Эти и другие аспекты обсуждаются в ходе Глобального веб-форума «Оперативный ответ правительств на COVID-19», организованного Государственным агентством государственной службы и социальных инноваций при Президенте Азербайджанской Республики (SAPSSI). В течение двух дней — 14 и 15 мая — он станет площадкой для диалога и обмена опытом, инновационными подходами разных стран. Акцент делается на текущую ситуацию с механизмами предоставления государственных услуг, решающую роль социальных инноваций и умных решений в борьбе с COVID-19 и в период после пандемии.
В глобальном веб-форуме участвуют министры из разных государств мира и высокопоставленные лица международных организаций. В числе спикеров — министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов.
Выступая в рамках сессии «Государственные услуги во время пандемии» министр юстиции Русланбек Давлетов рассказал о вызовах, с которыми столкнулась система государственных услуг в республике, и практических решениях в этом направлении.
Как подчеркнул министр, с первых дней вспышки COVID-19 руководство Узбекистана предприняло решительные меры по предупреждению массового распространения инфекции, в том числе был введен режим карантина.
«В стране приняты меры по локализации инфекции. Люди остаются дома, но их нужды никуда не исчезли. Государство и его агентства, как никогда нуждаются в переосмыслении своей роли, перестроится к новым задачам и поменять стиль и методы своей работы. Все это нужно чтобы удовлетворить растущий спрос налогоплательщиков», — сказал Р. Давлетов.
К примеру, Агентство государственных услуг при Министерстве юстиции оказалось в центре внимания общественности и СМИ. Поскольку центры госуслуг выдавали разрешительные стикеры на передвижение транспорта, выполняя одну из сложных задач в период ограничительных мер.
Несмотря на строгий карантин, центры государственных услуг не только не сократили рабочее время, но и перешли на 24-часовое обслуживание. Заявки принимались онлайн. В течение десяти дней рассмотрено свыше 200 тысяч заявок, в среднем из них одобрено только 15 %.
Для обеспечения безопасности населения значительно увеличиваются виды электронных государственных услуг. В сети уже доступно более 140 госуслуг, до конца года планируется добавить еще 50. Одним из новшеств стала возможность получения гражданами ключа электронной подписи, не выходя из дома, в дистанционном формате.
Продолжается возведение современных зданий центров государственных услуг, до конца года предусмотрено завершить строительство почти 200 центров. Тем самым население сможет получать госуслуги в наиболее комфортных условиях в постпандемический период. Но приоритетом является переход на оказание услуг онлайн. Это делается сейчас, это будущее взаимодействия государства и граждан.
«В целом, мы многому научились, сделали выводы из пандемии. Она показала наши слабые стороны, выявила структуры, нуждающиеся в модернизации. Мы также столкнулись иррациональной бюрократией, от которой предстоит избавиться. В этой связи, приступили к исследованию и внедрению современных инновационных способов построения новых административных отношений, кардинально переосмыслив цели и задачи госструктур в этой сфере, обращая особе внимание на средства поддержки бизнеса, пересматривая общие процедуры предоставления услуг. К примеру, министерство подготовило проект законодательства о сокращении вдвое количества лицензий и разрешений для бизнеса», — отметил министр юстиции.
На Глобальном веб-форуме с приветствием выступили председатель SAPPSI (ASAN Service) Ульви Мехтиев, генеральный директор ICESCO Салим М. Аль-Малик, администратор ПРООН Ахим Штайнер, президент Всемирного экономического форума Борге Бренде, заместитель управляющего директора Европейской службы внешних связей (EEAS) Люк Девинь и другие.