Конституция Республики Узбекистан является высшим правовым документом нашей страны. В целях его реализации и на основании установленных им норм и правил принимаются иные нормативно-правовые документы.

Крупные реформы, реализуемые во благо народа, шаги к высшей цели – построению Нового Узбекистана, безусловно, требуют обновления нашего Основного Закона. Как отметил Президент нашей страны, в процессе доработки Конституции будут учтены предложения и пожелания народа, и проект закона будет принят путем вынесения его на референдум.

Подготовка проекта Конституции включала в себя два этапа. На первом этапе свои мнения и предложения внесли 60 тысяч наших граждан, на втором этапе проект Конституции был вынесен на общественное обсуждение. Через СМИ и интернет-сети с проектом ознакомились 5 миллионов жителей, поступило более 150 тысяч предложений и замечаний. В ходе обсуждений с трудовыми и учебными коллективами, активистами махаллей и представителями интеллигенции было получено еще около 10 тысяч предложений. Также были изучены международно-правовые документы и опыт более 190 стран, проект прошел 6 видов экспертиз.

Итак, какие изменения предусмотрены в проекте Конституции?

Количество статей увеличилось с нынешних 128 до 155, а количество норм – с 275 до 434. То есть на основе предложений нашего народа текст Основного Закона обновлен на 65 процентов. Концептуальные изменения вносятся в 91 статью из 128.

Согласно проекту Конституции, человек, его жизнь, свобода, достоинство, честь и другие неотъемлемые права и свободы считаются священными и их защита гарантируется государством. То есть государство, его институты, должностные лица ответственны перед обществом и гражданами. 

Самое главное, все споры и неясности в законодательстве, возникающие при взаимодействии гражданина и государственных органов, будут трактоваться в пользу первого. Честь и достоинство человека неприкосновенны и ничто не может служить поводом для их дискриминации.

Одним из основных прав граждан является право на труд, свободный выбор профессии и защиту от безработицы. В проект Конституции включен ряд новых статей, касающихся трудовых отношений. Граждане Республики Узбекистан имеют равные права при поступлении на государственную службу.

Запрещается отказывать женщинам в приеме на работу, увольнять с работы и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, государство должно принять меры по обеспечению занятости граждан, защите их от безработицы, сокращению бедности, организации и поощрению профессиональной подготовки и переподготовки.

Вместе с тем запрещаются любые формы детского труда, создающие угрозу здоровью, безопасности, нравственности, умственному и физическому развитию ребенка, в том числе препятствующие его обучению. Государство принимает меры, направленные на повышение качества жизни социально нуждающихся слоев населения (одиноких престарелых, инвалидов), включая создание условий для их полноценного участия в жизни общества, расширение возможностей для самостоятельного обеспечения ими своих основных жизненных потребностей, предоставление в полном объеме доступа к социально-экономическим и культурным объектам и услугам, содействие трудоустройству и получению образования, гарантирование беспрепятственного доступа к необходимой информации.

Более того, впервые в Конституции закрепляются основные задачи государства касательно молодежной политики.

Введение нормы о том, что государство будет принимать меры по охране и восстановлению экологической системы Приаралья, социально-экономическому развитию региона, доставит огромную радость всем его жителям.

Как упоминалось выше, принято решение о принятии проекта Конституции путем вынесения его на всенародный референдум. Порядок организации и проведения референдума в нашей стране регулируется Законом «О референдуме Республики Узбекистан».

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню или в день проведения референдума восемнадцати лет. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в учреждениях по исполнению наказания в виде лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления.

Голосующий, не имеющий возможности в день референдума находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование. Досрочное голосование начинается за десять дней до проведения референдума и заканчивается за три дня до референдума.

Решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании.

Насиба Кутлимуратова,
главный инспектор Каракалпакского республиканского филиала 
Агентства развития государственной службы.

УзА