17 ноября 2018 года состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан. На нем депутаты рассмотрели Государственный бюджет, бюджеты государственных целевых фондов и основные направления налоговой и бюджетной политики на 2019 год.

На заседании с докладом выступил заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан – министр финансов Ж.Кучкоров.

Следует отметить, что предварительное обсуждение данного вопроса было проведено на заседаниях комитетов нижней палаты парламента, фракций политических партий и депутатской группы Экологического движения Узбекистана.

Как подчеркивалось на заседании, Бюджетное послание на 2019 год, представленное Кабинетом Министров Республики Узбекистан, разработано и внесено в парламент исходя из актуальных задач, намеченных в утвержденной Президентом Республики Узбекистан Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, а также в соответствии с положениями статьи 96 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан.

Впервые в практике представления Бюджетного послания дан прогноз основных направлений социально-экономического развития страны на 2019-2021 годы. В нем нашли отражение такие вопросы, как основные внешние и внутренние факторы, влияющие на фискальные показатели, стратегия налогово-бюджетной политики на 2019-2021 годы, фискальные риски на 2019 год и на прогнозные 2020-2021 годы, параметры Государственного бюджета и бюджета государственных целевых фондов на 2019-2021 годы. Предусмотрена последовательная реализация мер по обеспечению модернизации и диверсификации экономики, увеличению инвестиционной привлекательности и активности секторов экономики, направленных на достижение высоких темпов роста макроэкономических показателей и повышение благосостояния населения.

Как отмечалось на заседании, в 2019 году рост валового внутреннего продукта с сохранением его положительной динамики в следующие годы предусматривается в размере 5,4 процента (в 2020 году 6 процентов, в 2021 году — 7 процентов). В частности, объем промышленного производства увеличится на 4,9 процента, в строительстве — на 8,4 процента, сельском хозяйстве — 3,3 процента и в сфере услуг — 6,2 процента, инвестиции в основной капитал возрастут на 17 процентов, экспорт товаров и услуг — 15,5 процента, импорт — 6,3 процента.

Основные направления налоговой политики на 2019 год разработаны в соответствии с Указом Президента страны от 29 июня 2018 года «О Концепции совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан». В соответствии с этим предусматривается снижение максимальной ставки подоходного налога физических лиц в размере 12 процентов для всех граждан с направлением на индивидуальные накопительные пенсионные счета 0,1 процента этой суммы, налога на прибыль юридических лиц — с 14 до 12 процентов, для коммерческих банков – с 22 до 20 процентов, отмена страховых взносов граждан во внебюджетный Пенсионный фонд, удерживаемых из доходов граждан в виде оплаты труда. В целом, за счет реализации предлагаемых мер количество налогов и обязательных платежей сократится с 19 до 15 видов.

Бюджетная политика на 2019 год направлена на проведение взвешенной фискальной политики, сбалансированный рост экономических показателей и устойчивость финансовой системы страны.

Предусматривается реализация мер, направленных на повышение эффективности планирования бюджетных средств, результативности их использования и совершенствование межбюджетных отношений. В частности, предусматривается совершенствование процесса планирования и исполнения Государственного бюджета, межбюджетных отношений, повышение заинтересованности органов государственной власти на местах в расширении возможностей областей, районов и городов в уплате налогов, достижение строгого соблюдения бюджета для обеспечения его устойчивости, консолидация финансовых потоков бюджетов в бюджетной системе.

В целях повышения устойчивости планирования бюджета предлагается внедрение механизма среднесрочного бюджетного планирования путем утверждения Государственного бюджета на прогнозный год и бюджетные ориентиры на последующие два года.

В 2019 году поступления доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан прогнозируются на уровне 102,6 триллиона сумов, или 24,2 процента к валовому внутреннему продукту. Планируется увеличение поступлений в Государственный бюджет по сравнению с показателем текущего года на 37,8 процента.

Поступления доходной части Государственного бюджета ожидаются за счет доходов по прямым налогам в размере 20,7 триллиона сумов, по косвенным налогам – 55,5 триллиона сумов, от ресурсных налогов и налога на имущество – 14,6 триллиона сумов, налога за пользование недрами – 10,7 триллиона сумов, налога за пользование водными ресурсами – 0,3 триллиона сумов.

В 2019 году расходы Государственного бюджета составят 107,1 триллиона сумов. Это в 1,4 раза больше, чем в предыдущем году, при этом расходы Государственного бюджета ориентированы в основном на социальную и экономическую сферы. Так, расходы на социальную сферу составят 57,8 триллиона сумов, или 54 процента к общим расходам. При этом рост этих расходов увеличится на 34,4 процента к предыдущему году.

На финансирование учреждений дошкольного образования будут направлены 4 триллиона сумов, общее образование – 17,1 триллиона сумов, на подготовку кадров – 3,8 триллиона сумов.

На финансирование здравоохранения будут направлены 12,1 триллиона сумов, или 11,3 процента к общим расходам с ростом на 30,5 процента к предыдущему году.

На финансирование культуры будут направлены – 1 триллион сумов, развитие науки – 0,8 триллиона сумов. Расходы на выплату социальных пособий, материальной помощи малообеспеченным семьям и компенсационных выплат составят 5 267,2 миллиарда сумов с ростом на 61,8 процента к предыдущему году.

На реализацию государственных программ «Обод кишлок» и «Обод махалла» за счет всех источников финансирования будут направлены 6,3 триллиона сумов, что обеспечит улучшение жизненных условий в 478 населенных пунктах.

В рамках реализации государственных программ в 2019 году предусматриваются реконструкция и модернизация системы питьевого водоснабжения и канализации на 372 объектах, строительство и реконструкция 1 916,1 км водопроводной сети. В результате принятых мер охват централизованным водоснабжением в 2019 году достигнет 77 процентов.

В целом, предусмотренные в Бюджетном послании на 2019 год поступательный рост доходов, внедряемые в налоговой системе коренные изменения направлены на улучшение жизненных условий населения.

На заседании депутатами подробно обсуждены Бюджетное послание и его основные направления.

В эффективном использовании бюджетных средств актуальное значение имеет осуществление действенного общественного и парламентского контроля. Учитывая укрепление источника доходов местных бюджетов и последовательное повышение их самостоятельности, необходимо эффективное использование местными представительными органами полномочий и возможностей, их активное вовлечение в работу по обеспечению полноты поступлений в бюджет. Подчеркивалось, что в этом направлении парламент должен оказывать всемерную помощь депутатскому корпусу местных Кенгашей народных депутатов.

Вместе с тем на заседании правительству было предложено принять во внимание мнения и предложения фракций политических партий, депутатской группы Экологического движения Узбекистана, а также мнения и предложения населения, изложенные в ходе встреч депутатов Законодательной палаты на местах.

На вопросы представителей парламента по проекту главного финансового документа детально ответил заместитель Премьер-министра – министр финансов Республики Узбекистан Ж.Кучкоров.

На заседании выступил Премьер-министр Республики Узбекистан А.Арипов.

Выступившие представители всех фракций политических партий и депутатской группы Экологического движения предложили поддержать представленные правительством Государственный бюджет, бюджеты государственных целевых фондов и основные направления налоговой и бюджетной политики Республики Узбекистан на 2019 год. Проект утвержден Законодательной палатой.

Пресс-служба Законодательной палаты
 
Олий Мажлиса Республики Узбекистан