ИНФОРМАЦИЯ о двенадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

16

18 декабря 2025 года в Ташкенте начало свою работу двенадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Первый день двенадцатого пленарного заседания сенаторы начали с обсуждения Закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2025 год».

Выступившие отметили, что последовательно проводятся реформы, направленные на социально-экономическое развитие страны, в том числе, создание благоприятных условий жизни населения, сокращение бедности, повышение благосостояния народа, развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также других сфер.

В текущем году принят ряд указов и постановлений Президента, направленных на решение актуальных социальных проблем в регионах, важных вопросов, связанных с инфраструктурой махаллей, и развитие других сфер.

Подчеркивалось, что возникла необходимость обеспечения своевременного финансирования реализуемых мер и определения источников дополнительных расходов.

Данным законом вносятся изменения, предусматривающие финансирование мероприятий в рамках программы «От бедности к благополучию» и выделение дополнительных средств на мероприятия, связанные с повышением энергоэффективности в многоквартирных домах и учреждениях социальной сферы.

Кроме того, предусматриваются оптимизация части средств и их направление на дополнительные расходы в рамках повышения целевого и эффективного использования бюджетных средств, укрепления бюджетной дисциплины.

Сенаторы подчеркнули, что изменения, вносимые в закон о государственном бюджете на 2025 год, служат своевременному финансированию мер, направленных на социально-экономическое развитие страны.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

Затем на пленарном заседании Сената рассмотрен Закон «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год».

Отмечалось, что целью Закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2026 год» является регулирование отношений, связанных с формированием и исполнением консолидированного бюджета Республики Узбекистан на следующий год.

Сенаторы подчеркнули, что в государственном бюджете на 2026 год приоритетное внимание уделяется социальным целям, таким как улучшение уровня жизни населения, повышение благосостояния народа, развитие зеленой экономики и защита окружающей среды, расширение охвата граждан системой здравоохранения и обеспечение их качественным образованием.

Так, почти 55 процентов расходов государственного бюджета или 220 трлн сумов направляется на социальную сферу. В структуре расходов бюджета 100 трлн сумов предусматривается на образование и 49 трлн сумов – на здравоохранение, что на 11,4 процента больше по сравнению с текущим годом.

Согласно закону уровень инфляции в следующем году прогнозируется на уровне 7 процентов.

В 2026 году расходы государственного бюджета составят 402,6 трлн сумов, а доходы — 368,9 трлн сумов, доходы государственных целевых фондов планируются в размере 78,6 трлн сумов, а расходы — 74,4 трлн сумов (без учета межбюджетных трансфертов).

В частности, доходы консолидированного бюджета на 2026 год сформированы в размере 515,8 трлн сумов, а расходы – 567,6 трлн сумов. При этом предусматривается задача, чтобы дефицит консолидированного бюджета по отношению к ВВП не превышал 3 процентов.

В ходе обсуждения сенаторы уделили особое внимание увеличению доходов бюджета и целевому использованию бюджетных средств.

Сенаторы в своих выступлениях отметили, что в 2026 году особое внимание следует уделить выполнению задач, определенных в качестве приоритетных в сфере макроэкономической политики, решению социальных проблем, улучшению инфраструктуры районов и реализации других важных мероприятий, предусмотренных государственными программами.

Сенаторы одобрили закон.

После этого обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налогово-бюджетной политики на 2026 год».

Отмечалось, что изменения и дополнения в некоторые законодательные акты вносятся в целях обеспечения реализации основных направлений налогово-бюджетной политики на следующий год, в том числе приведения в соответствие действующего законодательства с соглашениями Всемирной торговой организации, а также выполнения задач, определенных в ходе открытого диалога Президента с предпринимателями.

В 2026 году в налоговой политике основные налоговые ставки останутся без изменения: налог на добавленную стоимость – 12 процентов, базовая ставка налога на прибыль – 15 процентов, подоходный налог физических лиц – 12 процентов, ставка налога на имущество юридических лиц – 1,5 процента, земельный налог на земли сельскохозяйственного значения – 0,95 процента, социальный налог – 12 процентов (бюджетные организации – 25 процентов), налог с оборота – 4 процента.

Кроме того, в Налоговом кодексе предусматривается обеспечение создания непрерывной цепочки налога на добавленную стоимость, поддержки здорового образа жизни населения и рационального использования водных ресурсов.

