Наш народ всегда ценил чистоту, благоустроенность и порядок. Строительство новых домов, ровных и широких дорог в городах и селах отражается на настроении наших соотечественников, усиливает их стремление к достижению поставленных целей.

Радует то, что усиление внимания к благоустроительной работе способствует созданию благоприятной экологической среды для населения. Потому что в данном процессе усиливается также внимание к красивому ландшафтному дизайну.

Как и другие, сфера благоустройства располагает законными основами. Министерством юстиции изучено состояние соблюдения требований закона в ней.

Результаты анализа указывают на наличие ряда системных проблем и недостатков, препятствующих достижению высокой эффективности благоустроительной работы.

Следует подчеркнуть, что благоустроительная работа осуществляется за счет средств, выделенных из местного бюджета, то есть за счет средств налогоплательщиков. При этом владельцы земель и землепользователи не имеют никаких обязательств по благоустройству прилегающих к ним территорий.

В зарубежных странах существует практика возложения обязанностей на владельцев земель, землепользователей и арендаторов по благоустройству территорий, прилегающих к их недвижимости. В частности, в Нью-Йорке (США) юридические лица обязаны осуществлять работу по благоустройству и озеленению территорий, прилегающих к их частной собственности. В Южной Корее разрешение на строительство зданий и сооружений строительным компаниям выдается с условием озеленения и благоустройства соответствующих территорий.

Ограниченность источников финансирования в сфере благоустройства препятствует привлечению квалифицированных специалистов.

Нечеткое обозначение площади территории, на которой следует провести благоустроительную работу, также является одной из проблем сферы. В неудовлетворительном состоянии находится паспортизация благоустраиваемой территории. Анализы показали, что площадь благоустраиваемых территорий на самом деле в разы превышает площади, указанные в паспорте.

Некоторые площади, в частности центры населенных пунктов (скверы, парки, центральные улицы), частично благоустраиваются управлениями по благоустройству, государственными органами, населением и субъектами предпринимательства, остальная их часть остается в заброшенном состоянии.

В населенных пунктах районов и городов, общественных местах существует проблема нехватки мусорных баков. Не внедрены требования к мусорным бакам, графики их разработки и поэтапной установки. Нет требований, призывающих граждан к обеспечению чистоты.

Также в неудовлетворительном состоянии находятся водные объекты и прибрежные территории. Это, в свою очередь, требует привлечения большего внимания к данной сфере.

Объем работы управлений по благоустройству превышает существующие возможности в 3-4 раза, что негативно сказывается на качестве работы.

По республике функционирует 201 управление по благоустройству, в которых есть всего 52 штатных единицы. В ходе изучения было выявлено наличие 1,5 тысячи вакантных мест.

На балансе Республиканского управления по благоустройству – 4522 единицы техники, 20 процентов из них — в неисправном состоянии, большинство уже устарело.

Не реализованы меры, направленные на укрепление материально-технической базы управлений по благоустройству и повышение материального обеспечения работников. Нет внебюджетных средств, дающих возможность накопления средств, которые можно было бы направить на укрепление материально-технической базы районных (городских) управлений по благоустройству.

В век инновационного развития, когда одновременно со значительным повышением уровня коэффициента полезного действия с помощью современной техники и экономии ресурсов, большинство из благоустроительных работ до сих пор выполняется вручную.

Отсутствие элементов государственно-частного партнерства ограничивает привлечение дополнительных эффективных ресурсов. Его внедрение на основе особых требований дает возможность привлечения материально-технических и трудовых ресурсов частного сектора. Налаживание сотрудничества с субъектами предпринимательства, несомненно, поможет повышению качества работы.

В данном направлении заслуживает внимания опыт Южной Кореи, где работа по благоустройству и озеленению передана частному сектору. В этой стране субъекты предпринимательства, специализирующиеся на охране природы и садоводстве, на конкурсной основе получают право осуществления работы по ландшафту города путем финансирования из средств местного бюджета.

Важно установить эффективный общественный контроль, который будет повышать заинтересованность населения в обеспечении чистоты и порядка. Создание электронной площадки, дающей возможность налаживания активного взаимодействия с населением в режиме реального времени, является одним из требований сегодняшнего дня.

В целях коренного повышения эффективности работы по благоустройству городских, областных и районных центров, поселковых и сельских населенных пунктов Министерством юстиции разработан проект нормативно-правового документа “О дополнительных мерах по повышению эффективности работ по благоустройству населенных пунктов”.

Он станет важной правовой базой для устранения недостатков и проблем, встречающихся в сфере благоустройства. А повышение эффективности работы в данном направлении послужит повышению благополучия народа.

Матлуба Мирзаабдуллаева, 
юрист.

 

УзА