8 декабря – День принятия Конституции Республики Узбекистан
Человеческое достоинство является основой и признаком мощи любого государства. В Новом Узбекистане этот принцип определен как главный критерий обеспечения верховенства закона и утверждения справедливости.
В частности, новая редакция Конституции создала прочную основу для формирования демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью являются человек, его жизнь, честь и достоинство, права и свободы. Она также определила правовую основу устойчивого развития социальной, политической, экономической и правовой сфер нашей страны в будущем, а также приоритетные направления развития общества и государства в целом.
В ней определено, что Узбекистан является суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством с республиканской формой правления.
Социальность государства отражается в его отношении к своим гражданам, особенно нуждающимся в защите. В Узбекистане создаются условия, основанные на принципах социальной справедливости, для всех граждан, особенно нуждающихся в помощи и людей с ограниченными возможностями. С этой целью принимаются программы в государственной пенсионной системе, предоставления пособий по безработице, медицинского обслуживания, создания условий для образования и социальной защиты, реализуются реформы, направленные на обеспечение благосостояния населения.
Существовавшая ранее парадигма «государство-общество-личность» была заменена принципом «человек-общество-государство». Нормы, связанные с правами человека, увеличились в 3,5 раза, отразились более чем в 50 нормах и воплотили положения Всеобщей декларации прав человека.
Определенные в нашем Основном Законе новые механизмы защиты прав и свобод человека, в частности, такие эффективные реформы, как разрешение неточностей в законах в пользу народа, приравнивание статуса адвоката к статусу следователя и прокурора, привели к созданию нового конституционно-правового пространства.
Закрепление в Конституции, что смертная казнь строго запрещена, свидетельствует о приверженности Узбекистана гуманитарным идеям. На конституционном уровне закрепилось строгое соблюдение международных принципов – правило Миранды и хабеас корпус.
Согласно правилу Миранды во время задержания человеку понятным языком разъясняются его права и основания для задержания, а также то, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и может в любое время воспользоваться правом хранить молчание. Введение этой нормы было одним из огромных достижений нашего Основного Закона.
Честь и достоинство человека неприкосновенны, а борьба с любыми действиями, противоречащими его правам, свободам и законным интересам, является одной из основных задач всех государственных органов и учреждений, институтов гражданского общества.
Основным Законом расширены полномочия и обязанности института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана).
В частности, в статье 56 Конституции конкретизированы статус и гарантии национальных институтов по правам человека. Определено, что они дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека, а государство создает условия для организации деятельности этих институтов.
А статья 55 Основного Закона гласит, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений, действий и бездействия государственных органов и иных организаций, их должностных лиц.
Известно, что граждане могут обращаться к Омбудсману по поводу действий или бездействия организаций или должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы.
Омбудсман проводит прием граждан, выездные приемы, принимает обращения через почту, виртуальную приемную Президента, интернет-портал www.pm.gov.uz, сайт и мобильное приложение ombudsman.uz, а также «Ящики Омбудсмана».
Исходя из содержания обращения вопросы изучаются на месте, вводятся меры воздействия, восстанавливаются нарушенные права граждан.
Статистика обращений, направляемых Уполномоченному, показывает динамику роста. В 2022 году Омбудсману поступило 17 761 обращение, а в 2023 году этот показатель составил 18 622. За 9 месяцев 2024 года поступило 14 тысяч 172 обращения.
По итогам рассмотрения обращений в 2021 году восстановлены на работе 10 граждан, в 2022 году — 13, в 2023 году — 38, за 9 месяцев 2024 года — 50 человек. В 2023 году Омбудсманом в пользу граждан и осужденных (заключенных) и их родственников взыскано 2 миллиарда 150 миллионов сумов, тогда как за 9 месяцев текущего года этот показатель составил 2 миллиарда 414 миллионов сумов.
Регулярно анализируются обращения к Омбудсману, разрабатываются предложения и рекомендации, направленные на системное решение проблем населения. Потому что наиболее эффективные предложения по защите прав человека формируются в практической работе Омбудсмана с обращениями, при непосредственном сотрудничестве с населением, государственными и негосударственными организациями, судебными органами и экспертным сообществом. В этом процессе появляются и проблемы, ожидающие своего решения.
Наш Основной Закон дал возможность через законодательные предложения донести до представителей народа «голос народа» посредством рассмотрения, глубокого анализа и систематизации проблемных вопросов, поднятых гражданами в обращениях к Омбудсману. То есть в статье 98 Конституции право внесения законодательных предложений в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан в порядке законодательной инициативы закреплено за Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсманом).
В июле этого года на основе анализа обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека, согласно статье 378 Налогового кодекса подготовлен законопроект, обеспечивающий погашение образовательного кредита, полученного в банке родителями, не имеющими постоянного источника дохода для обучения ребенка, поступившего в высшее учебное заведение, другими детьми, имеющими постоянную работу (братья, сестры), который в порядке законодательной инициативы был внесен в Законодательную палату Олий Мажлиса.
Еще одним важным аспектом Конституции является то, что в ней впервые закреплены права лиц, лишенных свободы. В частности, в статье 28 нашла свое отображение норма о том, что лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности.
В Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека и постановлении Президента «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток» от 26 июня 2021 года определены задачи по предупреждению пыток.
Известно, что в целях выявления и предотвращения случаев пыток, а также оперативного рассмотрения связанных с ними обращений при Омбудсмене созданы Общественные группы по выявлению и предупреждению случаев пыток.
Омбудсманом и общественными группами регулярно проводятся мониторинговые визиты в места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения (43 исправительные колонии и 11 следственных изоляторов). В их ходе изучаются вопросы гуманного обращения, уважения человеческой чести и достоинства, предотвращения случаев пыток.
Если посмотреть на цифры, то в 2021 году было совершено 177 мониторинговых визитов, в 2022 году – 381, а в 2023 году этот показатель составил 603. В результате достигнуто установление парламентского и общественного контроля над предотвращением случаев пыток.
Готовятся и направляются в уполномоченные министерства и ведомства аналитические данные и информация, заключения, представления и заявки по выявленным в ходе мониторинговых визитов недостаткам. Кроме того, результаты мониторингов отражаются в ежегодной информации, предоставляемой Омбудсманом палатам Олий Мажлиса.
Следует отметить, что в результате мониторинговых визитов под руководством Омбудсмана с целью выявления и устранения случаев пыток условия в закрытых учреждениях, обращение с осужденными и заключенными были приведены в соответствие с международными стандартами.
Через «Ящики Омбудсмана», установленные в этих пенитенциарных учреждениях, осужденные и заключенные получили возможность обращаться к Омбудсману. Их обращения доводятся до Омбудсмана с сохранением конфиденциальности, без каких-либо препятствий и хлопот, принимаются соответствующие меры по разрешению проблем. Следует отметить, что права осужденных на обращение через «Ящик Омбудсмана» определены в Уголовно-процессуальном кодексе.
В заключение можно сказать, что в новой редакции Конституции большое внимание уделяется обеспечению прав и свобод человека, в частности укреплению прав лиц, лишенных свободы, что является выражением верховенства принципов гуманности и справедливости в нашей стране.
Реформы по предотвращению пыток и установлению парламентского контроля, усиление деятельности Омбудсмана заложили прочную основу для реализации этих прав на практике.
Напомним словами главы нашего государства: “Обновленная Конституция Республики Узбекистан будет для нас мощным источником сил, энергии и вдохновения”.
Феруза ЭШМАТОВА,
Уполномоченный Олий Мажлиса
по правам человека (Омбудсман).
УзА