28-летие Конституции Республики Узбекистан – не только повод для радужных оценок прошедшего периода ее развития, но и определения контуров дальнейшего её воздействие на состояние государства, общества и человека.

Доклад Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева на торжественном заседании посвященному ко дню Конституции заставил нас призадуматься и провести мониторинг право применения конституционных норм. Ведь Основной Закон задаёт вектор развития не только правовому полю, но и научной мысли и практической деятельности.

Конституция – это единственный нормативный правовой акт, направленный в будущее, созидающий это будущее и выстраивающий отношения в обществе, которые могут ещё не существовать в момент её принятия. Примечательно, что эта особенность Основного Закона в наибольшей степени присуща отечественной Конституции.

Современный конституционный процесс является ровесником действующей Конституции. Правда, были отдельные предшествующие Основному Закону нормативные акты, такие как, Закон «О Государственном языке»; Декларация о суверенитете; Конституционный Закон «Об Основах государственной независимости Республики Узбекистан» и др., которые по своему содержанию «засеяли» то «семя» конституционного механизма, которое пустило свои ростки в виде конституционного нормотворчества.

На основе классических конституционных тезисов стали выстраиваться нормы национального законодательства. Логическим продолжением конституционного тезиса о том, что «Государство выражает волю народа, служит его интересам» явилась разработка Стратегии действий 2017-2021, Концепции административной реформы, которые полностью совпадают с Целями Устойчивого Развития ООН, одобренными Генеральной Ассамблеей. Так, данная Цель признает важность существования верховенства права, эффективного управления на всех уровнях, а также прозрачность и подотчетность государственных институтов.

2020 год стал годом испытаний: пандемия, техногенные и природные бедствия в Сырдарье и Бухаре, а также все вопросы, вытекающие из данных проблем перед Узбекистаном, поставили череду системных задач, которые требуют безотлагательного разрешения. Таковыми являются выход из бедности, доступное жильё, квалифицированная медицинская помощь, социальное обеспечение – все те нормы, на которых зиждется национальное законодательство. Отцы-основатели (не побоюсь этого слова!) Конституции Республики Узбекистан при разработке её норм в своё время выбрали правильные акценты. Не смотря на то, что большинства из разработчиков сегодня нет в живых, заложенный ими фундамент был настолько прочным, настолько жизнестойким, что спустя четверть века выстраивает перед нами ориентиры для дальнейшего ее исследования.

Поскольку любая норма Конституции – это своего рода вход в ее текст, уводящий в лабиринт других законов, не могу не остановиться на теме, которая являлась основополагающей (особенно в период пандемии) для многих из нас – системе образования. Не зря говорят: «нет худа без добра». Кто бы мог подумать, что пандемия заставит нас пересмотреть данную систему и работать над своими ошибками. Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёев отдельно остановился на этом вопросе и озадачил нас тем, что наша система образования нуждается в коренном реформировании и обозначил ориентиры, такие как “Новый Узбекистан начинается с порога школы”.

Далее. Глава государства в своем выступлении на 28-й годовщине ко дню Конституции делает акценты на таких вопросах, как дальнейшее совершенствование Конституции и законов. В чем это выражается? В либерализации всех сфер нашей жизни, отмене не отвечающим требованиям времени актах законодательства, оптимизации нормативной базы, сокращении излишних норм, словом, ревизии законодательства. Это означает, что надо работать не на процесс, выражаемый в количестве принятых законов, а на результат – их качество.

Это означает, что Конституции необходимо обозначать программно-целевые ориентиры. Сегодня перед наукой конституционного права стоит вопрос: имеют ли нормы конституции свое прямое действие? Как это действие сказывается на практике судопроизводства и на деятельности иных конституционных органов?

Данное обстоятельство требует развития конституционно-правовой науки, которое должно параллельно развиваться со стремительно совершенствующейся законодательной практикой. Для этого необходимо чтобы конституционно-правовая наука обрела свою прогностическую роль, в ней должны формироваться новые научные школы, отказавшиеся от узковедомственного характера. Ведь в обществе нет ничего второстепенного, все – главное: экономика и политика, право и культура, психология и менеджмент. Но все это будет работать на человека и общество только тогда, когда будет сведено в целостную гармоничную систему.

В этой связи Конституция нуждается в системе мер общегосударственной, общенациональной, общегражданской поддержки. Подобная система мер предполагается теорией конституционного патриотизма.

Но что именно означает теория конституционного патриотизма? Выражение «конституционный патриотизм» обозначает идею о том, что политическая верность должна основываться на нормах, ценностях, а также процедурах демократической конституции. Это – патриотизм, основанный не на общности этнического происхождения, но на общих разделяемых всеми принципах, зафиксированных в Конституции. Конституционный патриотизм должен строится на доверии граждан.

Обществу необходимы те ценности, которые соответствуют его собственной исторической и ментальной траектории развития. Так что, конституционный патриотизм – вполне перспективная, нормативно привлекательная форма гражданской преданности.

К каким же выводам мы пришли? В свое время у Бисмарка было такое изречение: «Правительство не должно колебаться. Раз выбрав дорогу, оно должно, не оглядываясь направо и налево, идти до конца». Следовательно, надо действовать «здесь и сейчас» понимая, что за бездействие последует ответственность перед нашим поколением «там и потом».

Гульчехра Маликова, д.ю.н.,

доцент Академии Генеральной прокуратуры

 Республики Узбекистан.

УзА