В мировой практике развитие профессионального образования имеет важное значение в получении молодежью достойной квалификации и сокращении бедности.
С учетом этих целей 16 октября текущего года был подписан Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров и внедрению международных образовательных программ в профессиональном образовании». Мы побеседовали с министром высшего образования, науки и инноваций Конгратбаем ШАРИПОВЫМ о сути и целях данного указа.
– В формировании глобальной образовательной среды особое внимание уделяется обеспечению ее преемственности и непрерывности, высокого качества, а также ориентированности на творческое развитие, – отмечает министр. – Профессиональные образовательные учреждения – это школы, колледжи и техникумы, где ведется подготовка кадров по начальному, среднему и среднему специальному профессиональному образованию. Подготовка квалифицированных кадров в системе профессионального образования имеет огромное значение для реализации 4-й, 5-й, 8-й, 9-й и других Целей устойчивого развития ООН. Проведено изучение осуществляемой в системе работы, получены мнения международных экспертов и разработаны предложения по выведению сферы на новый уровень развития в соответствии с направлениями, обозначенными главой нашего государства.
Начата работа по обеспечению институциональной целостности профессионального образования, повышению эффективности системы управления, внедрению международных образовательных программ, а также подготовке конкурентоспособных кадров среднего звена, соответствующих требованиям внутреннего и внешнего рынков труда. Для этого был подписал Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки квалифицированных кадров и внедрению международных образовательных программ в профессиональном образовании».
Согласно документу будет создано 600 техникумов, где с обеспечением преемственности образовательных программ начнут готовить кадры по всем уровням профессионального образования. Техникумы будут специализироваться на подготовке кадров различного возраста, становясь универсальными учебными заведениями. Это предоставит нашей молодежи возможность после окончания 11-го или 9-го классов школы обучаться по интересующей ее специальности в ближайшем техникуме, экономя время на дорогу.
В техникумах на основе требований местных хокимиятов, внешнего и внутреннего рынков труда осуществляется подготовка кадров более чем по 340 специальностям среднего и среднего специального профессионального образования. Одним из самых эффективных решений в сфере подготовки квалифицированных кадров является изучение передового международного опыта.
Так, были изучены международные программы, признанные в развитых странах, для их постепенного внедрения в систему профессионального образования Узбекистана глава государства подписал соответствующий указ.
В рамках подготовки кадров по международным образовательным программам в техникумах мы провели встречу с Жейном Бейкером, вице-президентом компании Pearson, которая оказывает международные образовательные услуги в Великобритании.
На основе стандартов Совета по бизнес-образованию и технологиям (BTEC) утверждены профессии (квалификации) для подготовки кадров в 14 техникумах с 2025/2026 учебного года. Для реализации этих образовательных программ будут приобретены учебные программы и материалы. Учащаяся молодежь сможет осваивать профессиональные навыки в соответствии с этими программами.
– Какие специалисты требуются для подготовки кадров в техникумах?
– Компания Pearson будет повышать квалификацию руководящего и педагогического состава техникумов посредством краткосрочных курсов и выдавать сертификаты. Учебный процесс в техникумах будут вести педагоги, имеющие сертификаты BTEC. Лаборатории и мастерские оснастят самым современным оборудованием. За счет внедрения международно признанных учебных программ квалификация выпускников будет признаваться в зарубежных странах.
Процесс обучения, в том числе и в техникумах, постепенно цифровизируется. Создаются современные учебные материалы, методические пособия, цифровой контент. Лаборатории и мастерские оснащаются новейшим оборудованием. Цифровизация образовательного процесса, размещение педагогами учебных материалов на платформе увеличивают возможности учащихся для получения знаний.
В рамках проводимых в Узбекистане реформ в сфере профессионального образования международные организации выражают готовность оказать содействие и поддерживают приоритетные направления развития системы. В частности, Европейская комиссия, ЮНЕСКО, Германское общество по международному сотрудничеству, посольство Швейцарии в Узбекистане, Helvetas Uzbekistan, Германский банк развития (KfW), Корейский Эксимбанк, German Sparkassenstiftung for International Cooperation и другие международные организации участвуют в реализации проектов, направленных на повышение качества образования и профессиональную подготовку педагогов.
Расширяются возможности организации краткосрочных курсов для обучения и переподготовки пожилых граждан, особенно безработных, с учетом технологических инноваций в отраслях экономики и создаваемых рабочих мест. В частности, предусмотрено создание краткосрочных учебных курсов за счет средств Государственного фонда содействия занятости для обучения безработных граждан всех возрастов профессиям, иностранным языкам и предпринимательству.
Кроме того, прием студентов в техникумы по системе дуального образования осуществляется непосредственно на основании договоров с работодателями. Студенты имеют возможность одновременно учиться и работать, получать заработную плату и глубоко осваивать выбранную профессию. Работодатели же в свою очередь могут непосредственно участвовать в процессе подготовки необходимых им кадров, избавляясь таким образом от дополнительных затрат и времени на переподготовку кадров в будущем. Они также получают возможность отбирать для работы выпускников дуального обучения и решать проблему кадрового дефицита.
Хотел бы обратить внимание еще на то, что этим указом создается Фонд развития профессионального образования. Это позволяет создать финансовое обеспечение для решения вопросов укрепления методической поддержки образовательных учреждений, оснащения современным оборудованием, цифровизации учебного процесса, проведения конкурсов среди учащихся, а также привлечения квалифицированных местных и иностранных специалистов.
Для повышения потенциала учащихся и стимулирования их интереса регулярно организуются конкурсы по профессиям. В частности, проводится мировой чемпионат WorldSkills по профессиональному мастерству. В нем принимают участие лучшие ученики из разных стран. Победители мировых чемпионатов по профессиям часто становятся в своих странах «послами профессий», активно участвуя в профориентационной работе в общеобразовательных школах. Это повышает интерес молодежи к различным профессиям и мотивирует ее.
Мы будем проводить конкурсы среди учащихся профессиональных учебных заведений и обеспечивать участие победителей в мировом чемпионате WorldSkills. Еще один важный момент: 30 сентября 2024 года был подписан Указ Президента «О мерах по дальнейшему совершенствованию Национальной системы квалификаций Республики Узбекистан».
В указе определены задачи развития национальной системы квалификаций, обеспечения интеграции рынка труда и образования, а также правового и институционального регулирования требований к квалификации. Кроме того, для расширения возможностей обучения на протяжении всей жизни и последовательного продолжения трудовой деятельности были определены министерства и ведомства, ответственные за организацию работы отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций.
Отраслевые советы по развитию профессиональных квалификаций разрабатывают профессиональные стандарты для каждой профессии и должности. При этом учитываются конкретные требования работодателей к кадрам. На основе профессиональных стандартов кардинально обновляются образовательные программы по специальностям и профессиям. В разработке программ непосредственно участвуют работодатели. Кроме того, студентам предоставляется возможность изучать иностранные языки наряду с основной специальностью.
С учетом природных, географических и экономических условий регионов каждый работодатель может внести до 30% изменений в учебные программы техникумов по согласованию непосредственно с ними. Это дает каждому работодателю возможность готовить кадры, соответствующие его конкретным требованиям. Министерства и ведомства участвуют в подготовке кадров среднего звена в профессиональных учебных заведениях с учетом социально-экономической ситуации в регионах.
Республиканские органы исполнительной власти и хозяйственные объединения закрепляются за техникумами в качестве заказчиков кадров и производственных партнеров. Кроме того, они имеют возможность направлять необходимые финансовые ресурсы на развитие техникумов, внедрять международные образовательные программы, создавать практические базы для студентов, готовить кадры по дуальной системе обучения, материально стимулировать руководящих и педагогических работников, организовывать их стажировки.
– Как будет налажена система стимулирования педагогов, готовящих кадры в соответствии с требованиями работодателей?
– Для подготовки кадров, соответствующих требованиям работодателей, безусловно, необходимы квалифицированные педагоги. Необходимо внедрить механизм постоянного стимулирования их работы. В связи с этим согласно указу техникумам разрешается устанавливать и выплачивать ежемесячную надбавку в размере до 200 процентов от должностного оклада педагогам и мастерам производственного обучения за счет внебюджетных средств образовательной организации.
В техникумах при подготовке кадров среднего звена планируется больше ориентироваться на практику. В техникумах будет налажено производство товаров и оказание услуг. При этом учащиеся смогут участвовать в производстве полуфабрикатов и готовой продукции (товаров, работ, услуг), организовывать демонстрационные продажи в торговых точках как во время практических занятий, так и в свободное от учебы время. Полученная от этой деятельности прибыль может быть использована для материального стимулирования учащихся.
Более 60% профессий и специальностей, по которым техникумы готовят кадры, составляют рабочие профессии. Это создает необходимость не только в получении теоретических знаний студентами, но и в повышении практических навыков. Руководители территориальных подразделений и техникумов организуют на базе каждого учебного заведения производство или оказание услуг по соответствующим направлениям, получая тем самым внебюджетные средства.
В последние годы за счет увеличения объема иностранных инвестиций создается большое количество рабочих мест. Наша основная цель – подготовка кадров, соответствующих требованиям как внутреннего, так и внешнего рынков труда, предотвращение кадрового дефицита и повышение возможностей для молодежи зарабатывать.
В этой связи каждый сектор экономики должен формировать портфель заказов на подготовку кадров среднего звена, определять потребность в кадрах для заполнения новых рабочих мест, создаваемых в рамках инвестиционных проектов, а также формировать новые профессии, востребованные на внутреннем рынке труда.
Беседовал
Абдулазиз РУСТАМОВ,
корр. УзА.