Концепция совершенствования нормотворческой деятельности – в действии

Под руководством Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Н.Исмоилова состоялось первое расширенное организационное заседание Комиссии по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, образованной Указом главы нашего государства “Об утверждении Концепции совершенствования нормотворческой деятельности” от 8 августа 2018 года.

В нем приняли участие члены комиссии, депутаты, сотрудники аппарата Президента, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Института проблем законодательства и парламентских исследований, ответственные работники организаций и ведомств, указанных в Плане практических мер по реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, а также работники средств массовой информации.

На заседании уделялось внимание важности своевременной разработки с учетом передового зарубежного опыта проектов нормативно-правовых актов, предусмотренных в Плане практических мер по реализации концепции, с широким привлечением ведущих правоведов, квалифицированных специалистов, представителей институтов гражданского общества.

Отмечалась необходимость систематизации законодательной базы на основе глубокого анализа ее нынешнего состояния и имеющихся проблем, сокращения количества различных ведомственных нормативно-правовых актов. Акцент сделан на важности в перспективе пересмотра и отмены бездействующих законодательных актов общего характера, не влияющих на правоприменительную практику, а также проведения инвентаризации законодательных актов, имеющих необоснованные ограничения, излишние административные процедуры и устаревшие регламентирующие механизмы.

В соответствии с указом отныне не требуется принятие дополнительно внутренних ведомственных актов в целях применения законов, постановлений Президента и Кабинета Министров, организации их исполнения со дня вступления в силу. Благодаря широкому внедрению в сферу современных информационных технологий будут полностью искоренены излишний оборот бумаг, бюрократизм и командно-административные методы.

Участники обменялись мнениями о научно обоснованной разработке каждого нормативного документа за счет применения элементов модели «умное регулирование», что послужит, опираясь на конкретные расчеты, совершенствованию нормотворческой деятельности. Выдвинуты предложения по формированию систематизированной законодательной базы вместо многих разрозненных подведомственных актов. Также обсуждены перспективы интеграции портала «Система оценки воздействия актов законодательства» в единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов.

Члены комиссии детально проанализировали вопрос обеспечения непосредственного участия граждан в процессе нормотворчества на основе принципа «единственным источником и автором закона должен быть народ», в частности, дальнейшее расширение возможностей порталов подачи коллективных инициатив граждан «Mening fikrim» («Мое мнение»), обсуждение проектов нормативно-правовых актов –regulation.gov.uz.

Достигнута договоренность об организации Кабинетом Министров, министерствами и ведомствами, субъектами законодательной инициативы цикла семинаров по доведению до общественности сути и значения указа, работы, осуществляемой по его реализации.

– На сегодняшнем заседании наряду с рассмотрением возложенных на Олий Мажлис отдельных задач высказаны практические мнения о разработке совместно с Кабинетом Министров единой методики юридико-технического оформления нормативно-правовых актов, а также информационно-аналитических материалов, прилагаемых к ним, – говорит депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Рахимжон Хакимов. – Еще одним важным вопросом является то, что в целях повышения эффективности законов впредь субъекты права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан прилагают к нему план мероприятий по его реализации, содержащий, как правило, задачи по совершенствованию законодательных и подзаконных актов, осуществлению организационно-технических мер, а также широкому распространению законопроекта и пропаганды его сути и значения.

– Согласно анализам, на сегодняшний день разработчиками проектов документов рассмотрено лишь 12,7 процента мнений, высказываемых гражданами и субъектами предпринимательства на портале обсуждения проектов нормативно-правовых документов, – говорит главный специалист управления Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан Фаррух Корабоев. – На заседании был поднят вопрос обязательного учета предложений граждан и субъектов предпринимательства. Между тем, в настоящее время оценка воздействия нормативно-правовых актов ограничивается только возможностями портала regulation.gov.uz, тогда как в развитых зарубежных странах используется несколько методов данной системы. Исходя из этого, предложено назначить отдельное государственное ведомство ответственным за оценку воздействия НПА. В перспективе будет налажена эффективная система в данном направлении.

По итогам заседания, прошедшего в формате оживленной и конструктивной беседы, участники мероприятия наметили очередные меры, стоящие перед членами комиссии, задачи, возложенные на ответственных исполнителей.

 

Даврон Суннатов, УзА