Узбекистан принял на себя председательство в Содружестве независимых государств на ежегодном саммите глав государств в Ашхабаде в октябре 2019 года и достойно провел его в течение во всех отношениях сложного 2020 года.

Несмотря на карантинные ограничения и невозможность проведения традиционных международных встреч, успешно проведены практически все запланированные мероприятия в онлайн и офлайн форматах, приняты ряд важных документов по приоритетным направлениям сотрудничества в рамках организации.

Проведены заседания Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел, Экономического совета СНГ, около 60 совещаний органов отраслевого сотрудничества, в том числе Совета по сотрудничеству в области здравоохранения, Совета по гуманитарному сотрудничеству, рассмотрено более тысячи вопросов, принято свыше 70 важных многосторонних документов. Среди утвержденных международных соглашений можно особо отметить обновленную Концепцию дальнейшего развития СНГ, Стратегию экономического развития Содружества до 2030 года и 9 программных документов в сферах военного и пограничного сотрудничества, инноваций, транспорта, культуры и спорта, туризма и молодежи.

Примечательными аспектами концепции председательства республики в СНГ в 2020 году являются следующие:

1. Важно отметить, что Узбекистан впервые в своей независимой истории был избран страной-председателем этой международной организации. Долгое время страна сдержанно участвовала в мероприятиях СНГ и не изъявляло желание возглавить организацию в течение года. В целом, ранее Ташкент декларировал доминанту двусторонних отношений над многосторонними и воспринимал СНГ как не вполне эффективный международный институт, не способный достичь ощутимых результатов. В результате подобного подхода, вовлеченность Узбекистана ограничивалось лишь присутствием на крупных мероприятиях организации преимущественно в целях обмена мнениями с коллегами из соседних стран по насущным вопросам двусторонней повестки дня.

Однако в последние годы данный подход в корне поменялся. Очевидно, что новое руководство Узбекистана придерживается позиции необходимости полноценного и активного участия в деятельности СНГ с целью достижения максимальных результатов в интересах страны. Сложно добиваться положительного эффекта от членства в международной организации, если будет преобладать скептицизм в перспективах его развития. Как демонстрация новой политики Ташкента по отношению к СНГ можно указать, что только в 2020 году Узбекистан присоединился к трем органам организации: Совету по делам молодёжи, Консультативному совету по труду, занятости и социальной защите населения, Консультативному совету по защите прав потребителей, расширив в целом спектр своего взаимодействия с государствами-участниками Содружества в рамках 39 органов отраслевого сотрудничества.

2. Узбекистан в рамках участия в деятельности СНГ активно продвигает практические инициативы, нацеленные на одновременную реализацию важных внутренних преобразований как устойчивое экономическое развитие страны, увеличение притока иностранных инвестиций и экспорт национальных товаров и услуг в сопредельные государства, а также управление рынка труда. Действительно в год своего председательства Ташкент придал новый импульс углублению всестороннего сотрудничества в формате Содружества. Особое значение приобретает разработка и утверждение Концепции дальнейшего развития СНГ и Стратегии экономического развития в СНГ до 2030 года, которые представляют собой программные документы, определяющие ориентиры развития данной организации на следующее десятилетие.

Еще одним положительным результатом можно считать, что в условиях пандемии и последовавшей за ней серьезного экономического спада практически на всем пространстве организации существенное значение имеют действие соглашений в сфере торгового сотрудничества. В этой связи, Узбекистан, несмотря на карантинные мероприятия и закрытие границ между государствами для пересечения граждан, предпринимал активные действия в рамках СНГ с целью сохранения темпов и объемов взаимного товарооборота с другими странами-членами. Активная внешняя политика Ташкента, которая строится на основе подходов «ноль проблем с соседями», поддержания взаимовыгодных и доверительных отношений, способствовала соблюдению странами-участницами Договора о зоне свободной торговле в СНГ, сохранению членства Украины и соблюдению ею своих обязательств в рамках данного соглашению. Несмотря на наличие политических разногласий между Киевом и отдельными странами СНГ, ее участие в данном договоре как важного и крупного экономического партнера отвечало интересам всех участниц организации.

