В Гонконге (КНР) в честь 10-й годовщины инициативы «Один пояс, один путь» состоялся международный форум на тему «Дивный новый мир».

В своем выступлении директор Международного института Центральной Азии Владимир Норов отметил, что историческое значение для реализации инициативы «Пояса и пути» имеет стартовавший на Самаркандском саммите ШОС проект железнодорожного сообщения «Китай – Кыргызстан – Узбекистан», которое может быть продолжено далее на юг, через Туркменистан и Иран в Турцию, что сократит путь из Китая в Европу на 900 километров и уменьшит длительность перевозок на восемь суток.

Узбекистан также поддерживает взаимосвязанность регионов Центральной и Южной Азии – в том числе, посредствам строительства железной дороги «Термез – Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар».

Этот маршрут не только расширит логистические возможности «Пояса и пути», но и будет содействовать мирному восстановлению Афганистана и расширению торгово-экономических связей по направлению «Север-Юг».

Важно отметить, что Центральная Азия является ключевым регионом для ШОС и инициативы «Один пояс и один путь», обладает потенциалом для дальнейшего экономического, политического развития в связи с участием в них.

Так, за более чем 30 лет взаимоотношения между странами Центральной Азии и Китаем получили прорывное развитие, достигнув уровня стратегического партнёрства.

Только за 2022 год Китай увеличил торговлю со странами Центральной Азии на 45,4%, соответственно, товарооборот вырос до $49 млрд. Как заявил Председатель КНР Си Цзиньпин этот показатель планируется увеличить до $70 млрд. к 2030 году.

Вместе с этим важно выделить проведённый 25 января 2022 г. онлайн-саммит Глав государств стран Центральной Азии и Китая, где Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев предложил разработать Стратегию Нового экономического диалога «Центральная Азия – Китай», призванную обеспечить беспрепятственную торговлю и формирование общего пространства промышленной кооперации и локализации.

Узбекистан также выступает за совместную с Китаем реализацию в Центральной Азии долгосрочных и взаимовыгодных проектов, которые будут способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития, интеграции стран региона в систему глобальной экономики и транспортно-логистических коридоров.

Подготовил Г.Хонназаров.

УзА