Также данный закон направлен на обеспечение оказания всесторонней поддержки предпринимателям, работающим в мебельной и ювелирной отраслях, расширения экспорта продукции, повышения доходов населения и стабильного экономического роста.

Отмечалось, что в результате реализации закона предусматривается регулирование соответствующих правовых отношений по выполнению налоговых обязательств, что позволит создать благоприятные условия для предпринимателей.

В Кодексе об административной ответственности снижается размер штрафов для микрофирм и малых предприятий за несвоевременную подачу налоговой отчетности и предусматривается, что административный штраф не применяется к налогоплательщикам, которые в течение последних трех месяцев сдавали вовремя налоговую отчетность, в случае опоздания следующего отчета на срок до 5 рабочих дней.

Кроме того, в случае несвоевременной подачи отчетности по нескольким видам налогов в течение одного календарного месяца вводится механизм применения одного штрафа для всех отчетов.

Члены Сената в своих выступлениях подчеркнули, что предоставляется ряд налоговых и таможенных льгот в таких сферах, как сельское хозяйство, текстильная, местная и пищевая промышленность, медиа и связь.

Кроме того, данный закон предоставляет местным Кенгашам народных депутатов полномочия по применению понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 1,2 по отношению к ставке, установленной для земель сельскохозяйственного назначения, а в случае, если орошаемые земли, требующие лазерного выравнивания, не были выровнены с помощью лазерного нивелирования, — повышающий коэффициент до 1,2 по отношению к налоговым ставкам по объему воды, используемой для этих земель.

Сенаторы отметили, что данный закон всесторонне стимулирует субъектов предпринимательской деятельности, обеспечивает равную и справедливую конкурентную среду, облегчает бремя административных штрафов и направлен на сокращение доли теневой экономики.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

Члены верхней палаты парламента обсудили Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием бюджетного процесса».

В ходе обсуждения отмечалось, что проводится системная работа по обеспечению прозрачности распределения бюджетных средств, усилению общественного контроля за их целевым расходованием путем расширения возможностей вовлечения граждан в бюджетный процесс. Кроме того, в законе предусматривается расширение полномочий руководителей по использованию бюджетных средств и обеспечению их финансовой независимости.

Сенаторы подчеркнули, что расширяются виды отчетности в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и усиления общественного контроля. В структуру ежегодного отчета об исполнении государственного бюджета включаются отчеты об исполнении внебюджетных фондов бюджетных организаций и государственном долге.

Законом вносится ряд изменений и дополнений в действующее законодательство, направленных на совершенствование бюджетного процесса и обеспечение соблюдения бюджетной дисциплины.

На районные и городские хокимияты возлагается обязанность ежеквартального размещения на официальных сайтах и информационном портале «Открытый бюджет» информации о финансировании мероприятий, сформированных на основе общественного мнения.

Наряду с этим внедряется практика заслушивания в комитетах Законодательной палаты в конце каждого квартала отчетов о выполнении целевых показателей, касающихся использования бюджетных средств.

Кроме того, устанавливается, что годовой отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Узбекистан и отчеты о полугодовом исполнении государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов утверждаются постановлением Законодательной палаты.

Также предусматривается, что отчеты об исполнении государственного бюджета и бюджетов государственных целевых фондов за первый квартал и за 9 месяцев принимаются по решению ответственного комитета Законодательной палаты.

В свою очередь искореняется практика внесения не более четырех раз в год бюджетными организациями и получателями бюджетных средств изменений в сметы расходов.

Сенаторы особо отметили, что этот закон служит расширению возможностей для широкого вовлечения граждан в бюджетный процесс, обеспечению прозрачности распределения бюджетных средств и усилению общественного контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Закон одобрен сенаторами.

Также на 12-м пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение занятости населения путем поддержки субъектов предпринимательства и расширение производства товаров с высокой добавленной стоимостью».

Отмечалось, что в стране проводятся масштабные реформы, направленные на последовательное снижение налоговой нагрузки и упрощение налоговой системы. Особое внимание также уделяется ускоренному развитию экономики и повышению инвестиционной привлекательности страны за счет совершенствования налогового администрирования.

В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули необходимость всесторонней поддержки предпринимательства, обеспечения равных условий и справедливой конкурентной среды на рынке. Кроме того, отмечалось, что возникла необходимость внесения соответствующих изменений в законодательные акты в рамках мер по сокращению доли теневой экономики.

