Не только страны Центральной Азии, но и все мировое сообщество пытается найти ответы на проблемы и угрозы, вызванные изменением климата.

К этим проблемам относятся увеличение парниковых газов в атмосфере, повышение температуры верхней коры земли, нехватка водных ресурсов, частая повторяемость стихийных бедствий, усиление процесса опустынивания и другие.

Эксперты утверждают, что изменение климата создает условия для возникновения новых видов стихийных бедствий, а также может в несколько раз увеличить силу ущерба от существующих стихийных бедствий и даже сделать неуправляемыми.

Международные организации и представители научной сферы прогнозируют, что изменение климата вызовет во многих регионах мира разные социально-экономические проблемы. В частности, по данным Всемирного банка, к 2050 году изменение климата, становящееся все более мощной движущей силой миграции, может заставить 216 миллионов человек в шести регионах мира переселиться в другие районы своих стран. Наличие среди этих регионов Центральной Азии с численностью более пяти миллионов человек доказывает, что эта проблема очень актуальна для стран региона.

Состоявшаяся в Душанбе V международная конференция по вопросам изменения климата в Центральной Азии  продемонстрировала, что экологические вопросы, связанные с окружающей средой, водными, земельными ресурсами, уже стали главными проблемы, с которыми сложно справиться.

Центральная Азия является одним из регионов, быстро развивающихся в экономическом отношении. В то же время регион географически расположен так, что эффективное использование здесь водных и земельных ресурсов, рациональный способ управления ими будут служить дальнейшему развитию, повышению благополучия народа в будущем.

Все страны региона, в частности, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, ратифицировали Парижское соглашение в целях борьбы с угрозами, связанными с изменением климата, и принятия соответствующих мер в данном направлении. Документ разработали в 2015 году, в том же году его подписали 196 стран. Одним из основных аспектов Парижского соглашения является то, что наряду с развитыми странами развивающиеся страны также обязаны сокращать количество выбросов в атмосферу.

В то же время данный международный документ ставит перед государствами три важные цели. 

Первая цель, поставленная перед странами, – смягчение последствий изменения климата.

Это означает удержание глобальной средней температуры на земле ниже 2°C, по возможности на уровне 1,5°C, по сравнению с доиндустриальным уровнем (середина XVIII века). Существует огромный разрыв между политикой, проводимой странами мира, и политикой, необходимой для удержания глобального потепления на уровне 1,5°C. По прогнозу экспертов, если нынешняя реальность не изменится и не будут приняты соответствующие меры участниками Парижского соглашения, то к 2100 году среднее глобальное потепление составит 3,2°С. В значительной части земного шара будут потеряны экосистемы. Удержание глобального потепления на уровне 1,5°C будет означать сокращение выбросов на 43 процента к 2030 году и на 84 процента к 2050 году. Только достижение этой цели позволит нам сохранить нашу планету «здоровой».

Вторая цель заключается в повышении способности адаптироваться к неблагоприятным последствиям изменения климата и способствовать низкоуглеродному развитию.

Для достижения этой цели во всех странах региона внесены соответствующие поправки в национальное законодательство, приняты государственные программы. В Казахстане утверждена Стратегия достижения углеродной нейтральности до 2060 года. Определено снизить количество выбросов в атмосферу до 0 процентов за счет перевода всех отраслей экономики на возобновляемые источники энергии, а также за счет  развития биоэнергетики.

Таджикистан принял Национальную стратегию адаптации к изменению климата до 2030 года. Стратегия перехода Узбекистана к «зеленой экономике» на 2019-2030 годы подразумевает меры, которые необходимо реализовать в водном и сельскохозяйственном секторах для адаптации к изменению климата.

Мы видим, что усилия отдельных стран региона по адаптации к изменению климата составляют очень небольшой процент по сравнению с региональным уровнем.

Третья цель – призывать страны финансировать проекты, направленные на развитие, устойчивое к изменению климата.

Группа Всемирного банка объявила в 2021 году, что 35 процентов средств, выделяемых в ближайшие пять лет, будут направлены на проекты, адаптированные к изменению климата. В период с 2016 по 2020 год этот показатель составлял 26 процентов.

Этот критерий важен для всех развивающихся стран Центральной Азии. Если крупные проекты, реализуемые в странах региона, не будут отражать требования по адаптации к изменению климата, их будет сложно финансировать за счет иностранных инвесторов. Это, в свою очередь, вызывает замедление экономического роста. Все страны, стремящиеся повысить свою инвестиционную привлекательность в будущем, должны учитывать требования, возникающие в связи с изменением климата.

Следует отметить, что экологические проблемы, возникающие в результате изменения климата, с национального уровня уже переросли в транснациональную угрозу. Поэтому очевидно, что усилия одной страны по решению этих проблем не принесут результатов. Единственным решением этой проблемы являются расширение сотрудничества между соседними странами на всех уровнях, широкое участие общественности и совместное принятие решений по вопросам, связанным с изменением климата. Необходимо эффективно использовать средства массовой информации для доведения экологической ситуации в регионе до широкой общественности и формирования экологической культуры у граждан. В частности, в плане преодоления последствий изменения климата Центральная Азия, «живущая» проблемой Арала и нехваткой водных ресурсов, более уязвима, чем другие регионы мира.

По оценкам экспертов, 50 процентов воды, используемой для орошения, теряется из-за неэффективности технологий орошения в странах Центральной Азии. В результате изменения климата площадь ледников в регионе за последние 50-60 лет сократилась на 30 процентов, а ежегодные издержки деградации земель составляют 4 процента ВВП. Эти цифры показывают, что изменение климата интенсивно проникает в регион Центральной Азии.

В Центральноазиатском регионе функционирует ряд международных структур по адаптации к изменению климата и борьбе с его негативными последствиями, в частности, Региональный экологический центр Центральной Азии, Международный фонд спасения Арала, а также неправительственные организации, действующие на основе программ, финансируемых международными финансовыми институтами и странами-донорами, активистами-экологами, журналистами и научно-исследовательскими институтами. Кроме того, в последние годы все большее значение приобретают инициативы, продвигаемые лидерами стран Центральной Азии в международных и региональных организациях по вопросам изменения климата. В частности, в рамках прошедшего 16 сентября 2022 года в Самарканде Саммита Шанхайской организации сотрудничества Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил создать Климатический совет ШОС. На Самаркандском саммите Организации тюркских государств, прошедшем 11 ноября 2022 года, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выдвинул инициативу о создании Совета тюркских зеленых финансов. Продвижение главами государств таких инициатив позволяет еще больше расширить сотрудничество, объединить имеющиеся силы и средства в адаптации к изменению климата в регионе и борьбе с его последствиями.

Исходя из вышеизложенного, необходимо регулярно включать вопросы изменения климата в повестку дня международных мероприятий и встреч высокого и высшего уровня, посвященных изменению климата в Центральноазиатском регионе. Также соответствующим министерствам и ведомствам необходимо сформировать реестр промышленных предприятий и предпринимателей, работающих на основе «зеленых технологий»,  стимулировать их рост.

В этом процессе будет полезным развитие экожурналистики, в частности, расширение деятельности национальных и международных изданий, телевидения, включение экожурналистики как отдельного направления в престижные конкурсы. Во всех школах и высших учебных заведениях целесообразно сформировать группы волонтеров «Юные природоведы», «Юные экологи» и совместно с экоактивистами проводить тренинги.


Муроджон Мустафаев,

независимый исследователь Университета мировой экономики и дипломатии.

УзА