Закон и его исполнение
29 февраля текущего года принят Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (детском омбудсмане)».
О намеченных новым законом задачах по защите прав детей и новшествах по обеспечению его исполнения, которые может принять новый парламент, корреспондент УзА побеседовал с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (детским омбудсманом) Сурайё РАХМОНОВОЙ.
– Прежде всего следует отметить, что Конституцией нашей страны усилены гарантии по созданию условий для полноценного физического, умственного, духовного развития ребенка, расширены социальные обязательства государства в этом направлении, – сказала С. Рахмонова. – Перечислены обязанности родителей перед ребенком, закреплено, что государство и общество возлагают на себя заботу о сиротах и детях, оставшихся без родительской опеки, а также что материнство и детство находятся под защитой государства.
Благодаря новому конституционному подходу в последние годы права ребенка в стране надежно защищаются, в сферу внедрены новые методы. Сформирована специальная законодательная база по обеспечению прав и законных интересов ребенка, налажен эффективный правовой механизм ее исполнения.
Следует отметить такие достижения, как ощутимое снижение показателя неонатальной смертности, увеличение до 76 процентов охвата детей дошкольным образованием (более 2 миллионов), и главное – полное устранение детского труда. Эти результаты признаются не только на национальном, но и мировом уровне.
В частности, в глобальном Индексе детского благополучия в 2017 году Узбекистан занимал 78-е место, а в 2021 году поднялся на 16 позиций. Это практический результат проводимой в сфере работы.
– Может ли новый парламент внести новшества в обеспечение прав детей?
– В настоящее время национальное законодательство располагает более 40 законодательными и свыше 500 подзаконными актами по правам ребенка. Уверены, новый парламент будет активно продолжать этот положительный законодательный опыт.
Защита интересов детей определена одной из приоритетных задач государственной политики, следовательно, этот твердый курс будет активно поддерживаться всеми звеньями госуправления. Важные вопросы в рамках своих функций будут решать парламент, исполнительная и судебная власть.
Вместе с тем в политике государства есть еще много требующих внимания важных и актуальных аспектов в области защиты прав ребенка. Определенно, парламент нового созыва будет работать над этим.
– В нынешнем году принят Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (детском омбудсмане)». Какими полномочиями наделен Детский омбудсман согласно документу?
– Институциональное реформирование Детского омбудсмана, то есть закрепление его статуса в качестве независимого политического института, имеет принципиальное значение.
Конечно, первоначальная задача Детского омбудсмана – установление эффективного парламентского контроля исполнения законодательства, касающегося интересов детей, то есть обеспечение недопущения противоречащих их интересам действий со стороны должностных лиц, организаций и учреждений. В рамках выполнения этих функций законом определены основные цели Уполномоченного по правам ребенка: участие в реализации государственной политики в отношении прав, свобод и законных интересов ребенка, разработке и претворении в жизнь Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, обеспечение гарантий защиты прав детей путем рассмотрения обращений об их нарушении.
В настоящее время в рамках своих полномочий мы занимаемся решением многих вопросов, главный из них – защита ребенка не только от физического, морального, сексуального насилия, но и любых форм пренебрежительного отношения, то есть неудовлетворения его физических, материальных, психологических и других потребностей. При этом целью является устранение различных форм притеснения и насилия в отношении ребенка как со стороны близких ему людей, так и со стороны должностных лиц образовательных учреждений.
Еще одно из основных направлений нашей деятельности – мониторинг уровня защиты прав детей, условий проживания, образования, сохранения здоровья в закрытых организациях, из которых они не могут уйти добровольно.
Детский омбудсман осуществляет контроль образовательных, медицинских учреждений, мест содержания под стражей и исполнения наказания, центров социально-правовой помощи для несовершеннолетних. В частности, в январе-октябре 2024 года проведен мониторинг 50 таких учреждений.
– Как налаживается обеспечение доступа детей к правосудию?
– Начиная с 2016 года в Узбекистане национальное законодательство и правоприменительная практика координируются с международными стандартами, обеспечивается доступ детей к правосудию.
Однако с учетом специфики ситуации в процессе правосудия, независимо от того, уголовное это, гражданское или иное делопроизводство, необходимо гарантированное предоставление детям юридической помощи, услуг представительства и поддержки. Требуется тесное сотрудничество систем правосудия, социальной защиты, здравоохранения, образования, а также глубокая специализация работающих с детьми сотрудников.
В настоящее время проводим подготовку и повышение квалификации специалистов в этом направлении.
– Как идет рассмотрение обращений, поступающих в секретариат Детского омбудсмана?
– Основное направление деятельности Детского омбудсмана – это изучение обращений граждан. Они поступают не только от родителей, родственников ребенка, но и самих несовершеннолетних детей. Это обращения девочек, ставших жертвами семейного насилия, склоняемых родителями или третьими лицами к раннему браку, мальчиков, подвергаемых притеснению в школах со стороны учащихся других классов.
Например, за 9 месяцев текущего года в секретариат Детского омбудсмана поступило 800 обращений о нарушении прав и законных интересов ребенка от физических и юридических лиц, в том числе детей и их законных представителей. В соответствии с механизмом работы с обращениями вместе с ответственными лицами проводим адресную работу по каждому кейсу, при необходимости изучаем ситуацию на местах.
При этом основополагающим фактором всей нашей деятельности является обеспечение равноправного и полного доступа каждого ребенка страны к использованию прав и возможностей, гарантированных Конституцией и законом.
Беседовал Абдулазиз РУСТАМОВ, корр. УзА