Известно, что с 14 по 21 сентября в Москве состоялись мероприятия в рамках Международного этнокультурного фестиваля «ЭТНО АРТ ФЕСТ-2017» и II Международного форума “Мировая культура как ресурс устойчивого развития”. В мероприятиях форума, которые проходили под эгидой ЮНЕСКО, приняли участие и представители Республики Каракалпакстан мастерица Айзада Нурумбетова и ее ученица Наргиза Утемуратова.
Представленная на показах Московского тура фестиваля «ЭТНО АРТ ФЕСТ» коллекция каракалпакских народных костюмов А.Нурумбетовой и музыкальные выступления Н.Утемуратовой продемонстрировали самобытную и уникальную культуру нашего края.
Айзада Нурумбетова отметила, что участие в фестивале уже является огромным достижением, так как она пропагандировала каракалпакскую культуру через национальные и традиционные костюмы.
– Основной целью участия – показать, насколько богат каракалпакский костюм своей необычностью, этникой, так как этот фестиваль был этнофестивалем, — говорит А.Нурумбетова.
Когда она восстанавливала каракалпакский женский костюм, работала с источниками из музеев, в первую очередь, это фотографии и экспонаты, по которым она сделала свою коллекцию.
– Коллекция очень красивая, я горжусь этой коллекцией, потому что это – мой труд в течение долгих лет, можно сказать, что это историческая, этническая, традиционная, каракалпакская одежда, через эту коллекцию можно увидеть, насколько богат духовно-нравственный, культурный мир каракалпаков, –продолжает мастерица. – И когда меня спрашивали кто дизайнер этих костюмов, я сказала, — это продолжение дел наших прабабушек, которые сидели в степи в юртах и придумывали разные узоры, вдохновляясь красотой родного края. Потому что все узоры, которые украшают национальные одежды, отображают растительный, животный мир края. Они через свой орнамент хотели показать свою культуру и передать свои мысли и чувства. Во время беседы с участниками и организаторами фестиваля я рассказала о том что, каракалпакский орнамент обладает сверхъестественной силой.
Следует отметить, что национальный орнамент делится на несколько видов и каждый имеет свой смысл: растительный – в нем можно увидеть большое количество орнаментов и это называется – “пискекше” («цветы подсолнуха, урюка»), большое количество цветовых узоров и это говорит о том, что какая природа окружала в тот момент женщин, они все это изображали на своих полотнах. Затем зооморфный – здесь изображены следы животных, например: следы собак, верблюд, рожки барана, лягушек. Эти существа, которые составляли наш животный мир и каждый узор, например, следы верблюда считаются таким орнаментом и если он изображен на твоей одежде, то приносит удачу и уверенность и играет роль оберега, дает силу и мощь. В те времена верблюды и бараны были большим капиталом, и социальное положение оценивалось по тому, сколько у тебя их было. Следуя из этого, у каждого возникает вопрос, почему лягушка? Лягушка – это оберег человека, она издаёт необыкновенный звук и в то же время это животное существо, которое говорит о том, что жизнь есть там, где есть лягушка, там есть вода и через звуки, издаваемые лягушками, можно определить, где мы можем начать посев. Лягушку в основном использовали в мужском орнаменте, так как земледелием занимались мужчины. Следующий – орнамент, в котором отображены узоры в виде трех сережек и крупные вытянутые фигуры, который обозначает знак трудолюбия будущей жены. “Шахматка” из пяти квадратов – след от старого оборудования «губи», которым в старину взбивали масло. По сути признак наличия коров в семье и умения невесты со всеми этим обращаться. Один из символов считается наиболее значимым. Дело в том, что каракалпаки делятся на роды, корни которых уходят в глубокую древность. Каждый род имеет свой отличительный знак, азиатский герб – тамгу. Тамга одного из родов похожа на след большой птицы.
Аналогично, по музейным образцам А.Нурымбетова вместе с ювелирами возрождала все металлические детали и украшения. А также на показе ее коллекции был праздничный головной убор зрелой замужней женщины, напоминающий шлем древней воительницы. Отрадно, что вся эта богатая культура нашего края, многолетний труд и профессионально сделанные костюмы были высоко оценены всеми известными дизайнерами Вячеславом Зайцевым и Валентином Юдашкиным. А также организаторы, участники и гости мероприятия были восхищены одними из лучших образцов национально-культурного наследия каракалпакского народа. По результатам Московского тура Оргкомитет «ЭТНО АРТ ФЕСТ» рекомендовал направить А.Нурымбетову и Н.Утемуратову на финал Международного этнокультурного фестиваля «ЭТНО АРТ ФЕСТ» в Лондоне. Фестиваль в Великобритании намечается провести весной, и участники из нашей страны ведут тщательную подготовку к финальному туру, есть отобранные костюмы, и плюс вкладывают все усилия для изучения английского языка.
Мы надеемся, что коллекция костюмов и презентация культуры нашей республики займет одно из первых призовых мест фестиваля в Великобритании, и тем самым будет способствовать популяризации и продвижению культурных традиций каракалпакского народа в международном пространстве. А также желаем колоссального успеха, чтоб мощь каракалпакских узоров покорила мир.
С.ХУДАЙБЕРГЕНОВА,
студентка 4 курса отделения журналистики
КГУ имени Бердаха