Качественные продукция и услуги не нуждаются в рекламе. В них разбирается сам потребитель. Однако реклама волей-неволей стала неразрывной частью нашей жизни. Но все ли рекламные материалы правдивы и надежны?

Законодательством к рекламе предъявляются такие требования, как законность, точность, надежность.

Однако среди рекламодателей есть и такие, которые, обходя закон, преследуют только свою выгоду или такую цель, как обман людей.

Предприниматель из Бухары, основавший частное предприятие по выполнению строительных работ, осознав, как много требуется сил и труда для ведения бизнеса, задумался об идее «ложной рекламы».

Денег на оплату рекламы не было, и он уговорил работника местного телеканала на трансляцию рекламы в долг.

“Частное предприятие “Архитектор-хамкор” бесплатно предоставляет технические услуги и выполняет строительные работы. Вам достаточно заплатить только за строительные материалы по смете”.

Многих, кто думает, что по телевидению не передают лживую информацию, эта реклама заманила, а особенно привлекло слово «бесплатно».

Руководитель частного предприятия “Архитектор-хамкор” А. Э. несказанно обрадовался силе слова, потому что после рекламы начался нескончаемый поток звонков с просьбой построить дом, отремонтировать цех и т. д.

Одним из первых клиентов стал А. А. из Ромитана, пожелавший построить пункт торговли и бытовых услуг на своем земельном участке на улице Шифокор Ромитанского района. В соответствии с договором он заплатил А. Э. 50 процентов сметных расходов, то есть 2000 долларов.

Получив деньги, руководитель предприятия начал работу, чтобы вызвать доверие у клиента. Несколько дней копали траншею под фундамент здания. Еще через три-четыре дня архитектор просто исчез с места строительства.

Продолжалась практика приема клиентов, составления договоров, получения денег, начала работы для того, чтобы войти в доверие клиентов, а затем – исчезновение с места строительства.

Жительница М. города Бухары, доверив А. Э. строительство нового дома, потеряла и свое старое жилье.

Получив 40 миллионов сумов, этот ловкач ограничился лишь сносом старого дома женщины.

ООО “Саммир-Текс”, доверившись лживой рекламе, осуществило перевод “Архитектор-хамкор” 182 миллионов 540 тысяч сумов.

Вот, наконец, наступило время, когда стали раскрываться происки А. Э. Потерпевшие начали обращаться в правоохранительные органы, и мельница обмана прекратила свою деятельность. А. Э, ставшего героем большой мошеннической игры, заключили в тюрьму.

– В процессе рассмотрения этого мошеннического дела показания дали не только почти десять человек, с которых он получил деньги в большом размере, но и рабочие, не получившие оплату своего труда, а также работник телеканала, которому не заплатили за рекламу, – говорит судья Бухарского городского суда по уголовным делам Акбаржон Жабборов. – В процессе судебного разбирательства подсудимый возместил ущерб, нанесенный отдельным потерпевшим. Однако в связи с большим объемом нанесенного ущерба подсудимый не смог возместить его полностью. А. Э., обманным, мошенническим путем присвоивший в личных интересах средства других людей, признан виновным, в отношении его назначено наказание в виде лишения свободы сроком на восемь с лишним лет. В течение этого срока он поэтапно будет возмещать нанесенный ущерб.

Среди народа бытует проверенная веками истина: чужое добро впрок нейдет. Неужели об этом не знают мошенники, пытающиеся завладеть чужими деньгами?

 

Норгул Абдураимова, УзА