КОММЕНТАРИЙ
к Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по упорядочению лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, а также регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов» и постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства»
В стране последовательно проводится системная работа по либерализации экономики, созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, совершенствованию механизмов регулирования внешнеторговых операций, дальнейшему стимулированию и расширению экспортных поставок.
C начала текущего года принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на упрощение процедур осуществления внешнеторговых операций и поддержку предприятий-экспортеров.
Внедрение рыночных механизмов валютного регулирования позволило значительно повысить реальные доходы предприятий экспортеров и их конкурентоспособность на внешних рынках сбыта.
Вместе с тем открытый диалог с народом, проводимые Президентом Республики Узбекистан встречи, в том числе с широким кругом субъектов предпринимательства, свидетельствуют о все еще имеющих место излишних звеньях, преградах, различных ведомственных инструкциях и нормативных документах, не отвечающих современным требованиям и препятствующих широкому участию отечественных предпринимателей во внешнеэкономической деятельности.
В этой связи, исходя из задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, с учетом накопленного опыта, предложений различных категорий субъектов предпринимательства и результатов проведенных изучений передового международного опыта, Президентом Республики Узбекистан подписаны Указ «О мерах по упорядочению лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, а также регистрации экспортных и экспертизы импортных контрактов» и постановление «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства».
Указом Президента Республики Узбекистан предусматривается дальнейшее совершенствование порядка лицензирования экспорта и импорта специфических товаров, регистрации экспортных контрактов, а также экспертизы импортных контрактов и оценки тендерной документации.
В частности, в целях оптимизации экспортно-импортных процедур и консолидации функций по выдаче лицензий на экспорт и импорт специфических товаров в едином органе, Указом предусмотрена передача функции по лицензированию от Министерства внешней торговли Кабинету Министров Республики Узбекистан. При этом, из перечня лицензируемых товаров исключены ювелирные изделия, изделия из драгоценных металлов, драгоценные камни и изделия из них.
Кроме этого, в целях исключения дублирующих процедур, Указом предусматривается упрощение и внесение изменений в действующий порядок экспертизы импортных контрактов в Государственном комитете Республики Узбекистан по инвестициям. В частности, отменяется процедура экспертизы импортных контрактов, заключенных с суммой менее 100 тысяч долларов США.
Также отменяется экспертиза импортных контрактов, с суммой более 100 тысяч долларов США и заключенных по результатам тендерных торгов, с одновременным введением порядка экспертизы тендерной (конкурсной) документации или оценки тендерных предложений в период проведения тендерных торгов. При этом постановка на учет импортных контрактов, заключенных по результатам тендерных (конкурсных) торгов, будет осуществляться без проведения их дополнительной экспертизы.
В целях обеспечения экономических интересов страны Указом предусматривается также сохранение процедуры регистрации экспортных контрактов, заключенных на основании решений Правительства и межправительственных соглашений, а также на ограниченный перечень специфических и сырьевых товаров в Министерстве внешней торговли Республики Узбекистан.
Постановлением Президента Республики Узбекистан вводится ряд мер, направленных на формирование благоприятных условий для предприятий экспортеров, активное освоение ими новых, в том числе перспективных зарубежных рынков сбыта.
В частности, увеличивается (с 60-90 дней) и устанавливается единый срок образования просроченной дебиторской задолженности по экспортным операциям – 120 дней с даты отгрузки продукции на экспорт.
При этом, действующие сроки поступления оплаты (180 дней) сохраняются по отгрузкам учредителей-резидентов Республики Узбекистан в адрес организаций за рубежом (торговых домов, торговых представительств, дочерних предприятий, фирменных магазинов, дилерских сетей и консигнационных складов), а также членов Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан – в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты.
Изучение передового зарубежного опыта в сфере регулирования внешней торговли стран Европейского союза, Турции, Китая и ряда стран СНГ (Россия, Казахстан, Беларусь) показывает, что субъекты предпринимательства в этих странах могут свободно использовать собственные средства и по своему усмотрению, без ограничений, выбирать формы и сроки оплаты по экспортным поставкам, а также имеют право экспортировать товары без заключения внешнеторговых контрактов.
В этой связи, а также исходя из норм Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» в части предоставленных субъектам предпринимательства прав по свободному распоряжению собственными средствами, постановлением вводится порядок, в соответствии с которым разрешается осуществлять экспорт товаров, работ и услуг, за исключением свежей плодоовощной продукции и отдельных видов сырьевых товаров, за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия страхового полиса.
В целях развития приграничной торговли и упрощения экспортных процедур постановлением также предоставляется право субъектам предпринимательства с 1 декабря 2017 года осуществлять экспорт товаров (за исключением сырьевых товаров), работ и услуг без заключения экспортного контракта, по инвойсам, после осуществления 100-процентной предварительной оплаты на счета экспортеров в банках Республики Узбекистан.
При этом в отношении экспорта свежей плодоовощной продукции, винограда, бахчевых культур, бобовых, а также сушеных овощей и фруктов устанавливаются отдельные требования в соответствии с законодательством.
В целях создания равных условий для всех участников внешнеэкономической деятельности, недопущения необоснованного применения финансовых санкций в отношении экспортеров в случаях задержки поступления валютной выручки от экспорта по объективным причинам, упрощения процедур осуществления экспортно-импортных операций постановлением предусматривается также:
применение единого подхода, в части принятия мер ответственности за допущение образования просроченной дебиторской задолженности, как в отношении экспортеров, так и импортеров;
продление срока поступления выручки в иностранной валюте на период длительности действия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор);
уменьшение суммы дебиторской задолженности по экспортному контракту на сумму поступившего страхового возмещения на счет экспортера товаров, работ и услуг;
отмена требования по обязательному представлению импортерами экспортной грузовой таможенной декларации для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан с применением льгот по таможенным платежам;
отмена требования по выдаче разрешения органами государственной таможенной службы на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «временный ввоз»;
своевременный и в полном объеме ввод ответственными министерствами и ведомствами информации о выданных сертификатах и документах разрешительного характера в унифицированную таможенную информационную систему «Единое окно».
Реализация Указа и постановления позволит кардинальным образом снять имеющиеся барьеры и ограничения в сфере осуществления экспортно-импортных операций, создать дополнительные благоприятные условия для реализации имеющегося значительного экспортного потенциала, прежде всего предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства, расширения ими номенклатуры и географии экспортных поставок.