3. Особое внимание в рамках председательство Узбекистана в СНГ уделялось ключевым приоритетам современного развития республики – развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, улучшение взаимосвязанности между государствами участниками и расширение правовых механизмов для защиты интересов трудовых мигрантов. Учитывая географическое расположение республики, создание новых транспортных коридоров, улучшение коммуникаций с новыми рынками сбыта, модернизация существующей инфраструктуры являются жизненно важными интересами Узбекистана, определяющими перспективы его поступательного роста.

В целях достижения этих задач Узбекистан инициировал и активно участвовал в разработке концептуального соглашения о Приоритетных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в сфере транспорта на период до 2030 года, утвержденного Советом глав правительств Содружества в мае текущего года. Страны-члены намерены проводить скоординированную политику по формированию общего транспортного пространства и повышению конкурентоспособности транспортных коридоров в странах СНГ, их интеграции в европейскую и азиатскую транспортные системы. Наряду с этим, исходя из большого количества трудовых мигрантов из Узбекистана, осуществляющих деятельность на территории государств-участников организации, Ташкент активно продвигает вопросы совершенствование правовой базы Содружества, создающей благоприятные условия для их работы, а также защиты их прав и интересов в ходе пребывания за пределами страны. В условиях пандемии и сопутствующего экономического кризиса именно трудовые мигранты оказались в числе самых уязвимых слоев населения. В этой связи, узбекская сторона инициировала рассмотрение в рамках Содружества вопросов неотлагательного возобновления авиасообщения между участниками СНГ, признание на взаимной основе документов трудовых мигрантов и принятие программы сотрудничества по вопросам трудовой миграции.

Наряду с указанными достижениями следует отметить, что в рамках СНГ сохраняются некоторые трудности, которые препятствуют полноценному раскрытию потенциала организации:

1. Высокие темпы создания правовых актов, регулирующих широкий круг сфер сотрудничества имеют определенные издержки в виде недостаточной предварительной проработки проектов межгосударственных соглашений, преобладания декларативных заявлений над императивными нормами обязательными к исполнению, неполное участие всех стран-членов в некоторых договорах.

2. За годы существования СНГ удалось создать развитую организационную структура включающую такие институты как Советы глав государств, глав правительств и министров иностранных дел, Межпарламентская ассамблея, Экономический совет, Экономический суд. Однако не все из этих структур наполнили свою деятельность практическим содержанием и имеют конкретное предназначение. Вместе с тем, ввиду ограниченности их полномочий, многие утвержденные на различных уровнях решения Содружества остаются фактически неисполненными и механизм контроля имплементации подписанных соглашений остается не вполне действенным.

3. На постсоветском пространстве параллельно с СНГ активно развиваются ряд других важных региональных организаций как Евразийский экономический союз, ШОС, ОДКБ, Тюркский совет, которые имеют множество совпадающих с Содружеством стран-членов и форматов взаимодействия. В этой связи, в отдельных случаях межгосударственного сотрудничества наблюдаются дублирование консультативных структур, актуальных вопросов в повестках дня, а также значимых международных мероприятий. Значительная разница в политическом и экономическом потенциалах стран-членов также в некоторых ситуациях усложняет нахождение взаимоприемлемых и обоюдовыгодных решений в интересах всей организации.

В целом, СНГ остается системообразующей площадкой взаимодействия на постсоветском пространстве, сотрудничества в рамках которого отвечает приоритетным задачам развития всех государств-членов. Обновленная проактивная позиция Узбекистана способствует формированию позитивной атмосферы в рамках СНГ и создает новую энергетику углубления партнерских связей во взаимовыгодных направлениях. По итогам председательства Ташкента в 2020 г. значение Содружества, сыгравшего ключевую роль в поддержании жизненно важных политических, социально-экономических и культурно-гуманитарных контактов между бывшими республиками СССР после его распада, в современных реалиях вновь актуализируется. Текущие вызовы и угрозы безопасности и устойчивому развитию государств СНГ, особенно в период глобальной пандемии, диктуют необходимость расширения и углубления равноправного сотрудничества между странами-членами в поисках действенных решений. В данном контексте, Содружеству важно выработать эффективные меры адаптирования к стремительно меняющимся условиям и конфигурациям международных отношений, проявлять гибкость в определении приоритетов развития, а также готовность оперативно реагировать на кризисные ситуации и консолидировать усилия государств-участников на их преодоление.

 

Акрам УМАРОВ,  

координатор проекта Центра «Стратегия развития»