом терроризма. Часто во время общения в чатах и форумах разного контекста они обсуждают «острые» темы и отбирают себе единомышленников из числа молодых людей и устанавливают с ними дружеские отношения. В этом плане быстрый рост количества сайтов экстремистского и террористического контента в киберпространстве требует внесения ряда изменений в потребительскую политику крупных организаций, занимающихся информационными и коммуникационными технологиями.
Тот факт, что 89 процентов визуального контента, проанализированного Центром противодействия терроризму (США), состоял из фотографий, а 10 процентов – из видео, показывает, что стратегия вовлечения молодежи играет важную роль в их агитационной деятельности. Последние тенденции и прогнозы в мировом медиапространстве также указывают на дальнейшее повышение потребления людьми видео- и фотоконтента.
Зачастую причинами, по которым молодые люди попадают в сети экстремистских идей, являются их ограниченное мировоззрение, высокий интерес к религиозным знаниям.
Исходя из вышеизложенного, рекомендуется эффективно использовать именно фото- и видеоконтент в альтернативной агитации, направленной на защиту молодежи от таких угроз. Также крайне важно:
– укреплять у молодых людей способность противостояния деструктивным идеям, другими словами, развивать у них идеологический иммунитет, повышать их правовую и психологическую грамотность, широко предоставлять информацию, направленную на формирование у молодежи критического мышления;
– эффективно использовать жизненные истории лиц, по ошибке попавших в ряды таких организацией и раскаявшихся в своих ошибках;
– чаще доносить до молодежи опровержения улемов о том, что утверждения таких террористических организаций, использующих религию в качестве прикрытия, на самом деле ложны, а также дать понять, что их истинной целью является завоевание власти;
– воспитание и укрепление в умах молодежи чувства уважения к национальным и общечеловеческим ценностям;
– широкое разъяснение среди молодежи сути и значения таких понятий, как межнациональное согласие и религиозная толерантность на основе исторических примеров, пропаганда уважительного отношения к вероисповеданиям, традициям и обычаям различных национальностей и народностей.
Все эти меры необходимо принимать активно и безотлагательно.
…Таким образом, в качестве заключения международные эксперты, принявшие участие в проведенных в Ташкенте «круглых столах», пришли к выводу о том, что на основе опыта, накопленного в разных странах мира, доказано, что в борьбе с экстремизмом и терроризмом власти и общественные учреждения должны работать в следующих направлениях:
– обеспечение информационно-аналитической борьбы против терроризма и экстремизма, т.е. издание на систематической основе различных брошюр, книг, плакатов, документальных и детских художественных фильмов, понятных молодежи, особенно несовершеннолетним;
– создание системы разъяснения различных видов деятельности в сфере терроризма и экстремизма и последствий их деятельности, повышение бдительности молодежи;
– организация центров контрпропаганды против терроризма и экстремизма, организующих борьбу против передачи информации на основе обмана и мошенничества, разоблачение сути распространяемой радикальной литературы, привлечение к работе в таких центрах специалистов с современными знаниями. Адаптация анализов и выводов этих центров к несовершеннолетним с учетом их возраста, обеспечение их работы на регулярной основе;
– развитие теоретических и практических аспектов идеологической борьбы с экстремистскими взглядами, формирование религиозной и межнациональной толерантности. При этом важно уделять особое внимание таким вопросам, как патриотизм, здоровый образ жизни, приоритет общечеловеческих ценностей, разработка эффективных механизмов широкой пропаганды национальной идеи среди молодежи;
– с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних издание брошюр на простом и доступном языке о ханафитской школе ислама, регулярная организация «круглых столов» в школах, лицеях и колледжах с участием представителей религиозных организаций и ученых, экспертов;
– организация во всех образовательных учреждениях различных конференций, «круглых столов» и конкурсов, направленных на разоблачение террористических и экстремистских взглядов, разработка механизмов их функционирования на систематической основе, сотрудничество с религиозными организациями, СМИ и общественными институтами в этом направлении;
– формирование современной информационной системы противодействия экстремистским идеям (на основе принципа «идея против идеи, просвещение против невежества»), организация системы подготовки специалистов, способных выпускать информационные материалы и вести анализ по формированию мировоззрения молодежи. Обеспечение широкого и эффективного использования СМИ и социальных сетей в этом направлении.
В настоящее время в Узбекистане ограждение несовершеннолетних и молодежи от воздействия экстремистских и террористических течений признано одной из главных гарантий построения гражданского общества. Учитывая, что будущее любого государства и народа в руках молодежи, становится понятно, насколько важна и необходима реализация этих задач.