Ученый, педагог и просто учитель истории

В жизни встречаются разные люди, многие из которых остаются просто знакомыми, некоторые из них переходят в стадию друзей, а малая часть в свою очередь становятся близкими друзьями. Вместе с тем, бывают люди по работе, т.е. коллеги, с которыми на протяжении долгих лет общения, также становятся другом, или близким другом. Вот об одном из таких людей я хочу сегодня с вами поделиться своими мыслями.

Кто знаком со мной, тот может сразу догадаться о ком будет речь в данной статье, да это слово о Сабите Узакбаевиче Нуржанове – кандидате исторических наук, старшем научном сотруднике Каракалпакского научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения Академии Наук Республики Узбекистан (КНИИГН ККО АН РУз).

Свою научную карьеру Сабит начал с 1993 года, с должности лаборанта отдела «Новейшей истории» Института истории, археологии и этнографии ККО АН РУз (ИИАЭ ККО АН РУз.).  Позже он поступает в аспирантуру и успешно защищает кандидатскую диссертацию в 1998 году под руководством проф. Б.Кощанова. После защиты работал старшим научным сотрудником, Ученым секретарем и заместителем директора выше названного института. Одновременно, он был Ученым секретарем и Специализированного Совета по защите кандидатских диссертаций при ИИАЭ ККО АН РУз. Через его руки, т.е. «глаза», тщательных проверок и исправлений прошли множество диссертационных работ историков из Каракалпакстана и Хорезмской области.

Он участвовал, как исполнитель во всех научных проектах, которые выполнялись в отделе. Руководит проектами по Государственной научно-технической программе РУз, Фонда поддержки и прикладных исследований АН РУз, был руководителем нескольких других научных проектов. Является одним из авторов «Каракалпакстан тарийхы (1991-2015 жж.)», который издан в 2018 году. Автор нескольких монографий, таких как «Каракалпакская автономная область: история и источники» (2014), «Периодическая печать Каракалпакстана в системе общественных отношений» (2015), «Сын Отечества» (совместно с Х.Есбергеновым, 2018) и более 80-ти научных, научно-аналитических и пропагандистских статьей. Участвовал во многих международных, республиканских и региональных научных и научно-методических конференциях в России, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане и Каракалпакстане. Рецензировал бакалаврские работы и магистерские диссертации, и в данное время является научным руководителем у молодых соискателей.

Проходил стажировку в летних школах для ученых-историков (региональные семинары «Национальные историографии в постсоветской Центральной Азии» и «Написание истории «снизу» и национальные историографии в постсоветской Центральной Азии» в Алматы и Бишкеке). В данных форумах выступали с лекциями известные ученые-историки, такие как С.Кляшторный (Россия), Тураж Атабаки (Нидерланды), А.Моррисон (Великобритания), Марианн Камп (США), Ж.Абылхожин (Казахстан) и др. Это послужило для него новым этапом в научной деятельности, ознакомился новыми тенденциями в мировой исторической науке, открыл новые грани историописания.

Помимо научной деятельности он также успешно прошел и педагогический путь. От простого учителя истории средней школы №17 г. Нукуса до преподавателя вуза, от доцента, заведующего кафедрой до заместителя директора в Нукусском филиале Ташкентского педиатрического медицинского института. Активно участвовал в деятельности неправительственных организаций Каракалпакстана, стоял у истоков Центра содействия демократии при ННО «Ренессанс». Позже совместно с зарубежными исследователями организации «Врачи без границ» проводил социологические исследования, объездил все районы и аулы нашей республики.

Отличный семьянин, со своей супругой они воспитывают троих детей.

Думаю, что все его достоинства я отметил, но читатель, наверное, не поймет и может задать вопрос: причем и к чему автор данной статьи перечислил в начале статьи все человеческие категории от: знакомый, коллега, друг и близкий друг?

Так, вот отвечаю. Дело в том, что мы с Сабитом знакомы с начала 1980-х годов, учились в одной школе №17 г. Нукуса, правда в разных классах. В нашей школе существовал казахский математический класс. В то время по всей стране школы были 10-ти летним образованием. Набор в такие классы проходили обычно после 8-го класса, и 9-10 класс они учились по специальной программе с математическим уклоном. И герой нашего рассказа является одним из выпускников такого класса.

После окончания школы №17 г.Нукуса в 1986 году он поступает в Ташкентский политехнический институт, который по состоянию здоровья оставляет. Возвращается в Нукус, посещает подготовительные курсы, которые действовали при Нукусском государственном университете. Но, на этот раз он выбирает гуманитарное направление – русский язык и литературу. Да, в 1988 году он поступает именно на этот факультет, потом после открытия Нукусского государственного педагогического института, его группу переводят в пединститут. Этот вуз он заканчивает в 1993 году с отличием.

И, с 1993 года начинается, как я уже выше отметил, его научная карьера. Первоначально его не хотели брать на работу, т.к. специальность по диплому не соответствовала, было поставлено условие – пройти переквалификацию, с которой он успешно справился. После этого он поступает в аспирантуру.

Здесь, хочу сделать маленькое отступление, и остановиться на одной проблеме, которая негласно существует в науке. Это стереотип мышления, который заключается в том, что если базовое образование не соответствует, пусть даже этот человек имеет ученую степень, ученое звание и высокую квалификацию, то с его мнением не считаются, его сегрегируют. Его просто не замечают. Дело не только в герое нашего рассказа, я здесь имею в виду всех тех, кто прошел такой же путь. Сами посчитайте, для получения базового образования в тех наших условиях, уходило 5 лет. Для того, чтобы стать специалистом, подчеркиваю, ведущим специалистом, нужны годы усиленной и кропотливой работы. Тем более, такие люди как наш герой и ему подобные, имеют два диплома, один вузовский, другой ВАКовский. Для получения первого диплома они потратили пять лет и не работали по этой специальности, а для получения второго, они прошли курс аспирантуры и получили ученую степень, научное звание, прошли курсы стажировок в различных летних школах, ведущих университетах и научных центрах. И продолжают трудиться в научно-исследовательских учреждениях, пишут научные статьи, книги и монографии, трудовой стаж многих перевалил 20-25-ти летний рубеж и все равно их считают не специалистами. Возникает риторический вопрос: и, кто они теперь по специальности?

Несмотря на такой парадокс, наш герой благодаря своему одному качеству – качеству бороться до победного конца, он преодолел все эти барьеры и стал одним из ведущих специалистов в области исторической науки Каракалпакстана.

Сабиту Узакбаевичу Нуржанову в сентябре исполняется 50 лет, 26 лет из которых он посвятил науке. Пользуясь, случаем, хочу поздравить его от своего имени, от имени всего коллектива нашего института и от имени Президиума Каракалпакского отделения АН РУз с пятидесятилетним юбилеем, пожелать ему творческих успехов, здоровья и семейного счастья.

 

А.Джумашев,

заведующий отделом истории,

кандидат исторических наук,

КНИИГН  ККО  АН  РУз.

 

Каракалпакское информационное агентство

  29.08.2019, 14:57  |    372 Просматривали раз