31 января текущего года Бухарский городской суд по уголовным делам огласил приговор в отношении лиц, причастных к беспорядкам, произошедшим в Каракалпакстане летом 2022 года. Всемерно признается тот факт, что приговор был вынесен на основе принципов гуманизма и эффективности кардинальных реформ, проведенных в последние годы по инициативе главы нашего государства в судебно-правовой системе нашей страны.

Действительно, со второй половины 2016 года в Узбекистане началась реализация  новых политико-правовых реформ. В качестве нового этапа на пути социальной, правовой, демократической и светской государственности приоритетной задачей были определены реформы, служащие возвеличиванию чести и достоинства человека, обеспечению его интересов. Это, в свою очередь, обеспечило нашей стране статус субъекта международных отношений в нынешних крайне сложных условиях, наличие современного механизма защиты своей территориальной целостности и суверенитета. Особенно реформы в судебно-правовой сфере, включающие на основе абсолютно современных критериев открытость в правосудии, использование механизмов участия общественности, проявление принципа гуманизма при вынесении судебных приговоров, которые становятся повесткой дня политико-правовой политики.

Благодаря  правосудию обеспечивается защита прав и свобод человека. В частности, в случае, когда полностью доказано, что подсудимый совершил преступление, которое строго влечет лишение свободы на определенный срок, в нашем новом законодательстве отдан приоритет принципу гуманизма.

Результаты политико-правового анализа показывают, что основное внимание главы нашего государства  направлено на совершенствование судебной деятельности.  Ибо судьба человека напрямую связана с функционированием всех сфер общественно-экономической жизни. В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы также определена цель реализации принципа подлинного равенства и состязательности  сторон  в судебном процессе, достижения правосудия для граждан и субъектов предпринимательства.

В этой связи сведения, мнения и предложения, высказанные  Президентом Республики Узбекистан на прошедшем 14 ноября 2022 года совещании по обсуждению приоритетных  задач по обеспечению правосудия, имеют концептуально-стратегическое значение. С 2016 года, то есть  за последние шесть лет политико-правовых  реформ в сфере  было принято более 50 законов, указов и постановлений, направленных на  укрепление судебной независимости, обеспечение беспристрастности, справедливости и законности при рассмотрении уголовных дел. За этот период были оправданы 4 тысячи несправедливо осужденных лиц, свыше 26 тысяч человек были освобождены из зала суда, в отношении 47 тысяч граждан  исключены статьи, необоснованно выдвинутые в ходе следствия.

Поэтому на совещании Президент дал соответствующие указания по созданию атмосферы состязательности в судах и совершенствованию работы  органов правопорядка. Согласно анализу главы государства, ежегодно в суд обращается в среднем 1 миллион 500 тысяч человек. С начала года в Верховный суд обратились 18 тысяч граждан, недовольных решениями областных судов.

Было отмечено, что при рассмотрении дела в суде роль адвоката не ощущается, а в ряде случаев расследование ведется на низком уровне, что становится поводом обоснованного недовольства граждан.

В целях недопущения вмешательства в судебный процесс продлен срок полномочий судей и резко увеличена их заработная плата. Также важным новшеством  стало то, что назначение судей передано Высшему судейскому совету. Тем не менее, по словам главы государства, пробелы в этом плане все же есть.

Была поставлена задача разработать законопроект, направленный на усиление ответственности областных судов, а также предусматривающий формирование уголовного дела с обвинительным актом и заключением защитника.

Подчеркнута важность коренного реформирования Высшей школы судей, подготовки судей по имущественным, семейным, налоговым, трудовым отношениям для районных и областных судов.

Была поставлена задача усиления полномочий  судейского сообщества и поэтапного увеличения количества судей. Также глава государства дал указание по расширению масштабов цифровизации в сфере, интеграции  информационной системы, созданию дополнительных удобств для людей за счет современных технологий.

Следовательно, во-первых, в рассмотренном в Бухаре уголовном деле вина  обвиняемых была полностью доказана. Предоставление возможности  обвинителям и защитникам спорить друг с другом в открытом суде является примером принципа «Все во имя чести и достоинства человека» и политики прощения.

