На фоне адаптации к трансформациям в сфере энергообеспечения многие страны активно пересматривают свои национальные стратегии. Кто-то продолжает изучать наработанный в мире опыт, кто-то вынужден ускориться с принятием решений, а кто-то проводит «рокировки» в приоритетности источников генерации и поставок энергоресурсов.

Заметен и общий тренд — внимание к возобновляемым источникам энергии. Этот тренд не обошел и Узбекистан. Так  на что сегодня ориентируется мировое сообщество, и какие существуют механизмы, влияющие на развитие «зеленой» экономики?

Ставка на стандарт устойчивости

Чтобы организовать и структурировать информацию о предмете или дисциплине, существует определенная система. Этот инструмент имеет специальное название – «таксономия». Она отражает принципы классификации сложных систем, понятий и оценки процессов. В ее разработке участвует большое количество специалистов, ученых и экспертов.

Таксономия позволяет быстро и четко определить текущий статус, чтобы затем понять степень приближения или отклонения от заданной цели.

Говоря об устойчивости экономик, нельзя не упомянуть систему ESG, под которой подразумевается устойчивое развитие коммерческой деятельности на базе таких принципов, как ответственное отношение к окружающей среде (E-environment), высокий уровень социальной ответственности (S-social) и высокое качество управления (G-governance). Эти принципы впервые сформулировал бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который предложил корпорациям включить эти принципы в свои стратегии, чтобы снизить риски, связанные с изменением климата. Стандарт для участников, сделавших выбор в пользу ESG, называется таксономией устойчивого финансирования. Соответствие этим стандартам позволяет инвесторам и компаниям принимать обоснованные решения в соответствии с утвержденными принципами устойчивости. Это также дает опору и поддержку, зачастую финансовую и общественную. Другими словами, таксономия играет роль маяка, который указывает кораблю направление движения, что особенно важно в нестабильные периоды.

Эффективная и работающая таксономия должна быть основана на новейшем опыте и экспертизе, особенно, когда речь идет о конкретной отрасли. Также важно, чтобы система стандартов и требований была прозрачной.

«Зеленая» Таксономия ЕС

На фоне разнообразия национальных и международных таксономий все большую популярность набирают «зеленые» механизмы, нацеленные на обеспечение максимально бережного отношения к окружающей среде. Наиболее известной среди них считается Таксономия ЕС, на которую ориентируются многие страны при формировании долгосрочных программ развития и стратегии энергоперехода благодаря ее проработанности и детальному описанию критериев. Разработка документа велась с 2018 года. Таксономия ЕС была официально опубликована 22 июня 2020 года и вступила в силу 12 июля 2020 года. Документ включает13 секторов и более 100 видов деятельности, список которых может расти.

Таксономия ЕС также является опорным документом для других нормативных документов, связанных с устойчивым развитием. С прошлого года в Дополнительном делегированном акте (ДДА) к Таксономии ЕС были прописаны критерии для признания проектов в области атомной генерации в числе устойчивых видов деятельности. Это открыло окно возможностей для привлечения инвестиций в «атомные» проекты.  ЕС, где количество действующих реакторов составляет приличную цифру – около четверти от общего количества действующих реакторов в мире, наконец, признал атомную генерацию, отнес ее к переходным видам деятельности,  закрепив статус низкоуглеродного стабильного источника энергии, способствующего  эффективному переходу к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).

Соответствие стандартам подтверждено

ДДА стал предметом дополнительного анализа со стороны экспертных групп корпораций. На Международной конференции  ООН по изменению климата (СОР27), на которой обсуждались «зеленые» технологии и сценарии энергоперехода, экспертная группа Росатома представила анализ критериев Таксономии ЕС для проектов атомной генерации. Анализ был сделан применительно к существующим реакторным технологиям ВВЭР, а также ряду имеющихся и ведущихся инновационных разработок в области замыкания топливного цикла.

В рамках анализа были рассмотрены четыре основных блока критериев: «Подтверждение минимального уровня выбросов парниковых газов»; «Безопасность на этапе эксплуатации  АЭС»; «Ядерный топливный цикл»; «Заключительная стадия жизненного цикла АЭС». Эксперты пришли к выводу, что существующие технологические решения Росатома в области атомной энергетики, включая разработки по толерантному топливу, отвечают критериям Таксономии ЕС, в том числе в части требований к безопасности и надежности атомных электростанций.

УзА