В информационном пространстве и экспертном сообществе Узбекистана вызвала большой интерес статья управляющего директора консалтинговой компании «Corsair LLC» Джеймса Дурсо, опубликованная в популярном ежемесячном американском издании «Real Clear World» под заголовком «Узбекистан берет новый старт».
В контексте данной статьи представляется целесообразным проанализировать развитие государственной политики в стране, раскрывающей системный подход Президента Узбекистана к процессам реформирования всех сфер жизни государства и общества.
Требует к себе внимания оценка автора, который отмечает, что скорость, с которой была введена свободная конвертация валюты в Узбекистане, удивила многих финансистов. При этом необходимо заметить, хотя реформа в этой сфере осуществлялась довольно ускоренно, однако выделяется взвешенная позиция руководства страны по данному вопросу, которая также учитывает возможные краткосрочные социальные последствия этого решения. Вспоминается пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Именно на этом принципе основывался Президент Узбекистана при принятии решения о либерализации валютной политики.
Было проведено глубокое изучение проблем и недостатков, которые сдерживали рост экспортного потенциала страны, улучшение деловой среды и инвестиционного климата, приток иностранных инвестиций.
В ходе такого анализа дана системная оценка выявленным проблемам – излишнему административному вмешательству в валютное регулирование, недостаткам в системе льгот и преференций для отдельных отраслей экономики и хозяйствующих субъектов при осуществлении внешнеторговой деятельности, что обусловило создание неравных условий ведения бизнеса среди субъектов предпринимательства и возникновение параллельного рынка иностранной валюты и обменного курса.
Предусмотрены меры в целях смягчения возможных в краткосрочной перспективе воздействий проводимых реформ на наиболее уязвимые слои населения. В этом плане предусматривается введение адресных и прозрачных социальных пособий и субсидий, повышение уровня занятости населения на основе широкого привлечения к надомничеству, эффективному использованию приусадебных участков, а также улучшение жилищно-бытовых условий малообеспеченных семей посредством предоставления им льготных микрокредитов.
Иными словами, рассматриваемая реформа нацелена на такие задачи, как повышение инвестиционной привлекательности страны, стимулирование отечественных производителей к участию в экспортной деятельности путем создания условий для свободного владения валютными средствами на их банковских счетах.
В проводимой руководством Узбекистана новой политике прослеживается одна явная тенденция. Это стремление создать наиболее благоприятные внешние условия для успешного внутреннего развития.
Американский эксперт Джеймс Дурсо пишет, что Президент Узбекистана активно наращивает сотрудничество с соседними странами, а также государствами дальнего и ближнего зарубежья, в частности, с Россией, Китаем, США, странами Евросоюза и другими.
Не может не привлекать внимания международных экспертов то, что Президент Шавкат Мирзиёев с трибуны ООН в сентябре заявил: «Узбекистан рассматривает регион Центральной Азии как главный приоритет своей внешней политики», что подтверждается практическими шагами – первый зарубежный визит Шавката Мирзиёева в качестве Президента был в Туркменистан, что является глубоко символичным. Глава Узбекистана несколько раз посетил Казахстан. Узбекистан подписал соглашения с Кыргызстаном о делимитации границы. Важными результатами недавнего визита Шавката Мирзиёева в Бишкек стали возобновление работы контрольно-пропускных пунктов в Ферганской долине и облегчение передвижения населения между двумя странами.
Американский эксперт справедливо заметил взаимный интерес Узбекистана и России в экономическом сотрудничестве и совместной борьбе с экстремизмом. Естественно, что на фоне экономической либерализации Узбекистан нуждается в инвестициях. В этом плане страна заинтересована в расширении сотрудничества с Россией. В этом направлении весомым аргументом могут служить итоги государственного визита Президента Узбекистана в Россию, которая обязалась инвестировать 12 миллиардов долларов и подписала торговые соглашения на 3,8 миллиарда долларов.
Соразмерными можно считать динамику взаимного сотрудничества Узбекистана и Китая и объемы финансовых вложений Пекина – 20 миллиардов долларов в рамках совместных проектов. Эти инвестиционные проекты будут способствовать становлению Узбекистана в качестве перекрестка основных торговых путей, как это было до великих географических открытий в XV-XVI веках.
Можно также рассматривать договоренности, достигнутые во время визита Президента Шавката Мирзиёева в Нью-Йорк, между Узбекистаном и американскими компаниями о сделках на общую сумму 2,6 миллиарда долларов как результат процесса либерализации валютной политики.
Открытая и взвешенная внешняя политика Узбекистана в условиях углубления реформ во всех сферах внутри страны формирует огромный кредит доверия к перспективам ее развития, о чем свидетельствуют смелые шаги крупных мировых держав по расширению экономического сотрудничества с Республикой Узбекистан.
Сухроб Юсупов,
руководитель отдела
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.
УзА