В настоящее время учет в структуре всех предпринимателей республики индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих свою деятельность в республике, приводит к неправильному формированию экономико-статистических показателей. Кроме того, это оказывает негативное влияние на определение прогнозных показателей уплачиваемых ими налогов и обеспечение поступлений.

Данным законом устанавливается порядок исключения индивидуальных предпринимателей из государственного реестра, что приведет к правильному формированию экономико-статистических показателей.

Сенаторы высказали мнение, что закон служит упрощению процедуры ликвидации субъектов предпринимательства, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность. Одновременно они акцентировали внимание на том, что в результате внесения изменений в действующее законодательство производство будет развиваться на основе высоких технологий, а финансовое положение пастбищных хозяйств улучшится.

По окончании обсуждения сенаторы одобрили данный закон.

На пленарном заседании обсуждался Закон «О правовом эксперименте».

Отмечалось, что в последние годы расширяется практика применения новых процедур в форме правового (опытно-экспериментального) эксперимента, ограничивая их (на определенной территории или в рамках отдельных лиц и организаций) до реализации.

Понятие правового эксперимента, вопросы его проведения и оформления его результатов закреплены в Законе «О нормативно-правовых актах», однако социально-правовые отношения, связанные с его проведением, не урегулированы.

Данный закон разработан для устранения ряда правовых пробелов, и в нем для целей правового эксперимента предусматриваются основные понятия, принципы, уполномоченные органы, условия проведения правового эксперимента, а также участие институтов гражданского общества в правовом эксперименте и другие вопросы.

Четко закрепляется, что правовой эксперимент проводится исключительно на основании законов Республики Узбекистан, постановлений палат Олий Мажлиса, указов и постановлений Президента, а также постановлений Кабинета Министров.

Сенаторы отметили, что реализация данного закона служит обеспечению единообразной правоприменительной практики по организации и проведению правового эксперимента, внедрению экспериментальных правовых норм, а также улучшению жизни и благосостояния граждан с учетом общественного мнения.

Сенаторы одобрили закон.

На двенадцатом пленарном заседании рассмотрен также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Следует отметить, что в настоящее время, когда развиваются технологии в мире, различные электронные устройства, включая портативные лазерные лучи, приобретают все большее распространение. Эти устройства недорогие, легкодоступные и часто используются в развлекательных или образовательных целях.

Однако их незаконное или ненадлежащее использование может представлять серьезную угрозу общественной безопасности.

В частности, направление лазерных лучей на экипаж самолета во время взлета или посадки отвлекает экипаж, увеличивая риск катастрофы.

Кроме того, прямое направление лазерных лучей на сотрудников правоохранительных органов, ответственных за обеспечение общественной безопасности, может привести к временной слепоте, что, в свою очередь, может иметь негативные последствия при предотвращении возможных беспорядков.

Во многих зарубежных странах приняты законы, ограничивающие и контролирующие использование лазерных устройств.

В нашей стране этот закон также принимается в целях обеспечения общественной безопасности в рамках мер по контролю, лицензированию и наказанию за незаконное использование устройств такого типа.

Законом вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство, направленные на уточнение состава местных правоохранительных органов и контрольно-пропускных пунктов, полномочий служащих в них инспекторов, определение лиц, уполномоченных проверять административные протоколы, составленные должностными лицами патрульных и постовых служб, и применять наказания, а также установление ответственности за незаконное использование портативных лазерных излучателей.

Сенаторы подчеркнули, что принятие закона служит созданию безопасной среды в махаллях, раннему предупреждению правонарушений и дальнейшему повышению эффективности работы по обеспечению общественного порядка.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности третейских судов и укреплением бюджетной дисциплины».

Отмечалось, что проводимые в судебно-правовой системе страны реформы служат надежной защите прав человека, повышению авторитета судебной власти и обеспечению подлинной независимости судов.

Третейские суды, как механизм альтернативного разрешения споров, играют важную роль в защите прав и интересов граждан и субъектов предпринимательства. Однако анализ показал наличие ряда системных проблем в деятельности этих судов.

В частности, в 2021-2023 годах 47 решений, принятых третейскими судами в некоторых регионах по делам, в которых участвовали государственные органы, непосредственно исполнены без выдачи уполномоченным судом исполнительного листа. В 2019-2023 годах принято 870 незаконных решений о взыскании 222,2 млрд сумов из государственного бюджета.

Отмечалось, что к этим проблемам приводят недостаточная квалификация некоторых судей третейских судов, то, что требования к организации деятельности судов не пересмотрены, а также отсутствие механизмов контроля.

