Во второй половине дня 17 ноября 2018 года депутаты продолжили свою работу. На заседании обсуждено исполнение Государственного бюджета Республики Узбекистан за девять месяцев текущего года.
Как отмечалось, последовательное осуществление приоритетных задач, намеченных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий, а также реформ по кардинальному развитию социально-экономической сферы общества, структурному изменению деятельности ответственных ведомств обеспечило устойчивое, сбалансированное развитие экономики за девять месяцев 2018 года и высокие темпы экономического роста.
Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики с учетом передового международного опыта, внедрение современных рыночных механизмов упорядочения оборота валюты, принятие мер по диверсификации промышленной инфраструктуры создали возможность для широкого привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, поддержки экспорта, дальнейшего повышения производства современных, импортозамещающих товаров и продукции, а также создания равных условий для субъектов предпринимательства в ходе осуществления внешнеторговой деятельности.
Депутаты, отметив внедрение современных механизмов межбюджетных отношений и налогового администрирования, в целях обеспечения исполнения Указа Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2017 года «О мерах по расширению полномочий органов государственной власти на местах в формировании местных бюджетов» подчеркнули, что за девять месяцев 2018 года в местные бюджеты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента поступило дополнительно доходов на 220,2 миллиарда сумов. Отмечалось, что эти средства создали возможность для повышения реальных доходов, уровня и качества жизни населения, снижения зависимости от финансирования из республиканского бюджета, усиления свободы органов государственной власти на местах.
В отчетный период сохранилась социальная ориентированность расходов Государственного бюджета. Для финансирования социальной сферы выделены средства в размере 53,4 процента от общего объема расходов.
Около 65,8 процента средств, выделенных на социальную сферу и социальную поддержку населения, направлены на финансирование заработной платы и отчислений относительно заработной платы.
Депутаты в отчетный период уделили первостепенное внимание вопросам дальнейшего углубления реформ в системе образования, совершенствования образовательных стандартов и программ, направленных на повышение уровня и качества процесса образования, заработной платы работников, укрепление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, профессиональных колледжей, академических лицеев и высших учебных заведений. В частности, оценено в качестве заслуживающего внимания факта то, что на финансирование расходов на содержание и развитие учреждений народного образования из Государственного бюджета выделено 13,6 триллиона сумов.
Вместе с тем, представители парламента также обратили особое внимание на допущенные в этом направлении промедления. Было подвергнуто критике то, что в отчетный период не обеспечено освоение 92 миллиардов сумов, выделенных на расходы по содержанию и развитию учреждений системы образования.
За девять месяцев 2018 года из выделенных на развитие науки 213,3 миллиарда сумов средств Государственного бюджета 123,2 миллиарда сумов, или 60 процентов, в рамках соответствующих государственных программ направлены на финансирование осуществляемых научно-технических проектов, в частности, 104,1 миллиарда сумов – на финансирование фундаментальных и прикладных научно-технических и 19,1 миллиарда сумов – инновационных проектов.
На расходы по социальной поддержке и повышению уровня жизни населения из Государственного бюджета затрачены 2 136,5 миллиарда сумов средств. Эти средства направлены на материальную помощь, выплачиваемую семьям с ребенком до 14 лет, неработающим матерям с ребенком до 2 лет, малообеспеченным семьям, единовременное пособие при рождении ребенка, компенсационные выплаты, направляемые на возмещение льгот по уплате жилищно-коммунальных услуг гражданам отдельной категории, единовременную материальную помощь нуждающимся семьям в Республике Каракалпакстан и Хорезмской области.
Депутаты также всесторонне обсудили вопросы финансирования медицинских учреждений. Отмечалось, что в результате мер по выполнению различных государственных программ в сфере здравоохранения из Государственного бюджета выделены средства в размере 6,57 триллиона сумов, или 22,7 процента, общих расходов, направленных на социальную сферу.
В ходе обсуждения было подвергнуто критике то, что остались неосвоенными 129,9 миллиарда сумов средств, выделенных для осуществления некоторых мер в сфере здравоохранения на основе постановлений Президента Республики Узбекистан и правительства.
На заседании также был сделан анализ исполнения указов Президента Республики Узбекистан от 29 марта 2018 года “О программе «Обод кишлок» и от 27 июня 2018 года “О программе «Обод махалла». Дело в том, что в утвержденных данными указами программах предусмотрены кардинальное обновление архитектурного облика махаллей, комплексное развитие регионов, строительство дорожно-транспортной инфраструктуры, инженерно-коммуникационных сетей, объектов социальной сферы, а также на основе этого повышение уровня и культуры жизни населения.
По состоянию на 1 октября текущего года, в целях обеспечения исполнения программы «Обод кишлок» Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента за счет дополнительных средств местных бюджетов направлены 474,5 миллиарда сумов. Кроме того, в апреле-сентябре текущего года за счет средств республиканского бюджета выделены в соответствующие местные бюджеты 619,6 миллиарда сумов для перевода в фонды “Обод кишлок” при Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента.
На финансирование мероприятий, предусмотренных в программе «Обод махалла» из Государственного бюджета направлены 214,2 миллиарда сумов.
В отчетный период доходная часть местных бюджетов выполнена на 121,3 процента относительно прогнозных показателей.
За девять месяцев 2018 года осуществлена широкомасштабная работа в деле повышения самостоятельности органов государственной власти на местах по управлению средствами местного бюджета, углубления процессов резкого снижения зависимости исполнения бюджета от центра, формирования бюджетов местных хокимиятов, повышения ответственности в эффективном использовании средств. В результате принятых мер в отчетный период размер дополнительных доходов местных бюджетов составил 2,9 триллиона сумов, или по сравнению с прошлым годом в их распоряжении осталось почти в 5,8 раза больше средств. Часть этих средств, в свою очередь, направляется на обеспечение средствами государственных программ, планируемых к финансированию за счет местных бюджетов.
Депутатами всесторонне обсужден отчет об исполнении Государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за девять месяцев 2018 года и принято постановление о его утверждении.