В нынешнем году исполнится 26 лет со дня принятия Конституции нашей страны. За истекший период главный закон сыграл ни с чем не сравнимую роль в развитии нашего независимого демократического государства, лежит в основе всех осуществляемых сегодня реформ.
Конституция Узбекистана примечательна тем, что воплощает в себе общепризнанные демократические и либеральные принципы, национальные и общечеловеческие ценности, среди прочих национальных конституций ее выделяет то, что она была принята в ходе демократического процесса, дважды пройдя всенародное обсуждение.
Конституция в качестве основного закона выполняет ряд функций. Во-первых, это юридическая задача. Все законы принимаются согласно Конституции. Значит, она имеет высшую юридическую силу. Во-вторых, это — политическая функция. Все политические партии и политические силы действуют в соответствии с нормами, обозначенными в Конституции. Она определяет деятельность политической системы и политических институтов. В-третьих, идеологическая функция. Конституция имеет высокое воспитательное значение, определяет отношения между личностью, обществом и государством.
Действующему законодательству и принципам конституционного общества была посвящена беседа корреспондента УзА с депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Эркином ХОЛБУТАЕВЫМ.
— Наш народ по праву гордится тем, что приняв Конституцию, мы наметили перед собой конкретные цели реформирования и модернизации нашей страны, реализация которых в корне изменила облик, определила политическое, экономическое, гуманитарное и духовное развитие нашей страны, ее роль и статус в международном сообществе, — говорит Эркин Холбутаев. — Создание нашего Основного закона стало претворением вековых устремлений и чаяний нашего народа. Конституция, разработанная с опорой на почти трехтысячелетний опыт национальной государственности, стала гармоничным сочетанием исторических традиций, многовековых ценностей, национального менталитета нашего народа. Также она имеет большое значение тем, что исходя из национальных интересов, стремления построить государство с великим будущим, учитывает положительный конституционный опыт различных демократических стран.
— Одним из приоритетов политики нашего государства является обеспечение прав и свобод молодежи. Это также отражено в нашем Основном законе. Хотелось бы продолжить нашу беседу о молодежи и Конституции.
— Наш Основной закон, в качестве правовой гарантии нашего великого будущего, обозначил права и свободы граждан, основные направления национального развития. Конституция направлена на создание законного механизма реализации мечты народа Узбекистана о независимости, возрождении национальной государственности, традиций и богатого духовного наследия наших предков, а также укрепление социально-экономических, культурно-духовных, политико-правовых аспектов жизни общества в соответствии с интересами, правами и свободами человека. Вместе с тем в Конституции нашли свое отражение вопросы молодежи, гарантии ее прав и интересов. В частности, статьей 41 закреплено право каждого на образование. Согласно статье 18 все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Молодежь в равной степени использует конституционные права и гарантии в выборе профессии, работе, получении знаний, отдыхе, осуществлении трудовой деятельности, участии в социально-экономической и культурной жизни.
— Наш Основной закон выступает в качестве правовой базы создания уникальной системы эволюционного, поэтапного развития страны, не так ли?
— Действительно, воплощение в жизнь нашего Основного закона послужило установлению стабильного конституционного порядка. Важным показателем в сфере построения государства стало формирование системы государственных органов на основе принципа разделения ветвей власти. Внедрение в жизнь этого конституционного принципа обеспечило эффективное соблюдение механизма противовесов между властями и баланса интересов. Усилены полномочия и контрольные функции органов законодательной и представительной власти на местах. В корне реформирована законодательная власть, создание в стране двухпалатного парламента послужило значительному повышению качества законотворчества, достижению соразмерности общегосударственных и региональных интересов. Верхняя палата — Сенат, состоящий в основном из представителей местных Кенгашей народных депутатов, представляет интересы регионов, нижняя — Законодательная палата – осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе.
В законах, основанных на Конституции, четко обозначено проведение выборов в представительные органы государственной власти на основе многопартийности. Значительно повысилась роль и влияние политических партий в деятельности высшего законодательного органа нашей страны, представительных органах власти на местах.
— Последовательно внедряется в жизнь принцип “Реформы не ради реформ, а для человека”. Каким вы, как депутат, представляете себе практическое воплощение этого принципа?
— Согласно этой концепции в целях дальнейшего углубления конституционных реформ, направленных на демократизацию государственной власти и управления, Законодательная палата Олий Мажлиса внесла изменения и дополнения в Конституцию, направленные на совершенствование четкого и системного механизма распределения полномочий между субъектами государственной власти. Следуя закрепленному в Конституции нашей страны принципу разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, усилена практическая роль парламента. Это, в первую очередь, отражается в законотворчестве. В корне улучшены качество и обоснованность принимаемых законодательных актов. В них эффективно обеспечиваются пропорциональность и взаимосвязанность общегосударственных и региональных интересов.
В последнее время для обеспечения тщательной проработки и обоснованности принимаемых законодательных актов в их подготовке учитывается сопоставительный анализ международного права, нормы законодательства и правоприменительная практика иностранных государств. В обсуждении законопроектов в комитетах Законодательной палаты активное участие принимают эксперты, ученые, специалисты, представители негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, избирателей. В целях широкого непосредственного привлечения избирателей в законотворческую деятельность законопроекты обсуждаются с участием депутатов местных Кенгашей на предприятиях, в организациях, учреждениях, махаллях, учебных заведениях. В подготовке законопроектов значительно повысились роль и влияние политических партий. Усиливается идейная и программная конкуренция в деятельности парламента, каждая политическая партия достигает поставленных перед собой целей посредством такой конкуренции.
Усиление конкуренции между различными политическими фракциями в Законодательной палате Олий Мажлиса становится гарантией внедрения в жизнь идей, программных задач, отражающих интересы политических сил и различных слоев общества.
После обретения независимости Узбекистан избрал путь поэтапных реформ и демократического развития, по которому продвигается уверенными шагами. Правильность этого пути доказывают достигаемые за истекшие годы весомые успехи, прочной основой для которых является наша Конституция.