В настоящее время осуществляют деятельность 287 третейских судов и более 1,5 тысячи третейских судей, многие из которых имеют основное место работы в различных областях и не обладают высоким уровнем профессиональной подготовки.

Данным законом вносятся важные изменения в кодексы об административной ответственности, Бюджетный, Гражданско-процессуальный и Экономический процессуальный, а также в законы «О третейских судах» и «О государственных закупках».

Так, устанавливаются дополнительные требования к созданию третейского суда и выполнению судебных обязанностей, расширяется порядок повышения квалификации третейских судей, предусматривается применение административной ответственности за заключение третейских соглашений государственными органами, организациями и учреждениями, а также предприятиями с государственным участием и органами самоуправления граждан.

В Бюджетном кодексе случаи приема товаров, работ и услуг на основе договоров, не зарегистрированных в Казначействе, устанавливаются в качестве нарушения бюджетной дисциплины.

Сенаторы отметили, что принятие закона повысит прозрачность и эффективность деятельности третейских судов, предотвратит незаконные расходы из государственного бюджета, послужит принятию справедливых решений и обеспечит надежную защиту государственных интересов.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

На пленарном заседании Сената активно обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

В ходе обсуждения сенаторы отметили, что в стране проводятся масштабные реформы в сфере социальной защиты, особенно в целях поддержки лиц с инвалидностью и создания для них дополнительных возможностей.

В частности, в последнее время расширяется спектр социальных услуг, оказываемых детям с инвалидностью, и усиливаются гарантии прав отдельных категорий населения, нуждающихся в социальной помощи.

Данным законом устанавливается, что платежи в размере до 3 млн сумов в месяц за каждого ребенка, выплачиваемые родителями, пользующимися услугами дневного ухода за детьми с инвалидностью, включаются в категорию необлагаемых налогом доходов.

Кроме того, предусматривается, что субъекты предпринимательства, оказывающие такие услуги на основе государственно-частного партнерства детям с инвалидностью в возрасте от трех до восемнадцати лет, освобождаются от уплаты всех видов налогов до 1 января 2030 года, за исключением социального налога.

Расширяется также категория граждан, имеющих право на бесплатное пользование общественным транспортом.

Сенаторы в своих выступлениях подчеркнули, что планируется трудоустраивать в государственные организации по направлению женщин, пострадавших от притеснения и насилия и обладающих соответствующими знаниями и навыками.

В ходе обсуждения подчеркивалось, что данный закон служит расширению сферы социальных услуг для лиц с инвалидностью, созданию дополнительных удобств для определенных категорий населения, нуждающихся в социальной помощи, и гарантированию их прав на трудоустройство.

Сенаторы одобрили закон.

На 12-м пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об использовании атомной энергии в мирных целях».

В настоящее время во всем мире растет спрос населения и промышленности на электроэнергию. По мнению экспертов, в результате экономического развития, роста населения и повышения благосостояния в Узбекистане спрос на электроэнергию к 2030 году достигнет 120-125 млрд кВт·ч.

Активная инвестиционная политика Президента страны, проводимая по расширению существующих производственных мощностей и созданию новых, а также масштабная работа по повышению уровня и качества жизни населения требуют надежных источников энергии, спрос на которые растет с каждым годом.

Развитие атомной энергетики является важным фактором создания стабильной энергетической системы Узбекистана, развития промышленности и региона. Гармоничная работа крупных и малых реакторных блоков обеспечивает устойчивость сети и позволяет эффективно интегрировать возобновляемые источники энергии.

В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2024 года Агентство по развитию атомной энергии при Министерстве энергетики было реорганизовано и эффективно организована деятельность Агентства по атомной энергии, которое расширило свои приоритеты, задачи и функции и непосредственно входит в структуру Кабинета Министров.

Этот закон имеет важное значение, поскольку направлен на эффективное и безопасное использование атомной энергии в мирных целях, уточнение полномочий государственных органов и приведение правовой базы данной сферы в соответствие с международными стандартами.

Законом устанавливается, что Агентство по атомной энергии при Кабинете Министров является уполномоченным органом в области атомной энергии. Закрепляются также полномочия и ответственность государственных органов.

По мнению сенаторов, принятие закона служит совершенствованию системы государственного управления в области атомной энергии, обеспечению ядерной безопасности и радиационной защиты в стране, расширению международного сотрудничества и повышению престижа страны по ядерной безопасности.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

На этом первый день работы двенадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан