В ходе послания Парламенту страны Президент Республики Узбекистан обозначил приоритетные задачи по повышению эффективности сотрудничества с основными государствами – внешнеполитическими партнерами.

Это означает, что будет продолжена широкомасштабная работа поактивизации открытой, прагматичной, глубоко продуманной внешнеполитической деятельности, отвечающей национальным интересам страны.

В частности, Президент заявил, что «будет внедрена новая, более эффективная система работы с ключевыми партнерами – Россией, Китаем, США, Турцией, Южной Кореей, Японией, ОАЭ, Индией, Пакистаном, Германией, Францией и рядом других стран».

В этих целях разрабатываются отдельные стратегии и программы сотрудничества с каждым из наших ключевых партнеров. При их внедрении будет изменена система работы министра иностранных дел и его заместителей, повысится ответственность и подотчетность должностных лиц внешнеполитического ведомства страны.

Столь кардинальные изменения в подходах к работе обусловлены тем, что запоследние четыре года по итогам визитов и переговоров Президента Узбекистана Ш.М.Мирзиёева с зарубежными лидерами на качественно новый уровень поднялись отношения стратегического партнерства с ведущими странами мира.

Наблюдается последовательное развитие и всестороннее укрепление двусторонних дружественных связей с Российской Федерацией. Сегодня Узбекистан и Россия – стратегические партнеры, которым удалось достичь весомых результатов в развитии всесторонних и многоплановых отношений, сформировать солидную договорно-правовую базу, охватывающую практически все направления взаимодействия. Увеличиваются показатели взаимного товарооборота, количество совместных предприятий, реализуются проекты кооперации в различных отраслях экономики.Это стало возможным благодаря личным дружественным связям и доверительному диалогу между лидерами двух стран –ШавкатомМирзиёевым и Владимиром Путиным. Главы государств регулярно проводят двусторонние переговоры, встречаются в рамках международных саммитов и обсуждают вопросы взаимовыгодного сотрудничества во время телефонных разговоров.В перспективе планируется выработка новых механизмов эффективного диалога по различным направлениям в духе стратегического партнёрства и союзничества.

Узбекистан заинтересован в дальнейшем укреплении стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой, как с близким региональным соседом и государством, играющим одну из ключевых ролей в решении глобальных проблем.Об успешном развитии политического диалога и взаимовыгодного сотрудничества свидетельствует высокая динамика контактов лидеров наших стран. Президент Узбекистана ШавкатМирзиёев в 2017 году совершил первый государственный визит в Китай, в 2018 году принял участие в саммите ШОС в городе Циндао и в апреле 2019 года во 2-м Форуме «Один пояс, один путь» в городе Пекине. В ноябре 2020 года Президент Узбекистана по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина выступил с приветственным видеообращением к участникам церемонии открытия третьей Китайской международной выставки импортных товаров «CIIE-2020» в Шанхае.Китай уже давно занял прочные лидирующие позиции внешнеторгового партнера Узбекистана. Достаточно сказать, что на КНР приходится 18,7% внешнеторгового оборота Республики Узбекистан, 16,4% узбекского экспорта и 20,4% импорта в нашу страну.

Республика Узбекистан выстраивает всестороннее взаимовыгодное и конструктивное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки. Успешному сотрудничеству способствует эффективный политический диалог на высшем и высоком уровне. Администрация США приветствовала реформы по улучшению ситуации по правам человека в Узбекистане, а также инициативу ШавкатаМирзиёева по повышению прозрачности и подотчетности правительства перед народом Узбекистана, как фундаментальный аспект управления и устойчивого развития.

Начиная с 2017 года Узбекистану и США удалось создать предпосылки для дальнейшего развития экономической дипломатии, которая развивается как на федеральном, так и региональном уровнях. Реализуются совместные программы и проекты в торгово-экономической, инвестиционной, инновационной, образовательной и культурно-гуманитарной сферах с участием ведущих американских компаний, банков и организаций.

В частности, на рынке Узбекистана ведут успешную деятельность такие транснациональные корпорации, как «GeneralMotors», «Hyatt», «Hilton», «GeneralElectric», «JohnDeere», «Boeing», «Honeywell», «ExxonMobil», «Coca-Cola», «KFC», и другие.

Узбекистан придает важное значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом. Ключевыми направлениями взаимодействия с европейскими странами и организациями для Республики Узбекистан являются вопросы развития торговли, инвестиционного и финансового сотрудничества, трансфера высоких технологий, взаимодействие в области науки, техники, образования, экологии, здравоохранения и культуры, а также укрепление региональной безопасности.

Долгосрочным национальным интересам Узбекистана отвечает последовательная активизация внешней политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Республика КореяЯпонияМалайзияСингапур и др.) с учетом его статуса одного из крупнейших центров глобальной экономики и политики.

