В Ташкенте 22 июня начало свою работу сорок второе пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В его работе приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

На сорок втором заседании Сената сначала был рассмотрен Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов».

Отмечалось, что в настоящее время проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов регулируется не законом, а положением, утвержденным приказом Министерства юстиции. Это создает почву для коррупционных пробелов в законодательных актах.

Настоящий закон разработан как единый закон, который регулирует данную сферу, устраняя при этом вышеуказанные проблемы. Законом устанавливаются основные принципы антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов.

Теперь антикоррупционная экспертиза будет осуществляться не только органами юстиции, но и Агентством по противодействию коррупции, юридическими службами государственных органов и организаций, а также государственными органами и организациями, на которые возложено обеспечение исполнения нормативно-правовых актов.

Также негосударственным некоммерческим организациям, органам самоуправления граждан и средствам массовой информации предоставляется право проводить общественную экспертизу нормативно-правовых актов.

Примечательно, что предложения и рекомендации, представленные общественностью, в обязательном порядке рассматриваются соответствующими государственными органами и организациями.

На Министерство юстиции возлагается методическое обеспечение и мониторинг деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы.

По мнению сенаторов, данный закон служит дальнейшему совершенствованию правовой базы противодействия коррупции в нашей стране, предупреждению коррупционных случаев, а также повышению качества действующих и принимаемых нормативно-правовых актов.

По завершении обсуждения закон был одобрен сенаторами.

Кроме того, на пленарном заседании Сената Олий Мажлиса рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной пошлине».

Законом предусматривается освобождение Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей и Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности при Министерстве экономики и финансов от уплаты государственной пошлины при обращении в суды.

В соответствии со статьями 8, 9 и 10 действующего Закона «О государственной пошлине», Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей и его территориальные органы в соответствии с возложенными на них полномочиями освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, вносимым на рассмотрение судами.

Однако известны случаи, когда жалобы, поданные Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей на решения судов первой инстанции, возвращаются вышестоящими судами по причине того, что они не освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с действующим законодательством.

Согласно изменениям и дополнениям, Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности и Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан и его территориальные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, заявлениям и жалобам, подаваемым в суды по гражданским делам, экономические и административные суды.

Сенаторы подчеркнули, что это служит направлению сэкономленных от уплаты государственной пошлины средств, выделенных соответствующим государственным органам для обращения в суды, на развитие предпринимательства, обеспечение более надежной защиты прав субъектов предпринимательства и потребителей.

Закон одобрен сенаторами.

Также обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнения в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с совершенствованием порядка определения размера административного штрафа, налагаемого за неисполнение исполнительных документов».

В ходе обсуждения отмечалось, что в последние годы в нашей стране совершенствуются механизмы исполнения судебных актов и актов других органов, создаются удобства для населения при осуществлении исполнительных процессов в целях надежной защиты прав и свобод граждан.

Сенаторы отметили, что несмотря на проделанную работу, сохраняются некоторые недостатки в обеспечении исполнения исполнительных документов, необходимо внести соответствующие изменения в данную сферу. В частности, закреплено применение со стороны Бюро принудительного исполнения административного штрафа к должнику в случае несвоевременного погашения должником задолженности, подлежащей взысканию по исполнительному документу. Законодательством закреплено, что размер данного штрафа в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности может быть определен в отношении граждан от 300 тысяч до 1,5 миллиона сумов, в отношении должностных лиц – от 1,5 миллиона сумов до 3 миллионов сумов.

Сенаторы особо акцентировали внимание на том, что даже если сумма задолженности, подлежащая выплате должником, меньше минимальной суммы штрафа, назначение высокого штрафа является нарушением принципов социальной справедливости, что является причиной справедливого недовольства должников, и такое положение, естественно, оказывает негативное воздействие на платежеспособность граждан.

Законом это устраняется путем внесения соответствующих изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности. В частности, включается норма, согласно которой размер применяемого административного штрафа не может превышать суммы, установленной к взысканию в исполнительном документе.

Также устанавливается, что рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания, предусмотренные в статье 1981 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности вправе Главный государственный исполнитель Республики Узбекистан, главные государственные исполнители Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, их заместители, а также начальники районных (городских) отделов Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Сенаторы отметили, что принятие закона служит надежной защите прав, свобод и законных интересов граждан, назначению справедливого штрафа в отношении должника за неисполнение исполнительного документа, предупреждению злоупотребления и коррупционных случаев в системе Бюро принудительного исполнения, а также усилению контроля.

Закон одобрен сенаторами.

После этого активно обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнения в Закон Республики Узбекистан «О профилактике и лечении наркологических заболеваний».

Отмечалось, что в последние годы в республике осуществляются комплексные меры по профилактике, диагностике и лечению наркологических заболеваний, развитию медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями.

Вместе с тем в настоящее время возникает необходимость оформления материалов о направлении на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, не только на основании ходатайств наркологических учреждений, членов семьи (родственников), но и по инициативе органов внутренних дел.

В связи с этим в данный закон вносятся соответствующие изменения, предусматривающие наделение органов внутренних дел полномочием по оформлению материалов о направлении на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, а также определение порядка подготовки данных материалов.

Еще одним дополнением является установление гарантирования государством обследования, консультирования, диагностики, а также лечения и медико-социальной реабилитации лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, в амбулаторных и стационарных условиях.

Кроме того, вводится норма о том, что все клинические обследования, связанные с определением необходимости принудительного лечения лица, страдающего наркологическим заболеванием, проводятся в наркологическом диспансере, а в необходимых случаях – в других медицинских учреждениях, где имеются соответствующие специалисты.

По мнению сенаторов, принятие данного закона послужит расширению круга лиц, инициирующих направление на принудительное лечение лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, предупреждению совершения правонарушений и дальнейшему повышению качества и эффективности оказания наркологической помощи.

Закон одобрен сенаторами.

В ходе пленарного заседания рассмотрен и Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в стране принимаются системные меры по совершенствованию системы государственного финансового контроля за эффективным управлением государственными финансовыми ресурсами, целевым и рациональным использованием бюджетных средств, а также по обеспечению эффективной организации исполнения законодательных актов.

Вместе с тем в настоящее время актуальное значение приобретает необходимость повышения открытости и прозрачности деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан, определения целей и порядка, проводимых ею контрольных мероприятий, а также уточнения функций Счетной палаты по осуществлению государственного контроля за исполнением законов, в том числе в сфере государственных закупок.

В этой связи настоящим законом предусматривается наделение Счетной палаты полномочиями по составлению протокола об административных правонарушениях за мелкое хищение и нарушение законодательства о государственных закупках, а органов Государственного финансового контроля Министерства финансов – за мелкое хищение.

Также вносятся изменения, предусматривающие обязанности Счетной палаты Республики Узбекистан по размещению на своем веб-сайте сведений о планах работы, финансовых правонарушениях и результатах их устранения, а также по ежеквартальному информированию общественности о своей деятельности.

Кроме того, расширяются формы и виды контроля, осуществляемого Счетной палатой, раскрыты отличительные стороны контрольных мероприятий, касающихся ревизии, проверки и изучения, юридически закреплены механизмы их осуществления.

В свою очередь членами Сената в ходе обсуждения закона отмечалось, что вносимые изменения и дополнения служат дальнейшему повышению эффективности правильной организации деятельности Счетной палаты, установления ее системного контроля за бюджетными средствами.

Закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы сорок второго пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан