Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – региональная экономическая интеграционная группа, участниками которой являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, в ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

В последнее время вопрос о возможном вхождении Узбекистана в ЕАЭС находится в центре внимания общественности не только в Узбекистане,
но и за его пределами. При этом в публикациях специалистов по этому вопросу высказываются различные мнения. Это и естественно, так как членство в этой организации несет в себе, как преимущества, так и риски для Узбекистана.
Что же дает членство в этой организации Узбекистану.

Во-первых, в настоящее время, по разным оценкам, от 2 до 3 млн. граждан Узбекистана осуществляют трудовую деятельность в странах ЕАЭС. А условия труда граждан государств, не являющихся членом ЕАЭС, в этих странах значительно хуже, чем граждан стран ЕАЭС. В частности, в настоящее время в России граждане Узбекистана приобретают патент (разрешение на работу сроком на 1 год), прямые и косвенные расходы по оформлению которого составляют, по оценкам, около 500 долл. США. Кроме того, они уплачивают налог на доходы физических лиц. При этом, если иностранный гражданин находится на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, он считается налоговым резидентом страны и платит налог
по ставке 13 %. Но если иностранный гражданин находился на территории России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то он не считается налоговым резидентом и уплачивает налог на доход по ставке 30 %.

Существуют и другие преимущества для граждан стран-членов ЕАЭС:
а) они имеют доступ к социальному пакету, предоставляемому работодателями (пособия по нетрудоспособности, медицинское страхование, и т.д.); б) их дети имеют право на посещение дошкольных учреждений в соответствии
с законодательством принимающего государства; в) скорая медицинская помощь им оказывается бесплатно, как и для граждан этого государства; г) стаж работы учитывается для целей социального обеспечения; д) дипломы действуют на территории всех государств ЕАЭС без нострификации; е) они могут находиться на территории другого государства ЕАЭС без регистрации в течение 30 дней (для граждан не входящих в ЕАЭС – 7 дней); ж) не заполнять миграционную карту при пересечении границы другого государства-члена ЕАЭС и другие.

Во-вторых, подавляющая часть не сырьевого экспорта Узбекистана приходится на страны СНГ, а членство в ЕАЭС значительно расширит возможности экспорта этих товаров без ограничений. В настоящее время среди многих экспертов существует ошибочное мнение о том, что участие в Зоне свободной торговли (ЗСТ) стран СНГ обеспечивает Узбекистану такой же доступ к рынкам ЕАЭС, что и членство в ЕАЭС. Однако при этом упускается из виду тот факт, что для многих товаров, особенно технологически сложных изделий с высокой добавленной стоимостью, производимых в рамках широкой международной кооперации, членство в ЕАЭС дает значительно больше преимуществ при экспорте, чем участие в ЗСТ.
В частности, в ЗСТ важным критерием предоставления свободного торгового режима выступает статус происхождения товаров, требования к которому значительно ужесточились с принятием нового Договора о создании ЗСТ СНГ (от 18 октября 2011 года). При вступлении же в ЕАЭС в результате формирования единой таможенной территории статус происхождения товара
не имеет значения, и страны-члены ЕАЭС имеют существенное преимущество в экспорте этих товаров на рынки друг друга, независимо от степени их переработки внутри страны. Например, легковые автомобили, собранные в России, в рамках Таможенного союза после крупноблочной сборки могут беспошлинно ввозиться на территорию других стран ЕАЭС. А в рамках ЗСТ критерий происхождения товаров становится важным сдерживающим фактором взаимной торговли большинством технически сложных изделий, производимых в рамках широкой международной кооперации. По мере углубления структурной перестройки экономики, усиления кооперационных связей с зарубежными ТНК в производстве этих изделий и повышения их доли в общем объеме производства и экспорта, значение этого фактора в экономическом развитии и наращивании экспортного потенциала страны будет расти.

В-третьих, принимая во внимание тот факт, что при осуществлении транзитных перевозок внутри ЕАЭС действует единая тарифная политика, а на пространстве ЕАЭС отменена разрешительная система допуска автотранспортных средств к рынку внутренних и международных транзитных перевозок, членство в ЕАЭС значительно снизит стоимость транспортировки грузов и расширит транзитные возможности Узбекистана. Положительное влияние окажет также формирование конкурентной среды в сфере транспорта.

В-четвертых, вступление в ЕАЭС позволит Узбекистану существенно расширить емкость рынка, что является важнейшим условием достижения эффекта масштаба, расширения выбора для производителей в поиске сырья
и промежуточных товаров, а для потребителей – потребительских товаров
и услуг. Важно и то, что вступление Узбекистана в ЕАЭС приведет к созданию конкурентной среды во многих монополизированных товарных рынках,
а расширение емкости рынка станет важным фактором привлечения иностранных инвестиций в экономику, которые охотно идут на большие рынки. Соглашения ЕАЭС о создании ЗСТ с Вьетнамом и Сингапуром, временного соглашения с Ираном, ведущиеся переговоры с Индией, Египтом, Таиландом, Монголией еще больше усилят этот позитивный фактор.

В-пятых, торговый режим таможенных союзов характеризуется, как правило, большей стабильностью и предсказуемостью по сравнению с торговым режимом отдельно взятой страны из-за необходимости согласования любых изменений со всеми членами таможенного союза, что важно для улучшения инвестиционного климата.

Следует иметь в виду, что наряду с положительными последствиями, вступление Узбекистана в ЕАЭС может нести в себе
и определенные риски.

Среди них, в частности следует отметить такие риски, как:

– высокий уровень импортного протекционизма в рамках ЕАЭС;

– усиление зависимости экономики страны от состояния экономик стран ЕАЭС;

– вопросы проведения согласованной политики в отношении внешней торговли с третьими странами в рамках ЕАЭС;

– неэффективная работа суда ЕАЭС.

Из этого следует, что при вступлении Узбекистана в ЕАЭС необходимо предпринимать своевременные меры по максимизации положительных результатов и минимизации возможных рисков.

 

Нишонбой Сиражиддинов

д.э.н., проф.

 

ККИА