Одна домбра, одно слово не повышают культуру

Беседа Мухаммада Исмоила с великим поэтом Олжасом Сулейменовым

Олжа́с Ома́рович Сулейме́нов – казахский поэт, народный писатель и общественно-политический деятель Казахстана, литературовед, Герой Труда Казахстана, дипломат родился 18 мая 1936 в Казахстане. Награжден орденами «За заслуги» (Ингушетия), «Шохрат» (Азербайджан), Дружбы (Россия), князя Ярослава Мудрого (Украина), «Достлуг» (Азербайджан), «Рыцарь искусств и литературы» (Франция), а также золотой медалью Евразийского литературного фестиваля фестивалей и другим.

– Что Вы думаете о том, что 2018 год в Казахстане объявлен Годом Узбекистана?

– Мы не встречались с писателями 30 лет или даже больше. Перестройка повлияла и на отношения, ведь раньше встречи были частыми, гостили друг у друга. Потом было время, когда мы даже не знали, что теряем друзей — Эркина Вахидова, Абдуллу Арипова, с которыми тесно дружили. К счастью, так случилось, в Казахстане год объявлен Годом Узбекистана. Это возможность снова дружить не только как соседи, мы — братский народ со схожими традициями и обычаями. Для нас Год Узбекистана очень много значит, а для меня особенно.

– С какими узбекскими писателями вы дружили. Кого чаще всего вспоминаете?

– Абдулла Арипов, Эркин Вахидов, встречался с аксакалом узбекской литературы – Шарафом Рашидовым. Замечательные люди, профессионалы – Одил Якубов, Камил Яшин.

– В Узбекистане у Вас много поклонников? Вас много печатают. Наверное, с нетерпением ожидаете поездку в Узбекистан?

– Я мечтаю побывать в Ташкенте. Я знаю, что в Узбекистане происходят очень важные события во всех сферах, в частности в литературе. Ваш Президент Шавкат Мирзиёев сразу посетил Союз писателей, построил для писателей здание, Аллею. Недавно я был в Киргизии в связи с 90-летием Чингиза Айтматова и выступал по телевидению. Я отметил, что правительство Узбекистана уделяет особое внимание литературе. Это очень радует. Каждый должен перенять опыт Узбекистана. Я сейчас почетный Председатель Союза Писателей Казахстана, рад, что мои произведения печатают в Узбекистане. Кроме того, недавно в Узбекистане вышла книга моего близкого друга — замечательного писателя Собита Дусанова.

Если литература и культура сближают, то экономика и политика тоже сблизятся. Мы все получили официальную независимость, но она шла рука об руку с политикой самоизоляции. Братские республики должны быть вместе, а не изолироваться друг от друга. Что такое независимость России от Узбекистана, от Киргизии или других стран? Теперь выбрали другой – дружеский – путь. Независимость не может быть конечной целью, это переходной период к эпохе осознанной взаимозависимости, при которой не будет войны. Все культуры похожи. Эту политику мы и стараемся продвигать – путь от вековой колониальной зависимости черед период независимости к эпохе осознанной взаимозависимости.

— Что Вы думаете по поводу строк А. Пушкина ”Быть поэтом удел молодых…”?

– На Востоке поэтом можно быть до ста лет, потому что традиции мудрости, назидания – для всех возрастов. Фирдоуси, Абай творили до старости. Пришло время, когда говорят только о любви, Пушкин был прав.

Когда мне было 40 лет, я приехал в Москву, в Центральный дом литераторов на вечер Павла Антокольского в честь 70-летия. Он читал стихи о любви. Я подумал, что перестану писать стихи. Хватит. А он — про любовь. Тебе уже 70 лет, передавай свой опыт в стихотворной форме. Свое последнее стихотворение я написал, когда мне было 40 лет. Потом я писал только прозу, научные произведения. В молодости мог за неделю написать поэму, например, “Земля, поклонись человеку!” было написано за неделю.

photo5436404638334167518.jpg

– Сейчас вы вспоминали Абая. Недавно в Узбекистане отмечали его юбилей…

– Вчера подошел мой друг, с которым мы как раз разговаривали про Абая. Он преподает в английском университете и только недавно узнал, что Абай — великий поэт. Я ему отвечаю, что мы это уже давно знаем. А он говорит: «Я слышал. но теперь убедился в этом». То, что писал Абай актуально до сих пор. Он не писал о прошлом, писал о будущем, чувствовал, что беда ожидает его народ в 20 веке. В 1926 году была перепись населения. После гражданской войны казахов стало 6 миллионов 200 тысяч человек, узбеков — четыре миллиона человек. Потом наступил голод, в 30-е годы казахов осталось около 2,5 миллиона, но в этом они сами виноваты. Абай предупреждал тогда, призывал изучать и заниматься земледелием. Узбеков это и спасло. Они выращивали, смогли пережить голод. Казахи рассчитывали на баранов и лошадей, но это у них отняли. У Украины забирают хлеб. И все это для развития заводов. Украинцев погибло пять миллионов человек, нас — больше трех. Узбекам помогло и прокормило земледелие — выращивание риса, зерна. Это Абай предвидел.

– Как вы думаете, будут ли еще такие писатели как Айтматов, Сулейменов, Арипов? Или они могли быть только в то время? 

– Время, конечно, способствовало. Мы были самой читающей страной в мире. Сейчас и Россия, и Казахстан находятся далеко не в начале списка читающих стран. Стать писателем очень трудно. Одна домбра, одно слово не повышают культуру. Литература как спортивный снаряд тренирует мозги, улучшает душевное состояние. Она должна стать такой же популярной, как раньше. Сейчас издание книги происходит за свой счет, поэтому мы стараемся не писать.

– Спасибо за интервью Олжас Омарович!

– От моего имени большой привет всем узбекистанцам!

 

УзА