Во-вторых, в Указе Президента Республики Узбекистан «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» определено  последовательное продолжение  политики совершенствования уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, широкое внедрение  принципов гуманизма в систему исполнения  наказания. В связи с этим, не смотря на то, что в ходе судебного разбирательства полностью подтвердилась обоснованность назначения самого строгого  наказания в рамках закона в отношении лиц, причастных к «каракалпакским событиям», наказание подсудимым было назначено исходя из принципа гуманности.

В-третьих, были наглядно продемонстрированы первые результаты реформ, осуществляемых в  судебно-правовой системе нашей страны. Теперь  важной задачей является дальнейшее их углубление, осуществление новых изменений, соответствующих современной эпохе.

На наш взгляд, этот процесс продемонстрировал то, как развивается наша государственность, и подверг наше общество своеобразному   серьезному испытанию на международном уровне. Дело в том, что Узбекистан сегодня признается как одно из наиболее ответственных государств региона благодаря своей конструктивной и открытой политике. Изменения и события, происходящие в нашей стране, тщательно отслеживаются широкой общественностью зарубежных стран, которые   выражают свое отношение к ним. В частности, за расследованием и судебным разбирательством событий в Каракалпакстане с особым вниманием следили наши страны-партнеры, ближние и дальние соседи,  развитые государства, международные организации.

Мнения по этому поводу высказываются открыто. Например, за два месяца до начала судебного процесса над 22 лицами, обвиняемыми в действиях, связанных с трагическими событиями в Каракалпакстане, США выступили со следующим заявлением: «Мы призываем правительство выполнить свои обязательства в отношении общественной прозрачности и привлечь к ответственности сотрудников силовых структур, если они нарушили законодательство Республики Узбекистан». Дипломатическая миссия в нашей стране от имени США также призывала парламентскую комиссию, возглавляемую Омбудсманом, как можно скорее опубликовать свои выводы.

В частности, международная правозащитная организация «Human Rights Watch» призвала Узбекистан срочно пересмотреть порядок применения шумовых и дымовых гранат для контроля скоплений людей и исключить их из оснащения сотрудников ОВД, чтобы не допускать смертей и тяжелых травм, таких как во время событий в Каракалпакстане.

Также в заявлении делегации Европейского союза в Ташкенте было отмечено, что ЕС внимательно следит за продолжающимся в Бухаре судебным процессом над 22 лицами, обвиняемыми в причастности к трагическим событиям в Каракалпакстане. В ЕС выразили признательность властям Узбекистана «за обеспечение открытости процесса для общественности, включая средства массовой информации, а также обеспечение прямой трансляции». В заявлении также выражалась надежда «на справедливый и беспристрастный процесс».

– Мы призываем правительство выполнять свои обязательства в том, что касается свободы выражения мнений и свободы собраний, в том числе в рамках его обязательств по GSP+. Мы также с нетерпением ожидаем в ближайшее время результатов работы следственной комиссии по событиям в Каракалпакстане и надеемся, что они будут доступны общественности», – подчеркивалось в заявлении Евросоюза.

Таким образом, приговором суда в отношении лиц, причастных к событиям в Каракалпакстане, были применены статьи 55 («Обстоятельства, смягчающие наказание»), 57 («Назначение более легкого наказания»),  72 («Условное осуждение»), 74 («Замена наказания  более мягким») Уголовного кодекса Республики Узбекистан, что в первую очередь можно считать  результатом инициативы главы государства, а также принятия во внимание   мнений представителей международного сообщества.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что этот процесс является практическим отражением  того факта, что Узбекистан развивается на основе демократических ценностей. Крайне  важно продолжать  укреплять  эту новую тенденцию в нашей современной государственности, где честь и достоинство, интересы человека превыше всего, а также  устойчивость наших усилий по обеспечению правосудия. Это в свою очередь будет  повышать  гордость и ответственность наших граждан, их доверие к государству.

Данный  процесс показал, что наше государство полностью уверенно  контролирует общественно-политическую ситуацию. Не допускалась политизация ситуации, были созданы условия для обеспечения института общественного контроля над судебным процессом. Это важный фактор, определяющий  формат политико-правовых отношений между государством и обществом на новом этапе.

 

 

Сайфиддин Джураев,

профессор Ташкентского государственного университета востоковедения,

доктор политических наук,

Феруза Мухиддинова,

профессор Ташкентского государственного юридического университета,

доктор юридических наук

УзА