Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 19 октября состоялось совещание, посвященное вопросам коренного совершенствования системы дошкольного образования.
В совещании приняли участие Премьер-министр Республики Узбекистан, государственные советники Президента, руководители соответствующих министерств и ведомств.
В нашей стране уделяется постоянное внимание вопросам укрепления генофонда нации, подготовки молодого поколения высококвалифицированными кадрами. На прошедшем 16 августа 2017 года совещании был определен ряд направлений развития системы образования. В частности, были обозначены важные задачи по коренному структурному реформированию системы дошкольного образования, широкому охвату детей данными учреждениями.
В соответствии с Указом Президента нашей страны «О мерах по коренному совершенствованию управления системой дошкольного образования» и постановлением “Об организации деятельности Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан” от 30 сентября текущего года в этой сфере создана новая система.
Перед новым министерством поставлены задачи по разработке и реализации единой государственной политики в сфере дошкольного образования, расширению государственной и негосударственной сети дошкольных образовательных учреждений, укреплению их материально-технической базы, обеспечению высококвалифицированными педагогическими кадрами, кардинальному повышению охвата детей дошкольными образовательными учреждениями, всестороннему интеллектуальному, духовно-эстетическому, физическому развитию детей посредством внедрения в образовательно-воспитательные процессы современных образовательных программ и технологий, а также коренному улучшению качества их подготовки к школе.
На совещании обсуждена осуществляемая в этом направлении работа.
Когда речь идет о системе образования, имеющей решающее значение в нашей жизни, приходится вновь и вновь повторять мудрую мысль нашего предка – просветителя Абдуллы Авлони: воспитание для нас – вопрос жизни или смерти, сказал Президент нашей страны. На какую бы сферу нашей жизнедеятельности мы ни обратили внимание, очевидно, что мы, не воспитав современные, высококвалифицированные кадры, не сможем достичь каких-либо перемен и преобразований, благополучной и процветающей жизни. Подготовка таких кадров, здорового генофонда нации, прежде всего, начинается с системы дошкольного образования.
Система дошкольного образования является начальным, самым основным звеном непрерывного обучения. По научным выводам специалистов и педагогов, человек 70 процентов всей информации и данных получает до пятилетнего возраста. Уже сам этот факт ярко свидетельствует о том, насколько огромное значение имеет воспитание в детском саду для формирования наших детей гармонично развитыми личностями.
Нет необходимости искать какие-либо дополнительные подтверждения этому. При сравнении ребенка, получившего воспитание в детском саду, с ребенком, не посещавшим его, не трудно заметить разницу между уровнем их мышления.
Именно поэтому вопрос пересмотра системы дошкольного образования мы подняли на уровень государственной политики и начали большую работу в этом направлении. Если мы глубоко и всесторонне не продумаем данный вопрос, то нам трудно будет добиться качественных изменений во всей системе образования, обеспечить ее непрерывность, отметил Шавкат Мирзиёев.
В настоящее время принята и реализуется Государственная программа по расширению сети дошкольных образовательных учреждений, укреплению их материально-технической базы, строительству новых детсадов. С учетом опыта развитых государств придается серьезное значение также вопросу расширения сети негосударственных образовательных учреждений, в том числе негосударственных детских садов. Это служит формированию здоровой конкуренции в системе и расширению спектра образовательных услуг.
На совещании особое внимание было уделено вопросу подготовки специализированных кадров для сферы дошкольного образования. Подчеркивалось, что эти высококвалифицированные воспитатели и наставники, которые смогут реализовать принимаемые нами постановления, будут обучать наших детей основам знаний, самым необходимым жизненным понятиям и навыкам.
В этой сфере также чрезвычайно актуальной задачей является разработка соответствующих современным требованиям передовых педагогических методик, издание нового поколения учебной и учебно-методической литературы.
Еще один важный вопрос: необходимы организация в дошкольных образовательных учреждениях качественной медицинской службы, налаживание системы здорового питания, полностью соответствующей санитарно-гигиеническим нормам и правилам.
На совещании Кабинету Министров Республики Узбекистан, Министерству дошкольного образования, Министерству народного образования, Министерству финансов, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента, другим соответствующим ведомствам по каждому вопросу даны поручения с указанием конкретных сроков исполнения.
Отмечалась необходимость обеспечения зданиями и укомплектования высококвалифицированными кадрами Министерства дошкольного образования Республики Каракалпакстан, Ташкентского городского, областных управлений дошкольного образования и районных (городских) отделов дошкольного образования.
Уделено внимание вопросам совершенствования учебных планов и программ по повышению квалификации педагогических кадров в системе дошкольного образования на основе передового зарубежного опыта, выделения квот на 2018-2023 годы по направлению «Дошкольное образование» для специальных заочных отделений вузов.
Даны поручения по внедрению на Едином портале интерактивных государственных услуг электронной программы приема и записи на очередь детей в государственные дошкольные образовательные учреждения. Также с критической точки зрения будет изучено состояние обеспеченности государственных дошкольных образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными технологиями и подключения к сети интернет и разработана программа мер по поэтапному обеспечению их современной компьютерной техникой и подключению к сети интернет.
Подчеркнута необходимость выделения врачей дошкольным образовательным учреждениям, повышения квалификации медицинских сестер, полного обеспечения лекарствами для оказания первой медицинской помощи, санитарно-гигиеническими средствами, организации рациона питания детей на уровне установленных норм.
Также уделено внимание вопросу пересмотра и утверждения заново стандартов для издания учебно-методической и дидактической литературы для дошкольных образовательных учреждений.
Одним словом, в сфере дошкольного образования мы должны создать современную по всем параметрам систему, сказал глава нашего государства. В последующие 3-4 года мы должны достичь полного охвата всех 5-6-летних детей нашей страны системой дошкольного образования. Это вопрос, определяющий наш завтрашний день, и мы обязательно воплотим его в жизнь.
На совещании намечены актуальные задачи, стоящие перед сферой.