Развитие и дальнейшее углубление многопланового сотрудничества со странами АТР выдвигается в ряд основных внешнеполитических приоритетов Узбекистана, а страны этого региона становятся ведущими политическими и экономическими партнёрами Узбекистана.

Первый государственный визит Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева в Республику Корея в ноябре 2017 года стал важным событием в истории двусторонних отношений, который обозначил новые направления многопланового взаимодействия и расширил стратегическое партнерство между двумя странами. По оценкам международных наблюдателей, данный визит стал «прорывным» с учетом договорённостей, достигнутых в экономической и инвестиционной сферах на 8,9 млрд. долл.

В ходе визита Президента Ш.Мирзиёева в Японию 17-20 декабря 2019 года подписано 48 соглашений и контрактов на общую сумму 6,5 млрд. долл.

Республика Узбекистан выступает за развитие всесторонних и взаимовыгодных отношений со странами Южной Азии. Узбекистан заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества с Индией и Пакистаном в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и культурно-гуманитарной сферах.

Следует отметить, что Республика Узбекистан сегодня переживает важный этап в своем историческом развитии. При этом главной целью внешнеполитических усилий страны является упрочение независимости и суверенитета государства, дальнейшее укрепление места и роли страны в качестве полноправного субъекта международных отношений, вхождение в число развитых демократических государств, создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства.

Для достижения этой цели требуется активная и последовательная внешняя политика, направленная на отстаивание национальных интересов и выстраивание конструктивных отношений со странами партнёрами на основе принципов невмешательства, равноправия и взаимной выгоды.

В этой связи Президент Узбекистана предельно четко определил внешнеполитические приоритеты страны, задачи по выстраиванию новых по своей сути внешнеполитических связей, основанных на прагматизме и максимально эффективном использовании современных реалий и возможностей для продвижения национальных интересов республики.

В рамках новых задач, обозначенных в ходе послания, предусматривается создание на уровне министров иностранных дел США и Узбекистана, новой консультативной площадки — Группы стратегического диалога.

Также отмечена важность активизации процессов подписания Соглашения о сотрудничестве и расширенном партнёрстве Республики Узбекистан с ЕС и присоединения Узбекистана к статусу страны-бенефициара в рамках Общей системы преференций Европейского Союза (GSP+). Это позволит поднять отношения Узбекистана с США и ЕС на абсолютно новый уровень.

Узбекистан также намерен активно развивать экономическую дипломатию во внешней политике. Это позволит усилить роль министерства иностранных дел и министерства инвестиций и внешней торговли в:

— решении проблем предпринимателей и установлении контактов с новыми зарубежными партнёрами с целью дальнейшего увеличения экспортного потенциала страны;

— привлечении иностранных инвесторов в проекты, реализуемые в регионах страны;

— осуществлении мероприятий за рубежом с целью продвижения инвестиционных возможностей и экспорта.

Другой задачей, направленной на укрепление сотрудничества с крупными странами является проведение встреч в формате «Центральная Азия + Россия», «Центральная Азия + КНР», «Центральная Азия + Япония», «Республика Корея — Форум сотрудничества Центральной Азии», «Центральная Азия + Европейский Союз», «Центральная Азия + США» и др. Активное участиеУзбекистана в работе этих форматов позволит создать новые механизмы решения актуальных проблем многостороннего сотрудничества со странами-участницами встреч в указанных форматах.

Следует отметить актуальность задачи по повышению эффективности сотрудничества с основными государствами-партнёрами на современном этапе. Они направлены на повышение эффективности работы главного внешнеполитического ведомства страны по продвижению интересов республики на международной арене, защите прав граждан Республики Узбекистан зарубежом.

Будет разработана и принята новая Концепция внешнеполитической деятельности республики Узбекистан. В ней Министерству иностранных дел отводится особое место в решении стратегических целей во внешней политике, отстаивании национальных интересов страны на международной арене и обеспечении последовательного проведения внешнеполитического курса Узбекистана.

Реализация новых задач, обозначенных Президентом Республики Узбекистан в ходе послания Парламенту, позволит выработать новые инициативы, направленные на расширение сотрудничества с такимипартнёрами, как Россия, Китай, США, ЕС, Турция, Южная Корея, Япония, ОАЭ, Индия, Пакистан и рядом других стран.

Ключевыми направлениями взаимодействия с ними станут вопросы развития торговли, инвестиционного и финансового сотрудничества, трансфера высоких технологий, взаимодействие в области науки, техники, образования, экологии, здравоохранения и культуры, а также укрепление региональной безопасности.

 

 

Садулло Расулов

руководитель отдела ИСМИ

при Президенте Республики Узбекистан