В ходе заседания Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам обороны и безопасности рассмотрены результаты работы, проведенной в рамках ряда законов и парламентского контроля.

Подведены итоги изучения исполнения Закона «О государственной таможенной службе» в части задержания товаров и других ценностей, являющихся непосредственным предметом таможенных правонарушений на границе и таможенных постах внешнеэкономической деятельности, подведомственных Ташкентскому областному и Ташкентскому городскому таможенным управлениям.

В целях создания удобств для граждан в Таможенном комитете создан «Центр таможенного оформления» и центры «Дистанционное электронное декларирование», «Таргетинг», «Обработка данных» и колл-центр, оборудованные по современным стандартам.

В 2023 году и первом квартале текущего года в 850 случаях, выявленных управлениями и СТК «Ташкент-АЭРО», товары на  65 миллиардов сумов были возвращены их владельцам на основании решений судов и следственных органов. Таможенными органами проводилась системная работа по предотвращению незаконного ввоза и оборота товарно-материальных ценностей на территории Республики Узбекистан. Управлениями и СТК «Ташкент-АЭРО» в 2023 году и первом квартале текущего года в 14 146 случаях пресечен незаконный оборот товаров на  216,8 млрд сумов.

Отмечалось, что в сфере имеются некоторые проблемы. В частности, каждый таможенный орган имеет отдельный расчетный счет для взимания таможенных платежей. Это  создает неудобства предпринимателям,  они сталкиваются с излишними хлопотами при перечислении платежей в таможенные органы. Статья 355 Таможенного кодекса предусматривает, что заявление о возврате сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подается в таможенный орган, на казначейский лицевой счет которого были внесены излишне уплаченные или взысканные таможенные платежи. Однако таможенные сборы – это поступления не в местный, а в республиканский бюджет.

Еще одна проблема. Действующими нормативными актами не определены порядок и стандарты ввоза физическими лицами без соответствующих разрешений биологически активных добавок, предназначенных для личных нужд. На практике подобные случаи вызывают законные возражения граждан. Кроме того, нет правовых оснований для распоряжения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, изъятыми таможенными органами, и согласно заключению экспертизы, признанными пригодными для непосредственного применения.

Не урегулирован процесс хранения, проведения экспертизы и оценки товаров, возвращенных их владельцам по решению суда и соответствующих органов, а также возмещения транспортных расходов.

Введен упрощенный электронный порядок рассмотрения административных правонарушений, зарегистрированных через информационные системы таможенных органов. Однако дополнительные финансовые средства для обеспечения эффективной и непрерывной работы информационной системы не выделяются. Не созданы эффективные механизмы обеспечения таможенного контроля временно ввезенных в страну транспортных средств.

Нормативно-правовыми актами не урегулированы требования к юридическим лицам, осуществляющим доставку международных курьерских отправлений, а также понятия международных курьерских отправлений. При ввозе курьерских отправлений на территорию республики сведения о лице, непосредственно получающем отправление, предоставляются курьерским организациям, в связи с чем в последующем наблюдаются случаи использования этих сведений курьерскими организациями без разрешения граждан.

Принято решение об устранении недостатков.

Н. Абдураимова, корр. УзА.